Ценности и политика. Влияние ценностей на политическую жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель- рассмотреть понятие «ценность политика», определить влияние ценностей на политическую жизнь.
Задачи:
1) Проанализировать теорию ценностей.
2) Рассмотреть ценности современных обществ.
3) Рассмотреть социокультурные типы.
4) Определить как ценности влияют на политическую жизнь.
5) Проанализировать мнения о ценностях, на которые должна ориентироваться Россия и приоритеты Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностей…………………...3
1.1. Теория ценностей……………………………………………………........4
1.2. Иерархия ценностей современных обществ……………………….....6
1.2.1. Социальные приоритеты населения США и России…………....6
1.2.2. Социокультурные типы……………………………………………...8
Глава 2. Влияние ценностей на политическую жизнь…………………….11
2.1. Ценности Российского общества……………………………………….11
2.2. Ценностные ориентации и идейно-политические позиции………...13
2.3. Мнения о ценностях, на которые должна ориентироваться Россия и приоритеты Санкт-Петербурга………………………………………………14
Выводы…………………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

ценности и политика.docx

— 378.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Сочинский  институт экономики и

информационных технологий"

Керченское представительство

 

 

 

Курсовая работа

По предмету: « Исследование социально-экономических и политических процессов».

На тему: «Ценности и политика. Влияние ценностей на         политическую жизнь»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнила студентка 1 курса

 группы М-214

 Коркунова Анастасия

 

Преподаватель: Кобзова С.Н.

 

 

 

 

 

г. Керчь

2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностей…………………...3

  1.1. Теория ценностей……………………………………………………........4

  1.2. Иерархия ценностей современных обществ……………………….....6

    1.2.1. Социальные приоритеты населения США и России…………....6

    1.2.2. Социокультурные типы……………………………………………...8

Глава 2. Влияние ценностей на политическую жизнь…………………….11

  2.1. Ценности Российского общества……………………………………….11

  2.2. Ценностные ориентации и идейно-политические позиции………...13

  2.3. Мнения о ценностях, на которые должна ориентироваться Россия и приоритеты Санкт-Петербурга………………………………………………14

Выводы…………………………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Ценности в политике-нормы, актуальные стереотипы политического сознания, которые позволяют оценивать политическую ситуацию и ориентироваться в ней. Политические ценности входят как составная часть в набор социальных ценностях, выражают как их, так и осмысление политического    опыта. Одни и те же политические явления в зависимости от идеологии и системы ценностей будут пониматься, интерпретироваться различным образом.

  Формирование и статуирование систем ценностей происходит в зависимости от материального положения и способа социализации, половозрастных особенностей, уровня развития индивида и т.д.

  Ценности и Политика пользуются актуальностью во многих странах.

  Объект работы-ценности людей, влияющие на формирование политических установок.

  Предмет-политическая жизнь общества, сформировавшаяся под влиянием ценностей.

  Цель- рассмотреть понятие «ценность  политика», определить влияние ценностей на политическую жизнь.

 Задачи:

  1. Проанализировать теорию ценностей.
  2. Рассмотреть ценности современных обществ.
  3. Рассмотреть социокультурные типы.
  4. Определить как ценности влияют на политическую жизнь.
  5. Проанализировать мнения о ценностях, на которые должна ориентироваться Россия и приоритеты Санкт-Петербурга.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностей.

    1. Теория ценностей

  В социологии ценности относятся, наряду с понятиями и нормами, к элементам культуры. Они представляют собой внутренний стержень культуры, концентрированное духовное выражение потребностей и интересов социальных общностей, центры мотивации человеческого поведения. «Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур» .

  Ценностью для людей становится любое явление и предмет окружающей действительности, любое человеческое качество, если оно приобретает значение для удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Ценности можно рассматривать с двух сторон: предметной (значимые свойства реальных объектов) и нормативной (требования к поведению людей). Ценностями являются не сами по себе предметы окружающего мира, а их свойства, важные для людей.

Значения ценности:

  В первом значении ценности — это «объекты, вызывающие благоговейное отношение» (Т. Парсонс), во втором — «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться» (Н. Смелзер), и средств, которые он может использовать для достижения этих целей.

