Человек, индивид, личность…

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:52, реферат

Краткое описание

Предмет социологии – общество, состоящее из социальных институтов, групп, организаций и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Социолога интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. Представляясь человеку, они так и говорят: «Нас интересует ваше личное мнение».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….
1. Происхождение понятия личность…………………………………………………..
2. Человек, индивид, личность………………………………………………………….
3. Сущность и понятие личности

Глава 1. Личность и социальные роли
1.1 Сущность и понятие личности
1.2 Социальный статус
1.3 Социальные роли личности
1.3.1 Понятие социальной роли
Глава 2. Исследование ролей личностей
2.1 Политик
2.2 Заведующий кафедрой вуза
2.3 Выпускник школы, выбирающий профессию инженера
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

личность.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

 

В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления  личности, в ходе которого формируются  наиболее общие распространенные черты  личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

 

Основным органом первичной  социализации Толкотт Парсонс считает  семью, где закладываются фундаментальные  мотивационные установки личности.

 

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного  формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.

 

Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и  потенциальными возможностями социального  развития в полноправного члена  общества

 

В процессе социализации человек  формируется как творец материальных благ, активный субъект социального  отношения. Сущность социализации можно  понять при условии, что личность рассматривается одновременно как  объект и субъект социального  воздействия.

 

3.2.        

Воспитание, как процесс  формирования личности

 

На формирование личности человека огромное влияние имеет  воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

 

Воспитание - это процесс  целенаправленного воздействия  на человека со стороны других людей, взращивание личности.

 

Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и  сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения

 

«вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме  духовного общения.

 

Проблема воспитания –  одна из вечных социальных проблем, окончательное  решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести  основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными  потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно  – исторического опыта, планомерное  и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания.

 

Социология воспитания –  формирование личности как конкретного  носителя социальности с определенными  мировоззренческими, нравственными, эстетическими  установками и жизненными устремлениями  в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям  культуры, с другой стороны –  воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».

 

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Заключение

 

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в  процессе деятельности, человек приобретает  личностные качества и становится социальным субъектом.

 

Мы не говорим «личность  новорожденного», понимая его как  индивида. Мы всерьез не говорим  даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного  окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических  и социальных факторов.

 

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная  генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления  социального «Я».

 

Содержание процесса становления  социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого  процесса - это поиск своего социального  места в обществе. Результатом  этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности.

 

Становление социального  «Я» возможно только как процесс  усвоения мнения значимых людей для  человека, то есть через понимание  других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые  это процесс описал

 

Ч.Кули). Можно сказать  иначе: на социально – психологическом  уровне становление социального  «Я» происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних  норм во внутренние правила поведения.

 

Личность формирует такие  отношения, которых нет, и никогда  не было, и в принципе не может  существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется  через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений.

 

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются  в деятельности.

 

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек  становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые  позволяют отличить его то любой  другой личности, выделить ее среди  прочих. 1.2 Социальный статус

 

 

 

Структура общества, неоднородность выполняемых людьми функций предопределяет неравнозначность их социальных позиций. Каждый человек занимает определенную социальную нишу в зависимости от своего пола, возраста, образования, жизненного опыта, образа жизни. Все эти характеристики определяют его статус.

 

Взаимоотношения и связи  людей в социальной структуре  описываются при помощи понятий  «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень  близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как себя ведет  человек, т. е. к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое  занимает в ней человек.

 

Статус – определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые  характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение  человека в обществе, является его  профессия, точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор).

 

Различают следующие виды статусов:

 

1.      Предписанный (прирожденный) статус – пол, национальность, раса, место рождения, социальное  происхождение (из служащих, из  рабочих и т. д.). Этот статус, полученный не по своей воле.

 

2.      Достигаемый  статус (приобретенный) – это  статус, который человек приобретает  благодаря собственным усилиям.  Это статусы президента, студента, супруга и т. д. [3, с. 52].

 

3.      Формальный  статус – официально, документально  оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, студент и т. д.).

