Формирование и методы оценки качества человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы - изучить понятие «качество человека».
Для достижения цели в работе необходимо решить такие задачи:
1. Проанализировать определения категории «качество человека», данные различными исследователями.
2. Проследить взаимосвязь качества человека и качества жизни.
3. Рассмотреть образование как важный аспект качества человека.
4. Изучить понятие «качество населения».
5. Проанализировать процесс образования структуры личности.
6. Исследовать методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы понятия качество человека 5
1.1 Анализ понятия «качество человека»……………………………………..5
1.2 Взаимосвязь качества человека и качества жизни 7
1.3. Образование как важный аспект качества человека 12
1.4. Качество населения 18
2. Формирование и методы оценки качества человека 21
2.1. Образование структуры личности 21
2.2 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Лаптева Анна 119 группа Н.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Перечень основных качеств характера: правдивость, мягкость (доброта), сострадание ко всем живым существам, решимость, простота, целеустремленность, чистота сознания, стойкость, отсутствие зависти, самообладание  и другие.

 

 

 

 

1.3. Образование как важный аспект качества человека

Главной целью политики качества российского государства в сфере образования, в том числе в сфере высшего профессионального образования, является опережающее развитие качества человека. Проблема моделирования качества человека лежит в основе процесса целеполагания в управлении качеством образования на всех уровнях (на государственном, региональном уровнях и уровней образовательного учреждения). Формирование идеала качества человека представляет собой одну из приоритетных задач в стратегии развития российского образования в XXI веке, от уровня решения которой зависит и качество актуализации компетентностного подхода.

Как справедливо отмечает А.И. Субетто, методологический вопрос состоит в том, можно ли спроектировать «модель качества человека» как цель образования или образовательных реформ. Любой «проект» тогда реален, когда методология его проектирования (и прогнозирования) сочетает генетический (системогенетический) и целенормативный подходы. В образовательных программах, в программах воспитания, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые «образование» собирается воспитать в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества человека [20].

А.И. Субетто подчеркивает, что в системогенетическом контексте модель качества человека постоянно рефлексируется национальной культурой. В каждой «локальной цивилизации», если исходить из разнообразия «локальных цивилизаций», в логике которых развивается человечество (цивилизационный подход к концу XX века получил свое оформление, благодаря вкладу научного творчества Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина, А.Дж. Тойнби и других, в том числе современных отечественных ученых), формируется свой человек, своя культура, свой «идеал человека», как отражение закономерностей, особенностей бытия, жизни, исторического и культурного опытов. Исходя из этого принципиального положения, автор утверждает, что в каждой «цивилизации» формируется свой «идеал человека», переходящий в «модель качества человека» в национальной системе образования. Таким идеалом служат модели «идеального американца», «идеального немца», «идеального японца», «идеального китайца», «идеального русского» и т.д. Не последнее место в этом процессе занимает доминирующая религия, ее ценностные ориентации и требования к духовному строю человека. Таким образом, действует закон социо-, нацио (этно)-, государство-морфности образования, определяющий разнообразие образовательных систем в мире, отражающее разнообразие «цивилизаций», «этносов», «культур», «национальных государств», «географических и климатических условий жизни» [3].

Поэтому адекватная экспликация требований к качеству человека в российском образовательном пространстве, подчеркивает А.В. Субетто, возможна только тогда, когда она опирается на многовековой опыт рефлексии русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма» [19].

А.И. Субетто также отмечает, что предприимчивость, энергетизм личности, ее деятельностное начало не отрицаются. Их отличие от «американской модели качества человека» состоит в том, что они формируются на основании философии «общего дела», идее соборности», на кооперативных началах организации жизни, на принципах солидарности, кооперации, взаимопомощи, любви (П.А. Кропоткин, Ф.М. Достоевский, А.В. Чаянов, С.Г. Кара-Мурза и др.) а не на принципе конкуренции [19].

Таким образом, генетический подход требует осознания качества человека в России, как оно отражено культурой и философией в России и как оно реально воплощается в качестве человека как некоего «зеркала» особенностей существования и развития «российской цивилизации» и ее общества. Главными свойствами личности в России являются ее соборность, общинность, коллективизм, выносливость, терпимость, правдолюбие, всечеловечностъ, открытость, доверчивость, мужество, широта души, совестливость, склонность к самокритике, готовность помочь другому, тяга к знаниям, к образованию, к культуре, готовность к самопожертвованию, примат духовного над материальным и др. [17].

А.И. Субетто утверждает, что целенормативный подход не отрицает генетический подход, а из него вытекает. Целенормативная компонента в модели качества человека связана с идеологией ноосферного учения, с императивом установления ноосферного общества в России, обеспечения управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

В разные времена качество человека понимали по-разному, в настоящее время также существует немало разногласий по этому вопросу. На основе таблицы 1.1, рассмотрим различные формулировки этого понятия и требования, предъявляемые термину модель качества человека.

Таблица 1.1

Требования к модели качества человека в образовательном процессе.

Формулировки требований к модели качества человека в образовании

Источник

1. Обладающий аналитическими  способностями, критически мыслящий, умеющий учиться и самостоятельно  воспринимать знания, успевать за  изменениями.

[«Выступление Президента 

Российской Федерации В. В.

Путина …», 2001, с. 1]

2. Образованный, нравственный, предприимчивый, самостоятельно принимающий  решения в ситуации выбора, способный  к сотрудничеству, отличающийся  мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовый к межкультурному взаимодействию, обладающий чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

[«Образовательная политика 

России на современном

этапе»/Доклад Госсовета

РФ, 2001, с. 4,5].

3. