Формирование толерантных отношений в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 04:07, реферат

Краткое описание

Задумываясь над тем, каким должно быть современное образование, следует, наверное, сказать о том, каким ему невозможно более оставаться. Образование в столь динамичном мире должно отказаться от самих попыток выработки набора каких-то предписаний, устойчивых и надежных «рецептов». По существу, это - рецидивы механистического мышления, которое, давно исчерпав себя в научном познании, сохранилось из-за ряда социокультурных обстоятельств в образовании. Иначе говоря, образованию и философии образования XXI в. все еще не хватает «человеческого лица».
Выполнение столь гуманной миссии - формирование подлинно толерантной личности - попадает в круг задач современной системы образования.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------2стр.
Основная часть----------------------------------------------------------------------6 стр.
Вывод.---------------------------------------------------------------------------------10 стр.
Литература.---------------------------------------------------------------------------11 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат формиров. толерант. взаимоотнош.Т.А. Вознюк, г. Тулун.docx

— 31.28 Кб (Скачать файл)

 При правильной организации  коллективная творческая деятельность  позволяет увлечь детей общим  делом, снять имеющуюся межличностную  напряженность в отношениях между  отдельными группами детей, раскрывает  их лучшие стороны, показывает  достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы  при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного.  Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.

Важно обеспечить психологическую  защищенность ребенка, успешность его  отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:

▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и  готовность к независимости своей  позиции;

▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его  достоинства, достижение успеха, признание  товарищами;

▪ создавать специальные  ситуации, позволяющие каждому школьнику  проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные  решения;

▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства  одних детей другими;

▪ с целью развития контактов  и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;

▪ добиваться самокритичности  и объективности детей, используя  самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о  поведении и действиях других;

▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и  слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. [1]

Большую роль в формировании толерантных отношений могут  сыграть психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений.

Сейчас пользуется большим  спросом тренинг толерантности  для подростков  "Жить в мире с собой и другими", разработанный Галиной Солдатовой, доктором психологических наук, преподавателем кафедры психологии личности факультета психологии МГУ и группой коллег.

Тренинг «Жить в мире с  собой и другими» - важная составляющая психолого-педагогической программы  воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной  из форм внеклассной работы с учениками  старших классов и рассчитан  на 11 занятий.

Воспитание в духе толерантности  не ограничивается усвоением понятий  «толерантность» и «толерантная личность». В программе, через развитие таких составляющих толерантности  как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание раскрывается суть "инаковости", отличности от других. Ставится важная проблема «границ» толерантности.

Важной целью тренинга является формирование у подростка  способности активно защищать права  человека, выражать протест против любых форм дискриминации. [3]

 

 

Вывод.

 

Воспитание в духе толерантности  должно быть направлено на противодействие  влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и  выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Байбородова Л. В.  Воспитание толерантности в процессе  организации деятельности и общения  школьников. /Ярославский педагогический  вестник. - 2003. -  № 1

2. Риэрдон Б.Э. Толерантность  - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. - 304 с. - (Прогр. "Гражд. о-во").

3. Солдатова Г.У., Шайгерова  Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире  с собой и другими: Тренинг  для подростков. М.: Генезис,-  2000. – 112 с.

 


Информация о работе Формирование толерантных отношений в образовательной среде