  Во втором значении, ценности делятся на терминальные (ценности-цели) и инструментальные(ценности-средства). В предметной форме ценности транслируются из поколения в поколение и составляют элемент традиции. В личностном воплощении они представляют собой усвоенные человеком социальные стандарты мышления и поведения. Парсонс называет ценности высшими принципами социального действия, которые обеспечивают объединение индивидов в сообщество и согласие внутри этого сообщества. Структура и характер ценностей, принятых в конкретном сообществе, зависят от господствующих в нем представлений (понятий). Понятия обосновывают ценности. Система ценностей одновременно интегрирует и дифференцирует людей, способствуя возникновению социальных классов, слоев, этнических групп, наций и народов. Она формирует «коллективный портрет» любой из этих общностей, обусловливает их своеобразие, отличие друг от друга. То, что приемлемо для одних общностей, оказывается неприемлемым для других. Ценности выражают специфику способа адаптации социальных общностей к условиям внешней среды, способа их выживания и воспроизводства.

  Вместе с тем существуют и совпадающие образцы поведения представителей разных народов (общечеловеческие ценности). Но даже эти общие стандарты поведения занимают различное место в системах социальных приоритетов разных народов. Точно так же общие для культуры конкретного народа ценности занимают различное место в системах социальных приоритетов (субкультурах) классов и слоев, из которых этот народ состоит. Субкультуры включают специфические представления, ценности и нормы, отличающиеся от общепринятых.

  Ценности обосновывают нормы — правила поведения людей в сообществе, соблюдение которых обеспечивается с помощью санкций. Превращение предметной формы ценностей в личностную осуществляется в процессе социализации (от лат. socialis — общественный): освоения индивидом существующих в обществе институтов, представлений, ценностей, норм, ролей и навыков. Она дает людям «возможность взаимодействовать и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений» .В итоге социализации социально значимые объекты становятся                  предмет индивидуальных устремлений- ценностными ориентациями, совокупность которых составляет основу мотивации поведения людей в любой сфере общественной жизни.

Различают первичную и вторичную социализацию.

  Первичная социализация начинается в семье и завершается в школе (начальной, средней, высшей). Здесь формируются базовые качества людей, которые в последующей жизни могут лишь модифицироваться, дополняться, уточняться в процессе освоения новых знаний, норм, ценностей и навыков (ресоциализации). Н. Смелзер подчеркивает, что социализация — непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь. 

  Вторичная социализация(социализация взрослых):

  • меняет главным образом внешнее поведение, а не базовые ориентации;
  • осуществляется на основе критической оценки норм поведения, а не механического их усвоения;
  • предполагает понимание социальных приоритетов, а не простое подражание образцам;
  • связана с выработкой специальных навыков, а не общей мотивации поведения .

  Причиной периодической ресоциализации являются циклические экономические, социальные и политические кризисы, а также утрата людьми ощущения идентичности (тождественности) с устаревшими ценностями и переориентация на новые ценности, соответствующие изменившейся социальной ситуации. В то же время у каждого народа и класса существует набор базовых ценностей, которые сохраняются в различных ситуациях и образуют специфику его культуры (субкультуры). Выявление этих наборов (систем) ценностей дает возможность понять мотивы и механизм политического действия населения различных стран. Политика с точки зрения теории политических систем и обычного человека не имеет самоценного значения, она служит достижению целей, выдвигаемых человеческим сообществом, т. е. представляет собой систему средств, обеспечивающих нормальное функционирование и поступательное развитие экономической, социальной и культурной подсистем .Служебная роль политики по отношению к другим сферам обусловливает их определяющее воздействие на нее. В рамках этого воздействия социальная стратификация представляет собой объективный фактор политической жизни людей, а система ценностей (как ядро культурной подсистемы) — субъективный.

  При изучении ценностей в современной социологии обычно используют две методики массовых опросов:

  • выявление отношения населения к словам, выражающим определенные ценности, например: «семья», «стабильность», «порядок», «свобода», «демократия» и т. д.;
  • выявление степени согласия или несогласия с оценочными суждениями чаще всего противоположного характера, например: «свобода человека — то, без чего его жизнь теряет смысл» — «нужно благополучие, а свобода — это второй вопрос для человека»; «главное в жизни — забота о своем здоровье и благополучии» — «главное в жизни — найти и выразить себя, даже в Ущерб своему здоровью и благополучию».

