Хипстеры как молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Существенной характеристикой жизни любого общества является культура, степень которой определяет место конкретной исторической цивилизации в ряду существовавших, современных и будущих. В культуре выражаются характерные черты данного общества, его образ жизни. Большие изменения в современном обществе, среди которых внедрение информационных технологий, формирование новых социальных связей, вызвали интерес к происходящим процессам в культурном пространстве. Особенно устойчивый интерес исследователи проявляют к молодежи вообще и молодежным субкультурам в частности. Это не случайно, так как именно от молодежи, от тех ценностей, которые сформированы у молодого поколения, зависит благосостояние современного общества.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1. Молодежная субкультура: история, современное состояние 5
1.1. Молодежная субкультура – отражение потребности молодых к самовыражению 5
1.2. Отношение старшеклассников к молодежным субкультурам 6
2. Хипстеры – молодежная субкультура 7
2.1. История возникновения субкультуры и ее современное состояние 7
2.2. Образ современного хипстера 9
2.3. Отношение к субкультуре хипстеров в молодежной среде 13
Заключение 14
Библиографический список 16
Приложение 17

Вложенные файлы: 1 файл

hipster_obn.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Конкурс исследовательских работ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

 

Секция: Культурология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хипстеры как молодежная субкультура

 

 

Максименко Артём

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №192», 11 класс, г. Новосибирск

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Мерзлякова Марина Леонидовна,

учитель истории, МХК, музыки высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Обнинск, 2010/2011 учебный год

Оглавление

 

 

 

 

«Каждое поколение имеет право… шить себе брюки по своему вкусу и сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно».

И. П. Акимов

 

Введение

Актуальность исследования. Существенной характеристикой жизни любого общества является культура, степень которой определяет место конкретной исторической цивилизации в ряду существовавших, современных и будущих. В культуре выражаются характерные черты данного общества, его образ жизни.

Большие изменения в современном обществе, среди которых внедрение информационных технологий, формирование новых социальных связей, вызвали интерес к происходящим процессам в культурном пространстве. Особенно устойчивый интерес исследователи проявляют к молодежи вообще и молодежным субкультурам в частности. Это не случайно, так как именно от молодежи, от тех ценностей, которые сформированы у молодого поколения, зависит благосостояние современного общества.

К началу XXI века молодежь стала одной из самых активных социальных групп. В настоящее время в России действуют различные молодежные субкультуры, с помощью которых молодые люди стремятся удовлетворить свои потребности. Это – поклонники различных музыкальных направлений и культов (панки, готы, эмо, металлисты). Также растет численность радикальных молодежных группировок, вступающих в конфликт с духовными ценностями общества и носящих агрессивный, экстремистский характер.

Нельзя сказать, что молодежные субкультуры охватывают всю молодежь. Однако многие подростки являются носителями каких-либо субкультурных ценностей, часто не придавая этому особого смысла. Так молодежные субкультуры оказывают влияние на культуру в целом.

В последнее время в самых разных культурных кругах, на Интернет-сайтах, в блогах, просто в компаниях идет разговор о хипстерах – субкультуре, пришедшей из Запада и в России до конца не образовавшейся. Они носят яркие цвета, делают смешные фотографии, хотят быть в курсе последних модных трендов. Кто-то их называет поколением без цели, кто-то обвиняет в бессмысленном самолюбовании, кто-то называет их бездумными потребителями.

Меня заинтересовала эта тема, и я решил разобраться в причинах возникновения данной субкультуры, действительно ли, что единственная цель хипстеров – «быть в теме». Это тревожная тенденция, так как идеи потребительского отношения к окружающей жизни проникли глубоко в наше общество. Какие перспективы будут ждать общество, в котором растет молодежь, не имеющая никаких идеалов, не стремящаяся занять в нем достойное место? Ведь с отсутствием жизненной цели человек теряет себя, останавливается в своем развитии как личность. Нельзя допустить, чтобы это пробрело массовый характер.

Поэтому считаю изучение субкультуры хипстеров и особенностей ее проявления актуальным и необходимым для того, чтобы более грамотно проводить молодежную политику.

