Формирование и методы оценки качества человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы - изучить понятие «качество человека».
Для достижения цели в работе необходимо решить такие задачи:
1. Проанализировать определения категории «качество человека», данные различными исследователями.
2. Проследить взаимосвязь качества человека и качества жизни.
3. Рассмотреть образование как важный аспект качества человека.
4. Изучить понятие «качество населения».
5. Проанализировать процесс образования структуры личности.
6. Исследовать методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы понятия качество человека 5
1.1 Анализ понятия «качество человека»……………………………………..5
1.2 Взаимосвязь качества человека и качества жизни 7
1.3. Образование как важный аспект качества человека 12
1.4. Качество населения 18
2. Формирование и методы оценки качества человека 21
2.1. Образование структуры личности 21
2.2 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Лаптева Анна 119 группа Н.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Все это определяет и структуру воспитательного процесса, ее подструктуры: цели воспитания, диагностику, педагогические средства и методы.

Рассмотрим основные подструктуры личности.

Социально-нравственная подструктура, родовой характер человека.

Устанавливается тесная взаимосвязь в развитии общественной морали и нравственного самосознания личности.

В структуре нравственности основным звеном является взаимосвязь нравственного сознания, самосознания и поведения.

Развитие морали индивида неразрывно с развитием его социального существа.

Содержательные  нравственные качества характеризуются тремя основными признаками:

Коллективизм – условие социальной ответственности и солидарности;

Трудолюбие – фундамент работоспособности и жизненного опыта человека;

Принципиальность – нетерпимое отношение к безнравственному поведению окружающих.

Коллективизм – основа дружбы и товарищества, солидарности, ответственности, гражданского долга, чести и достоинства. Он является приоритетным качеством для человека.

Трудолюбие обеспечивает активное влияние деятельности и коллектива на формирование всего духовного мира личности.

Честность выступает и как принцип поведения, одно из ведущих качеств нравственности.

Ответственность и свободолюбие выполняют важную функцию: они связывают воедино интегративные качества личности и одновременно входят составными элементами в структуру воли и чувств. Базисные качества – коллективизм и гуманность.

Подструктура интеллектуальных качеств обеспечивает человеку ориентировку в мире и самом себе, высокую результативность его деятельности.

Эмоциональная подструктура обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Появление эмоций и было качественно новым уровнем развития восприимчивости, чувства обеспечивают адекватную связь человека с окружающим его миром.

Нравственность невозможна без единства сознания и чувств, структура личности связывается в единое целое через чувства.

Чувства играют важную роль в интеллектуальной жизни человека.

Эмоциональная восприимчивость психики определяет, какая информация будет воспринята в каком объеме и насколько качественно. Ведущие качества разума – сообразительность, объективность, связываются между собой благодаря восприимчивости.

Роль чувств и эмоций в формировании нравственности огромна, как источник жизненного опыта, как стимулятор нравственного развития.

Переживание же отношения к окружающей действительности зависит от мировоззрения человека.

Оптимистичность – базисное качество эмоциональной сферы личности. Выражает удовлетворенность жизнью в целом. Эстетичность – чувство гармонии и красоты.

Воля – явление функциональное. Она часть целостной системы, выполняющая функцию: внутреннюю организованность личности в ее деятельности по изменению окружающей действительности и себя в соответствии с поставленными целями. Ее высшее развитие – целеустремленность, решительность, самообладание и требовательность.

Функции воли:

-обеспечивает необходимую  активность личности в ее ведущих  видах деятельности;

- координацию функций сознание и нравственности, а интеллекту – необходимую организованность, направленность и мотивацию[4, c.73].

Воля – есть психическое отражение физиологической системы саморегуляции, как мышление есть психическое проявление деятельности коры головного мозга. Обеспечивает самоуправление поведением внутренними переживаниями, организует и направляет силы и способности человека в соответствии.

Содержательным качеством воли является также самообладание. С помощью самообладания мы управляем своими переживаниями, силами и способностями. Самообладание связано с регулированием, таких  качеств как любознательность, трудолюбие, эмоциональная любознательность.

Качества личности – а их насчитывается от 1700 до 2200, являются составными элементами интегративных качеств, из них  90% положительных качеств.

При структурном анализе каждого, самого сложного, увидим в основе то или иное интегративное качество в сочетании с другим, сопутствующим ему в других подструктурах.

Функции сферы сознания и самосознания обеспечивают:

-познавательную активность  в усвоении понятий, законов, теории  науки, имеющих существенную значимость  для понимания природы, общества, мышления;

-глубину мышления, т.е. принципиальность  в оценке сущности социальных  процессов и явлений на основе ведущих идей и науки, идеологии, морали;

-идеологическую позицию  в философских подходах к явлениям  современности (убежденность);

-самостоятельность в  усвоении духовных ценностей  общества;

-устойчивость позиции  личности в отношении к гуманистической  идеологии, морали;

-терпимое отношение к  иной философии, идеологии, морали (терпимость, толерантность, компромиссность) [2, c.70].

Каждое интегративное качество выступает как результат взаимодействия природных (внутренних) и социальных (внешних) предпосылок (факторов).

Противоположности существуют в самой сущности качества (свободолюбие-самоограничение, смелость-осторожность). Противоречие в ядре качества и порождают противоречия сознания и поведения.

Итак, все интегративные качества являются основными качествами личности, из которых состоит ее целостная структура.

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы оценки  качества жизни и индекс развития  человеческого потенциала

 

Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических, социологических, экономико-математических.

На сегодняшний день наиболее перспективным методом при оценке качества жизни населения представляется  социологический метод, позволяющий получить богатую информацию о социальной дифференциации качества жизни, о проблемах удовлетворения специфических потребностей различных групп и слоев населения.