 

4.      Неформальный  статус – не требующий формального  закрепления (друг, лидер группы) [4, с.40].

 

5.      Генеральные  (всеобщие) статусы. Первый из  них – это статус человека, его права и обязанности, другой  статус – член общества, государства  (статус гражданина). Генеральные  статусы являются фундаментом  статусной позиции личности [5, с. 64-65].

 

Все статусы человека находятся  в определенной иерархии по степени  важности социального института, в  рамках которого сформирован этот статус. Чаще всего особое значение имеет  статус, связанный с профессией и  работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации  общества. Ранжирование статусов связано  с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом  и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса  притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления  типичного набора действий, типичного  набора качеств для исполнения определенных функций. Ожидаемое поведение, норма  поведения личности определенного  статуса представляет собой социальную роль.

 

 

1.3 Социальные роли личности

 

 

 

Человек по мере становления, вырастания включается во множество  групп, общественных пространств, в  каждом из которых общение воспроизводится  на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и  принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие  «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает –  подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление  о том, как должно протекать это  взаимодействие.

 

В результате получается следующее  видение человека: « С социологической  точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к  другой. Она представляет собой процесс  постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации –  процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти [6, с. 100].

 

Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как  устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся как главный  носитель социального, по которому можно  судить о сущности социальной жизни (Т. Адорно).

 

Как подтверждение того, что последний подход более адекватно  отражает социальную реальность, можно  рассматривать выводы, возникающие  в связи с анализом уровня исполнения ролей. Анализ показывает, что уровень  этот один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одной  личностью. Личность в социальной повседневности выполняет свои разнообразные роли не выше и не ниже того уровня, который  определен уровнем развития, богатства  ее «Я».

 

 

1.3.1 Понятие социальной  роли

 

Понятие социальной роли принадлежит  ряду социологических теорий, зародившихся в США. «Основным понятием социологии является понятие роли, - отмечал  Т. Парсонс. – Я предпочитаю рассматривать  это понятие как базисный термин» [7, с.134].

 

Антрополог Р. Линтон определил  это понятие таким образом: «Статус, в отличие от обладающей им личности, представляет собой совокупность прав и обязанностей. Роль представляет собой динамический аспект статуса. Личность наделяется статусом и обладает им по отношению к другим статусам. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль» [8, с. 142].

 

А.Г. Эфендиев дает основные характеристики социальной роли.

 

1. Социальная роль –  это ожидание, предъявляемое обществом  к личности, занимающей тот или  иной статус. Она не зависит  от самой личности, ее желаний  и существует как бы помимо  и до самой личности. Как следует  себя вести, как действовать  в той или иной ситуации  человеку с определенным положением, социальным статусом – все  это предначертано обществом,  выработано обществом, его культурой,  его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано  понятие роли, можно сказать, что  общество расписывает роли всем  драматическим персонам.

 

Роль – это образец  поведения человека, занимающего  определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять  все ролевые предуказания, которые  закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять  расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

 

И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.

 

Роль, будучи независимым  от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения  эффективного функционирования первоосновы  социальной жизни - социальных институтов.

 

2. Социальная роль органично  соединяет в себе символически-информационную  и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая  предоставляет личности сценарий  поведения, в котором представлен  образец требуемого от человека  данного статуса поведения, вплоть  до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует  в виде правил, инструкций, норм  поведения. Эти стандарты создают  целостный образ того, как следует  себя вести. Этот образ воспринимается  как требование, поведение, предуказание.

 

3. Необходимо соотносить  социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

 

Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми  в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.

 

Возможны расхождения  между ролевыми предуказаниями и  общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя  важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед.

 

4. Социальная роль –  это достаточно полная, но не  всеохватывающая поведенческая  характеристика. Ролевой стандарт  оставляет определенный простор  для индивидуальных особенностей  личности, ее фантазии. В армии  степень ролевой регламентации  достаточно велика. Среди профессиональных  ролей минимально регламентируется  роль мусорщика, труд которого  примитивен и не требует соблюдения  жестких правил.

Информация о работе Человек, индивид, личность…