Хипстеры как молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Существенной характеристикой жизни любого общества является культура, степень которой определяет место конкретной исторической цивилизации в ряду существовавших, современных и будущих. В культуре выражаются характерные черты данного общества, его образ жизни. Большие изменения в современном обществе, среди которых внедрение информационных технологий, формирование новых социальных связей, вызвали интерес к происходящим процессам в культурном пространстве. Особенно устойчивый интерес исследователи проявляют к молодежи вообще и молодежным субкультурам в частности. Это не случайно, так как именно от молодежи, от тех ценностей, которые сформированы у молодого поколения, зависит благосостояние современного общества.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1. Молодежная субкультура: история, современное состояние 5
1.1. Молодежная субкультура – отражение потребности молодых к самовыражению 5
1.2. Отношение старшеклассников к молодежным субкультурам 6
2. Хипстеры – молодежная субкультура 7
2.1. История возникновения субкультуры и ее современное состояние 7
2.2. Образ современного хипстера 9
2.3. Отношение к субкультуре хипстеров в молодежной среде 13
Заключение 14
Библиографический список 16
Приложение 17

Вложенные файлы: 1 файл

hipster_obn.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Отношение к субкультуре хипстеров в молодежной среде

Для того, чтобы выявить отношение молодежи к субкультуре хипстеров, проводилось анкетирование на базе школ №192 и №49 Кировского района города Новосибирска. Из 112 участников анкетирования на вопрос «Знаешь ли ты про хипстеров?» утвердительно ответили 54 респондента или 48% всех опрошенных (см. Приложение, таблица 3). Данные также можно представить в графике (см. Приложение, рисунок 3).

Анализируя результаты, можно сделать вывод, что молодежь интересуется субкультурами, в том числе и хипстерами. При этом интерес к субкультуре достаточно большой (от 41% у 13-летних до 63% у 16-летних). В 17 лет интерес несколько снижается, но остается высоким (50%). Эта закономерность подтверждается исследованиями И. С. Кона в области возрастной психологии, который говорит о том, что «в 14-15 лет… возрастает уверенность в себе, …жажда свободы от внешнего контроля… В 16 лет… увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность…»[7] и, как результат, стремление к объединению, поиску единомышленников среди сверстников.

Источниками знаний о субкультуре хипстеров являются те же, что и по другим молодежным субкультурам. Среди них на первом месте – друзья (76%), на втором месте – Интернет (46%), СМИ – на третьем месте (6%) (см. Приложение, рисунок 1).

Для того, чтобы выявить отношение молодежи к субкультуре, был предложен вопрос анкеты «Что привлекает вас в хипстерах?». Респонденты выделили:

  • образ жизни, увлечения – 50%;
  • возможность выделиться из толпы – 39%;
  • внешний вид – 19%.

(см. Приложение, рисунок 4)

Данные анкетирования не случайны, потому что именно в подростковом возрасте появляется стремление найти себя, желание утвердиться во взрослом мире, определяется мировоззрение. Личностное самоопределение у подростков происходит через выбор факторов, способствующих уверенности в себе. А это и поиск равных себе по положению ровесников, и внешние аксессуары, рассчитанные на привлечение внимания окружающих. Таким образом, мы можем сделать вывод, что главное, почему подростки приходят в субкультуру, – это стремление найти себе единомышленников. Также немаловажным фактором является стремление быть непохожим на других.

Продолжая исследовать отношение молодежи к хипстерам, мы предложили участникам анкетирования ответить на вопрос «Могут ли хипстеры выражать интересы всей молодежи?». 23 респондента (43%) ответили утвердительно, 26 человек (48%) ответили отрицательно, пятеро (9%) затруднились с ответом (см. Приложение, рисунок 5).

Достаточно большой процент (43%) ответивших утвердительно объясняется интересом, проявляемым участниками анкетирования к данной субкультуре. В свою очередь, большая часть респондентов (57%) либо ответили отрицательно, либо затруднились с ответом. Можно сделать вывод, что старшеклассники проявляют интерес к молодежным субкультурам, таким, как хипстеры, но не считают, что они решат все молодежные проблемы.

Анализируя результаты анкетирования, хотелось бы еще раз обратить внимание на тот факт, что знания о субкультурах большинство молодых людей получают от друзей и знакомых. Многие молодежные проблемы остаются с самой молодежью. А то, каким наше общество будет завтра, зависит от того, чем молодежь живет сегодня. Поэтому необходимо более грамотно проводить молодежную политику, понимая, что молодежь – не временное явление в жизни общества, а его завтрашний день. Хорошо бы школам стать центрами по выявлению и развитию творческого потенциала каждого учащегося. Необходимо расширять сеть бесплатных клубов для занятий молодежи в свободное от занятий время, продумать программу вовлечения подростков в разные полезные виды деятельности, оказывать своевременную психологическую помощь, воспитывать толерантное отношение к окружающим.

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели вопросы, связанные с развитием молодежных субкультур, в частности хипстеров, исследовали отношение к ним молодежи на примере старшеклассников учебных заведений. Цель и задачи, поставленные в работе, достигнуты.