Анализ полученной в ходе социологических опросов информации позволяет  получить более детальную картину функционирования социальных служб, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь российского населения.

Социологические исследования являются в настоящее время таким методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и суждения населения определить «слабые» места в социальной инфраструктуре, наметить пути для их преодоления.

Менее перспективным, но так, же востребованным в настоящее время, является статистический метод исследования. Предметом статистического метода является детальное изучение социально-демографических процессов. Экономическая статистика рассматривает экономические явления в тесной взаимосвязи с социальными процессами, и одни и те же показатели могут быть использованы для анализа как экономических, так и социальных аспектов. Например, показатели оплаты труда характеризуют, с одной стороны, затраты на производство (экономический фактор), а с другой - процесс распределения доходов (социальный фактор).

Экономико-математический метод исследования заключается в построении модели (образа реального процесса или явления), т. е. возможности изучения реального процесса не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного [7, с. 62].

Итак, при оценке качества жизни  одним методом не обойтись, поэтому используется несколько  методов исследования. Данные методы позволяют получить богатую информацию о качестве жизни, о проблемах удовлетворения потребностей различных групп и слоев населения.

Одним из самых важных методов выступает индекс развития человеческого потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является экономическим индексом, применяемым для характеристики качества жизни в различных странах [4, с. 71].

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8-1), средний (0,5-0,8) и низкий (0-0,5) уровень.

ИРЧП включает в себя три показателя:

-  средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) - оценивает долголетие;

- уровень грамотности взрослого  населения страны и совокупная  доля учащихся;

- уровень жизни, оценённый через  ВВП на душу населения.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовым показателем долголетия  является ожидаемая продолжительность жизни, характеризующаяся средней продолжительностью предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально-позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

Категорию «качество человека» отождествляют с понятием «качество жизни», которое в свою очередь сводят к  семи интегральным свойствам: качество жизни и благосостояние - это основные составляющие, условия жизни населения,  информированность населения, социальная безопасность, качество окружающей среды и природно-климатические условия, которые  составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.

Наиболее общим и популярным показателем и индикатором качества жизни и качества человека является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который зависит от трех показателей: продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения. 

Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня.

Анализ показал, что понятие «качество человека» является комплексной производной от статистических, социологических, экономико-математических  факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни и человека необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество человека в частности показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни людей.

Что касается индекса развития человеческого потенциала, то можно сказать, что хотя Россия и находится на 71 месте по своему рейтингу, она все же достигла отметки 0,8 и стала относиться, по принятой классификации, к странам с высоким уровнем развития. Но отметка хоть и достигнута,  государству все, же необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и  ВВП на душу населения, чтобы Россия могла подняться выше по рейтингу.

На качество жизни населения влияет государственная политика регулирования экономических процессов.

На современном этапе государством принимаются различные  меры по повышению уровня и качества жизни населения, что уже дает определенные результаты в виде повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Антология русского качества. М. 2000. Под ред. Б.В.Бойцова, Ю.В.Крянева, М.: РИА Стандарты и качества, 2000.–432 с.
  2. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. - М.: ЭКОС, 2002. - 178 с.
  3. Белова, С.Н. Развитие качества человека как приоритетная цель образовательного процесса в вузе. –2009. Режим доступа: http://www.scientific-notes.ru/pdf/010-17.pdf
  4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000.
  5. Васильев, В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007. - 117 с.
  6. Васильева, Э.К. Статистика: учеб. пособие / Э.К. Васильева. - М.: Финансы, 2008. - 399 с.
  7. Гусаров, В.М. Статистика: учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479 с.
  8. Елисеева, И.И. Социология / И.И. Елисеева. - М.: ЭКОС, 2003. - 656 с.
  9. Зараковский, Г.М., Степанова Г.Б. Психологический потенциал индивида и популяции. //Человек. №3. -1998. С. 50-59.
  10. Злобина, Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. - М.: Социум, 2007. - 96 с.
  11. Медведев, В.И., Зараковский, Г.М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата. // Физиология человека. Т.20, №6. - 1994 С.5-15.
  12. Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития / А.А. Мироедов. - М.: Вопросы статистики, 2008. - 125 с.
  13. Официальный сайт ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения). [Электронный ресурс]. Дата обновления 03.10.2011. - URL: http://www. Wciom.ru (дата обращения: 03.10.2011).
  14. Прохоров, Н.В. Экология человека / Н.В. Прохоров. - М.: ЭКОС, 2007. - 349 с.
  15. Рубин. Я.И. Качество населения. О сущности и структуре понятия. // СОЦИС, 1998, № 9, с. 87-91
  16. Серов, Н.К. Социальная статистика / Н.К. Серов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 346 с.
  17. Субетто, А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Часть 1  «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11620, 02.11.2004
  18. Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации. — СПб. — М.: Исследоват. центр, 2000. — 448с.
  19. Субетто, А.И. Качество человека как главная цель политики качества российского государства, в том числе в сфере высшего образования // Режим доступа: www.trinitas.ru/rus/doc.0012/1a/00120196.htm#600#600
  20. Субетто, А.И. Качество человека как объект квалиметрии образования // 8-й симпозиум: квалиметрия человека и образования. М. 2000, Ч.1.
  21. Федяева, Н.Д. Представление качества человека в жанре «популярный психологический тест»//Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск 2006. Режим доступа: www.omsk.eduwww.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-7.pdf‎
  22. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности. – М., 2001. – 296 с.
  23. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательной политики. М.: Логос, 1993.

Информация о работе Формирование и методы оценки качества человека