Характеристика понятий техносфера, гуманизация техносферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

В итоге быстрого развития техники она из набора разрозненных инструментов воздействия человека на отдельные элементы природного окружения трансформировалась в Техносферу, создавшую новую среду обитания, изменившую ритмы и паттерны социокультурной жизни, образные представления, язык и т. п. Понятие техносферы еще не приобрело устойчивого характера, и порой при его использовании имеются в виду разные смыслы. Можно согласиться с В. М. Розиным, который подчеркивает необходимость корректного использования понятия техносферы, являющейся некоторым целым, в рамках которого выделяются определенные структуры, процессы и т. д., трактуемые в естественной модальности

Содержание

1.Характеристика понятий техносфера, гуманизация техносферы 3-11
2.Концепция потребительского отношения общества к природе 12-17
3.Агрохимия и окружающая среда. Биологическая защита растений 18-22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Закон трех стадий интеллектуального развития человечества.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

Чтобы жить, человек должен обеспечить свою жизнь, прежде материально.

Материальное производство - прежде всего это деятельность, направленная освоения окружающей природной среды.

Оно включает в себя промышленность и сельскохозяйственную деятельность. Материальное производство является основой общественного развития, так как оно удовлетворяет самые человеческие потребности. Ведущую роль в системе материального производства сыграли:

1) аграрное производство, доминировало в Европе практически  до начала ХVIII века;

2) промышленное производство, которое началось с того момента,  когда пара и машины совершили революцию в промышленности;

3) информационное производство - производство знаний, все больше  превращается в определяющую  форму работы. На третьем этапе  производство идей, знаний, информации выходит на первый план.

Техносфера - это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, организованный научно-техническим разумом. Это тоже проекция человека. Материальное производство, состоящее из вещественно-энергетических комплексов, - это механический слепок костно-мускульного тела организма. Информационное производство копирует нервную систему. Средства массовой коммуникации связывают органы чувств, функции нервной системы и мозга. Стало быть, техносфера и дом, несмотря на все их различия, функционально подобны.

Современная техносфера многообразна: 
- её представителями являются города, в состав которых входят промышленные и селитебные зоны,  
- транспортные узлы и магистрали,  
- торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения, 
- ТЭС и ТЭЦ,  
- зоны отдыха и т.п.  
 
Техногенные негативные факторы в техносфере формируются из-за наличия отходов производства и быта, из-за использования технических средств, из-за концентрации энергетических ресурсов и др. Наибольшую концентрацию негативные факторы техносферы имеют в сфере производства. 
Производственная среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов.  
Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.

Нет смысла современному человеку подробно говорить о роли и значении техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.

Говоря о важнейшем  значении техники в жизни человека, нельзя не отметить обостряющуюся сегодня  проблему гуманизации техносферы. Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа — вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это является также следствием недостаточного взаимодействия естественных и общественных наук в осмыслении данной проблемы.

 

 

 

2.Концепция потребительского отношения общества к природе

 

В настоящее время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала кризисную  ситуацию, которая может при определенных условиях станет опасной для человека и мирового сообщества в целом. Рост мирового производства один из главных  факторов, который привел к резкому увеличению антропогенной нагрузки на природу. Расходы энергии, вещества и информации растут пропорционально росту уровня экономического развития, со всеми сопутствующими процессами: загрязнением среды, истощением ресурсов, ростом населения городов и их перенаселенностью, обострением социально-экономических коллизий.

Концепция потребительского отношение общества к природе  и к ее ресурсам, суть которой  заключается в том, что природа  воспринимается как кладовая, из которой  должны извлекаться ресурсы для  развития материального производства и создания богатства общества, была и остается главной в государствах с рыночной экономикой. Одержимое идеями модернизации экономики, ускоренного роста производства, находясь в постоянной погоне за достижением личных и общественных благ, человечество, не замечая, проявляет  эксплуататорское отношение к окружающему миру, следствием чего является деградация природы, нарушение экологического равновесия.