Появление субкультуры хипстеров отражает интересы современной молодежи. В свою очередь, все проблемы, возникающие в молодежной среде, она не решит. Необходима грамотная государственная молодежная политика.

Хипстеры – субкультура, которая у нас в стране становится все более известной. Наличие молодых людей в цветных лосинах и с «молескинами» в больших городах – уже не новость. Хипстеры меньше пугают старшее поколение. Они не вскрывают себе вены, как эмо, и не гуляют с мертвецки бледными лицами по кладбищам, как готы. Как ответил в интервью один из представителей этой субкультуры, хипстеры «одеваются как можно пестрей, не обременены стереотипами, не судят по цвету кожи и национальности»4.

На одном хипстерском ресурсе состоялось обсуждение того, кто такие хипстеры. Причем спрашивали именно у тех, кто ими и является. Большинство дало отрицательный ответ, и лишь малая часть признала свою любовь к некоторым хипстерским «забавам». А может, всех, кто свободен от гламурных замашек, тоже можно назвать хипстерами?

У каждого поколения есть право на собственный эстетический опыт. Как говорил Н. П. Акимов, народный артист СССР, «каждое поколение имеет право… шить себе брюки по своему вкусу и сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно»[7]. Хипстеры, как и другие молодежные субкультуры, тоже имеют право на существование. Но тревожит то, что стремление постоянно «быть в теме» не развивает собственный вкус и не выходит за рамки потребительского отношения к жизни.

 

 

Библиографический список

 

  1. Douglas Haddow. Hipster: The Dead End of Western Civilization // Adbusters. 2008. №07-29.
  2. Rob Horning. The Death of the Hipster // Pop Matters (popmatters.com). 2009. №04-13.
  3. Robert Lanham. The Hipster Handbook. Anchor, 2003.
  4. Аксютенко Н. А. Философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры. Автореферат диссертации кандидата философских наук. М., 2007.
  5. Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педологическая академия, 1995.
  6. Джек Керуак. На дороге. Собрание сочинений. М.: Prosodia, 2002.
  7. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.
  8. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический Проспект, 2003.
  9. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
  10. Мизко О. А. Молодежная субкультура российской провинции (на примере г. Хабаровска). Автореферат диссертации кандидата культурологии. Комсомольск-на-Амуре, 2006.
  11. Норманн Мейлер. Белый негр (Беглые размышления о хипстере) // Вопросы философии. 1992. №9.
  12. Петровский А. В. Психология: учебник для ВУЗов по педагогической специальности. М.: Академия, 1998.
  13. Райхштат А. О. Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики. Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Казань, 2006.
  14. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. М.: Лань, 1999.
  15. http://altwall.net/genres.php?show=19
  16. http://artread.ru/articles/subkultury/chto-takoe-khipster
  17. http://en.wikipedia.org/wiki/Hipster_(contemporary_subculture)
  18. http://indierock.ru
  19. http://megalyrics.ru
  20. http://msk.geometria.ru/articles/fashion-and-beauty/3677
  21. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=74&showentry=7172
  22. http://relax.ngs.ru/news/more/63795/
  23. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хипстеры
  24. http://www.44100.com/news/83879/
  25. http://www.afisha.ru/article/4387/
  26. http://www.lookatme.ru

 

 

Приложение

 

Таблица 1. Распределение участников анкетирования по возрастам

Возраст

13

14

15

16

17

Кол-во участников

27

31

20

16

18

Знаете ли вы о субкультурах

23

31

20

16

18


 

Таблица 2. Какие молодежные субкультуры вы знаете?

Молодежные субкультуры

Кол-во респондентов

% опрошенных 

1

Эмо

94

84%

2

Готы

84

75%

3

Панки

61

54%

4

Хипстеры

54

48%

5

Растаманы

14

13%

6

Скинхеды

14

13%

7

Хиппи

10

9%

8

Фрики

4

4%


 

Таблица 3. Знаешь ли ты про хипстеров?

Возраст

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

Кол-во участников

11

14

10

10

9

% ответивших

41%

45%

50%

63%

50%


 

Рисунок 1. Источники знаний о молодежных субкультурах

 

Рисунок 2.         Джек Керуак (1922-1969 гг.)

 


Рисунок 3. Возраст участников, ответивших утвердительно про хипстеров

Рисунок 4. Что привлекает вас в хипстерах?

 

Рисунок 5. Могут ли хипстеры выражать интересы всей молодежи?

1 Компьютерный англо-русский словарь ABBYY Lingvo 9.0. ABBYY Software, 2003.

2 Компьютерный англо-русский переводчик PROMT 8.0. ООО «ПРОМТ», 2007.

3 Мем (англ. meme) — в меметике, единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому; идея, фраза и другие информационные объекты, распространяющиеся по сети Интернет и приобретающие известность. Например, «мунспик» – японский язык. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мем)

4 Интервью с хипстером из школы №192 г. Новосибирска.

 


 



Информация о работе Хипстеры как молодежная субкультура