  Рассмотрим основные результаты отечественных и зарубежных опросов населения, посвященных исследованию ценностей .

    1. . Иерархия ценностей современных обществ

1.2.1. Социальные приоритеты населения США и России.

 

  В декабре 1991 г. в США и в ноябре 1993 г. в России были проведены массовые опросы населения, в ходе которых респондентам был задан вопрос: Что вам необходимо для того, чтобы хорошо жить? В итоге выявлена следующая иерархия ценностей.

Таблица 1.1.

Социальные приоритеты населения США и России

США

Ранги

Россия

Собственный дом

1

Здоровье

Машина

2

Счастливый брак

Счастливый брак

3

Дети

Дети

4

Много денег

Образование детей

5

Высокооплачиваемая работа

Интересная работа

6

Собственная отдельная квартира

Высокооплачиваемая работа

7

Стабильная жизнь

Сад, лужайка

8

Машина

Много денег

9

Собственный дом

Цветной телевизор

10

Верные друзья


  Сопоставление трех первых позиций американского и российского представления о хорошей жизни свидетельствует об их существенном отличии: совпадает здесь только ориентация на счастливый брак (3 и 2-е места соответственно), в остальном наблюдается полное расхождение. Так, если американцам для хорошей жизни нужны прежде всего собственный дом и машина, то россиянам — здоровье и дети. Конечно, нужно учитывать различие уровней материального достатка и медицинского обслуживания, но это не главная причина несовпадения представлений о хорошей жизни. Если сравнить оба перечня из десяти важнейших ценностей в целом, то можно обнаружить, что у американцев в нем отсутствуют такие понятия, как здоровье, стабильная жизнь и верные друзья, а у россиян — образование детей, интересная работа, сад с лужайкой и цветной телевизор. Данные приоритеты отражают условия повседневного быта населения США и России, однако сами эти условия являются воплощением свойственных культурам двух народов представлений о смысле, качестве и высшей цели жизни. Для американцев главными признаками высокого качества жизни является личный успех, активность, эффективность и комфорт, а высшей целью — прогресс (поступательное улучшение условий жизни). Собственный дом с садом и лужайкой, машина, цветной телевизор — внешние воплощения этого качества. Для жителей России признаками высокого качества жизни служат благополучная семья (счастливый брак, воспитание хороших детей и обеспечение их будущего) и общение (с близкими, друзьями, соседями, коллегами).

  Эти выводы можно сделать на основе обобщения результатов многолетних исследований ценностных ориентации населения отечественными научными центрами (Лапин. 1992, 1996; Советский простой человек..., 296—299; Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. М., 1986. С. 90—118; Субъективные показатели образа жизни. 1989. С. 75; и др.). Поэтому для основной части населения России наиболее значимыми (и в то же время наиболее присущими ему, с точки зрения населения других стран СНГ) человеческими качествами являются общительность (открытость, простота), гостеприимство, готовность прийти на помощь, а высшей целью считается сохранение и расширение хороших отношений с людьми.

1.2.2. Социокультурные типы.

  Международное сравнительное исследование ценностей (1991-1992) позволило установить среди населения России преобладание людей, «сфокусированных» на социальное окружение (социокультурный тип 1), над людьми, «сфокусированными» на самих себя (социокультурный тип 2). Представителям первого типа присуши такие социальные качества, как ориентация на общие цели и общепринятые нормы поведения; чувство включенности в ближайшее окружение (семья, друзья, коллеги, соседи); понимание своего долга и приоритета коллективных интересов. Представителей второго типа отличает ориентация на индивидуальные цели и внутренние импульсы поведения; стремление к самореализации и личному успеху. По исчисленным в исследовании значениям признаков первого социокультурного типа Россия превосходила все страны Западной, Центральной и Восточной Европы (за исключением Италии), а среди республик бывшего СССР уступала только Украине .

Информация о работе Ценности и политика. Влияние ценностей на политическую жизнь