Закономерным результатом  потребительского отношения к природе  раньше или позже является ее истощение, что соответствующим образом  отражается на человеке и обществе. Многие экологические проблемы сейчас перешагнули рамки национальных хозяйств и приобрели глобальное измерение. Для их решения требуется объединение усилий всех стран мирового сообщества, но согласование позиций различных государств сдерживается, прежде всего, экономическими соображениями. Поэтому общество должно взяться за  сохранение долгосрочного потенциала своих природных ресурсов. Прежде всего, нынешние социальные и экономические потребности должны удовлетворяться так, чтобы при этом не наносился ущерб долгосрочному наличию этих ресурсов или жизнеспособности экосистем, от которых зависит и наша жизнь, и жизнь будущих поколений. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.

На  современном этапе, когда господство человека над природой демонстрируется особенно настойчиво и вызывающе, потребительское отношение к природе в нашей стране было выражено известными словами И.В. Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача». «На наш век хватит», «После нас хоть потоп» - вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является, как уже отмечалось, ее истощение, ее деградация, что соответствующим образом отразится на человеке и обществе.     

На  ущербность концепции потребительского отношения к природе обращалось внимание и ранее. Так, Н.Ф. Федоров, русский религиозный мыслитель-утопист (1828-1903), писал еще в конце XIX века: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца».      

Концепция невмешательства  в природу. Эта концепция противоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «природа знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.  

Учение  о ноосфере. При характеристике концепций отношения общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфере, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы ХХ века поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.  

Сторонники  этого учения исходят из недопустимости использования силы человеческого  разума для уничтожения или подавления живого, как это происходило в прошлом и, к сожалению, происходит в наши дни. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и космосу в целом. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда, - писал В.И. Вернадский, - биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу». Ноосфера - это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Человек призван к мировому творчеству, и это творчество есть часть самой природы, реальная движущая сила мироздания. Создание ноосферы немыслимо без уяснения этических и правовых сторон верховенства человеческого разума, принимающего на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение. Разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, призваны спасти человечество от гибели.     

Учение  о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами. Благодаря этому он способен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и естественными процессами. Учение  о ноосфере, разработанное еще в первой половине ХХ века, на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса. По признанию теоретиков, учение о ноосфере может служить научной и философской основой экологического мировоззрения в будущем.     

Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения.Появление этих концепций в 60-70-ые годы явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концепций (американский ученый Дж. Форрестер, члены «Римского клуба», неправительственного научно-исследовательского международного объединения, образованного в 1968 г., и др.), исходят из перспектив экологического «коллапса» и связанной с этим гибелью человеческого общества, основываются на системе расчетов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества. Они считают, что для того чтобы предупредить экологическую катастрофу и жить в гармонии с природой человечество должно ограничить свои потребности, развитие экономики, которая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей, и рост численности населения. Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оцениваются как утопичные и реакционные.     

Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы - концепция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. По инициативе Генерального Секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложений долгосрочных стратегий в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 году и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с использованием которых мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году.     

Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей  развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое  развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие - это экологически обоснованное экономическое и социальное развитие. 

Существенное  достоинство концепции устойчивого  развития в том, что она учитывает  не только экологический, но и временной  фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель устойчивого  развития основана на идее равенства  интересов настоящего и будущих поколений. Известно, что достижение современным обществом и государством целей социально-экономической и экологической политики сопровождалось деградацией природы в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и государства за создание условий для будущих поколений удовлетворять разнообразные потребности - физиологические, экономические, духовные и иные - в процессе взаимодействия с природой. 

Концепция устойчивого развития получает закрепление  и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных Указах Президента Российской Федерации - от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».     

В истории развития цивилизации  можно выделить три основных концепции отношения «человек - общество - природа». Первая концепция находит основание в представлениях о полной зависимости человека от естественной среды его обитания; вторая - исходит из убеждений о доминирующей роли человека в системе природных связей и отношений;  третья концепция рассматривает человека и природу как две силы, которые действуют и существуют в одной и той же сфере,  находясь, таким образом, в состоянии полной гармонии. Именно последнюю концепцию в конце ХХ века стали связывать с российской ментальностью.           

Анализ любых аспектов взаимодействия природы и общества требует четкого определения понятий «природа» и «общество». Понятие «природа» традиционно используется в широком и узком смысле. В широком смысле, она отождествляется с понятием «объективная реальность» и включает в себя общество в качестве своего составного элемента, в узком - противостоит обществу и трактуется как приповерхностная оболочка планеты - область взаимодействия общества и природы.            

Информация о работе Характеристика понятий техносфера, гуманизация техносферы