Степень изученности проблемы. Моя работа находится в русле исследовательского проекта в рамках отдельного учебного заведения. Теоретическими основами работы являются исследования в области молодежных субкультур, подтверждающие, что появление субкультур – процесс социально обусловленный[9]. Также принципиальное значение имеют положения таких ученых, как И. С. Кон[7], Л. И. Божович[5], А. В. Петровский[12], рассматривающие проблемы возрастной психологии, формирование личности. Несомненно, что в 13-17 лет, когда появляется интерес к субкультурам, развиваются способности, определяется характер и мировоззрение.

Несмотря на различные публикации о молодежных субкультурах, изучение влияния молодежных субкультур на общественную культуру носит фрагментарный характер. Также по субкультуре хипстеров есть лишь отрывочные сведения, публикации некоторых статей на сайтах в сети Интернет, журнале «Афиша». Поэтому для характеристики хипстеров как молодежной субкультуры я использовал ресурсы сети Интернет, анализировал объекты субкультуры (например, музыку), проводил интервью с представителями хипстеров.

Цель данного исследования заключается в изучении субкультуры хипстеров как одной из молодежных субкультур настоящего времени.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

  • проанализировать условия возникновения и функционирования молодежных субкультур;
  • охарактеризовать историю возникновения субкультуры хипстеров и ее современное состояние;
  • изучить образ человека-хипстера, его мировоззрение, внутренний мир, интересы и предпочтения;
  • исследовать отношение к молодежным субкультурам и хипстерам в частности старшеклассников в учебных заведениях.

Гипотеза: хипстеры как молодежная субкультура отражают интересы, предпочтения, образ жизни современной молодежи и решают проблемы, возникшие в молодежной среде.

Объектом исследования является молодежная среда, испытывающая влияние общества, в которой формируются субкультуры.

Предмет исследования: сама субкультура хипстеров в целом, ее проявления и особенности.

Методы исследования:

  • анализ документов (изучены Интернет-сайты, музыка, журналы, в которых раскрываются аспекты субкультур);
  • терминологический, сравнительный анализ, а также социологический метод – анкетирование;
  • метод интервью (информация была получена в ходе беседы с представителями молодежных субкультур).

База исследования: исследование проведено на базе школ №192 и №49 Кировского района города Новосибирска.

Новизна работы:

  • на примере субкультуры хипстеров определены положение и функции молодежных субкультур в современном российском обществе, их влияние на общественную культуру в целом;
  • прослежена история возникновения, функционирования и развития субкультуры хипстеров;
  • удалось адекватно отобразить конкретную ситуацию в среде старшеклассников по сформированности их вкусов, отношения к молодежным субкультурам для рекомендаций по работе с молодежью.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученную информацию можно использовать в качестве методического материала при изучении соответствующих тем по обществознанию, истории, мировой художественной культуре, написания элективных курсов; для классных руководителей и организаторов внеурочной деятельности учащихся при подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Структура работы определена целью и задачами предпринятого исследования, отражает его ключевые этапы. Работа состоит из введения, основной главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Основная часть

1. Молодежная субкультура: история, современное состояние

1.1. Молодежная субкультура – отражение потребности молодых к самовыражению

Молодежная субкультура отразила перемены, происшедшие в обществе во второй половине XX века. Ее появление и оформление было подготовлено развитием индустриального общества и переходом к информационному обществу, которое характеризуется многообразием стилей и образов жизни, «сложенностью» культуры из множества различных субкультур, среди которых и молодежная.

Определений субкультуры в науке достаточно много. Если культура слагается «…из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»[8], то субкультуры (с латинского «sub» – «под» и «cultura» – культура, обработка) будут складываться из предпочтений некоторых представителей общества. Также будем придерживаться определения, данного А. О. Райхштат, согласно которому «субкультура – это сообщество, которое включает в себя: ряд норм поведения, статусную структуру, общность увлечений, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон, фольклор»[13]. Все это определяется возрастными и социокультурными особенностями представителей субкультуры. Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений. Одной из разновидностей субкультур является молодежная субкультура.

