Социология политического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 21:26, творческая работа

Краткое описание

Правительственный кризис - особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия, и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология политического кризиса.pptx

— 291.31 Кб (Скачать файл)

Социология политических кризисов.

 

Выполнили:

Студентки 123 группы

Попова Александра;

Кружкова Виктория.

Понятие и типология политических кризисов.

 

    • Политический кризис - состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

 

 

    • Внешнеполитические            Внутриполитические

(обусловленные междуна-          *правительственный

родными конфликтами и            *парламентский

противоречиями)                        *конституционный

Правительственный кризис - особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия,  и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д. 

 

Правительственный кризис

Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента  и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и эти препятствует принятию решений и реализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента назначение новых выборов. 

 

Парламентский кризис

Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр. 
К.п. характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием властных парламентских структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.). 

 

Конституционный кризис

Формы Конституционного кризиса

 

Конституционный кризис

    • кризис легитимности; 
    • кризис идентичности;
    • кризис политического участия;
    • кризис проникновения;
    • кризис распределения.

Внешние и внутренние условия политического кризиса. 

 

    • Международная обстановка;
    • Подрывные действия других государств;
    • Разрушение экономики;
    • Социальная дезинтеграция.

Международная обстановка

 

Сегодня страны конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики. Конкуренция приобрела глобальный характер. В конце 90-х России пришлось уступить многие ниши на мировом рынке. Создаются конфликтные ситуации, которые в конечном итоге способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях

Подрывные действия других государств

 

Сюда можно отнести глобальное распространение террористических и экстремистских движений и групп. Проблема терроризма в последнее время приобретает особую остроту. После 11 сентября 2001 года стало окончательно понятно, что «холодная война» закончилась и на повестке дня другая война – с международным терроризмом. Россия,  основываясь на международных конвенциях и договорах, сотрудничает с иностранными государствами в области борьбы с терроризмом и выступает одним из самых надежных гарантов международной стабильности.

 Разрушение экономики

 

Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в уменьшении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно разные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономические интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно влиять на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Экономическая нестабильность и кризисы рождают недоверия к существующей власти, что к не конвенциональным формам активности и даже революциям.

 

Социальная дезинтеграция

 

Процесс и состояние распада общественного целого на части, разъединение элементов, некогда бывших объединенными, т.е. процесс, противоположный социальной интеграции; проявляется в таких формах, как распад или исчезновение общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих интересов, снижение или утрата группой контроля над своими частями, над целостным социальным процессом или снижение влияния существующих правил социального поведения на индивидов, отступление от норм организации.

 

Социально-экономические причины политического кризиса в России.

В повседневной практике при обсужде­нии межнациональных отношений, эффективности или неэффективности на­циональной политики государства, обычно имеются в виду определенные на­ции. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выде­ляются, хотя их количество, например, в России, довольно значительно. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этниче­ских и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей. 

 

Межнациональный конфликт.

Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряженности в обществе.  

 

Социальная напряженность.

Социальная напряженность обусловлена: 

 

    • Степенью несовпадения интересов субъекта и объекта социальных взаимодействий;

 

    • Различием в степени ответственности субъекта и объекта социальных взаимодействий;

 

    • Состоянием неравенства возможностей в защите своих прав. 

По И.А. Ильину

 

К социально - экономическим причинам он относит:

 

    • Отсутствие многочисленного, хозяйственно обеспеченного и организованного среднего сословия;

 

    • Наличие слишком малой прослойки;

 

    • Разрушению политического и правового сознания граждан России

Признаки и критерии кризисной ситуации.

 

Признаки

 

Критерии

 

    •  внезапность;
    • неожиданность;
    • быстрота;
    • непредсказуемость развития событий.

 

    • угроза базовым ценностям, когда информация об угрозе поступает одновременно с ней или с небольшим опозданием;
    • ограниченное время для ответа на угрозу;
    • высокая вероятность начала военных действий.

 

Выявлено, что в условиях кризисного состояния значительно снижается степень предсказуемости поведения социума. Для пика кризиса характерны распад общества на множество его индивидуальных элементов и в то же время появление массы новых мелких образований – национально-этнических, религиозных, сословно-корпоративных групп. Заметным становится появление в системе больших масс людей, выпадающих из активной общественной жизни.  

В ходе своей эволюции любое общество неоднократно проходит динамический цикл  
«стабильность – кризис – новая стабильность».

Общая классификация Кризисов:

 

    • Внезапный кризис, в случае которого нет времени для исследования и планирования;
    • Возникающий кризис, который дает время для исследования и планирования;
    • Постоянные кризисы, которые могут продолжаться годами и месяцами независимо от усилий по их разрешению.

 

 

Урегулирование политических кризисов .

В урегулирование политических кризисов входит:

 

    • Разработка и реализация особых мер по управлению в условиях кризиса, информационная политика в кризисных ситуациях;
    • Разработка стратегии и тактики;
    • Минимизация потерь;
    • Принятие политических решений в кризисных ситуациях.

 

3 этапа антикризисного  управления

 

На основе исследования О. Лербингера:

 

    • Планирование непредвиденных обстоятельств, оно относится к предкризисной стадии;

 

    • Непосредственно кризис;

 

    • Восстановление после кризиса.

Выявлено, что характерной особенностью политической системы является возникновение кризисных ситуаций на всех стадиях ее жизненного цикла (становление, рост, зрелость, спад). Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В урегулировании кризисов решающее значение имеет стратегия. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него. 

– ресурс первый – достаточное время на решение задачи; 
– ресурс второй – достаточный объем полномочий по выбору методов решения задачи; 
– ресурс третий – достаточные финансы для решения задачи. 
Первое граничное условие – ни один из ресурсов не должен быть равен нулю. 
Второе граничное условие – недостаток одного ресурса восполняется увеличением двух других; недостаток двух ресурсов восполняется увеличением оставшегося. 
В кризисе резко возрастает динамизм всего объема конфликтных отношений. Завершение международного кризиса возможно двумя путями: либо кризис переходит в войну, либо идет ослабление напряженности, и кризис разрешается на политико-дипломатическом уровне. 

 

Для успешного урегулирования политического кризиса выделяются необходимые три ресурса и два граничных условия:

 

В основе разрешения политических кризисов лежат поиски компромисса и консенсуса.

 

Компромисс – это соглашение на основе уступок. Они бывают вынужденными и добровольными. На основе компромиссов создаются партийные блоки и коалиции.

 

 

 

Выделяют объекты консенсуса:

    • цели (конечные);
    • правила игры, процедуры;
    • конкретные органы власти.

  
 

 

Консенсус – это соглашение большинства людей любого общества относительно наиболее важных аспектов его развития. 
 

Уровни консенсуса:

    • на уровне сообщества или основной ценности;
    • на уровне режима или процедуры;
    • на уровне политики 

Информация о работе Социология политического кризиса