В силу своего возраста молодые люди испытывают потребность к самовыражению, самоутверждению, ищут свою индивидуальность. По мнению И. С. Кона, «юность – период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности»»[7]. Все это осложняется возрастанием числа меняющихся ценностей и целей, предлагаемых государством, школой, семьей, политическими лидерами, средствами массовой информации, различными субкультурами. По той или иной причине человек не может удовлетворить свои потребности традиционным путем, и здесь он выбирает субкультуру, выполняющую функцию культурной самоидентификации.

На территории России до распада СССР субкультуры возникали как копии западных стилей. В 90-е годы XX века тенденции формирования молодежных субкультур усилились, давая возможность создавать альтернативные ценности взамен ценностям официальным. По словам И. С. Кона, «…юношеская субкультура имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство своей групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения…»[7]. Как и на Западе, одним из источников развития субкультур стала рок-музыка.

Носителями молодежных субкультур являются, в основном, подростки из крупных городов. В провинции так называемые неформалы остаются диковинкой.

Таким образом, основными причинами возникновения молодежных субкультур в России являются:

  • возрастные особенности молодежи: юношеский возраст отличают черты порывистости, нетерпимости, неустойчивости желаний;
  • переоценка традиционных ценностей, влияние так называемых «западных» ценностей;
  • развитие информационных систем и возможности удовлетворять потребности в общении, досуге и т. п.

 

1.2. Отношение старшеклассников к молодежным субкультурам

Для того, чтобы выявить отношение молодежи к субкультурам, было проведено анкетирование на базе школ №192 и №49 Кировского района города Новосибирска. Опрошено 112 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет (см. Приложение, таблица 1).

Учащиеся должны были ответить на вопросы:

  1. Знаете ли вы о молодежных субкультурах вообще?
  2. Какие молодежные субкультуры вы знаете?
  3. Каковы источники ваших знаний о молодежных субкультурах?

Результаты получились следующие. Большинство учащихся имеют определенные представления о разных молодежных субкультурах. 108 респондентов (или 96%) ответили утвердительно. Интерес к молодежным субкультурам достаточно высок. Кроме того участники анкетирования выделили различные молодежные субкультуры (см. Приложение, таблица 2).

Анализируя данные, можно сделать вывод, что молодые люди проявляют интерес к разным субкультурам: от эмо (84%) до фриков (4%). Хипстеры как субкультура занимают четвертое место (48% – почти половина всех респондентов). Это не случайно, так как данная субкультура у нас еще окончательно не сформировалась. Тем не менее, интерес к ней достаточно высок.

Источниками знаний о молодежных субкультурах для учащихся являются:

  • друзья и знакомые – 76%;
  • ресурсы сети Интернет – 46%;
  • средства массовой информации – 6%.

(см. Приложение, рисунок 1)

Кроме этого 4% опрошенных причислили себя к различным субкультурам (хипстеры, хиппи).

Анализируя результаты, можно отметить, что большинство знаний о субкультурах респонденты получают от друзей и знакомых (76% – 3/4 опрошенных). Почти половина опрошенных находит информацию о субкультурах в ресурсах сети Интернет. И лишь малая часть получает сведения из СМИ. Это говорит о том, что средства массовой информации недостаточно освещают проблемы, связанные с молодежной политикой, в частности, по молодежным субкультурам, те процессы, которые происходят в молодежной среде. Ведь от того, чем молодежь живет сегодня, зависит то, каким наше общество будет завтра. Это тревожная тенденция.

 

2. Хипстеры – молодежная субкультура

2.1. История возникновения субкультуры и ее современное состояние

В современном энциклопедическом значении под хипстерами чаще всего подразумевается городская молодежь, интересующаяся элитарной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой (в том числе инди-роком), артхаусным кино, современной литературой. Толковый словарь обществоведческих терминов называет хипстера «шокирующей личностью»[14].

Информация о работе Хипстеры как молодежная субкультура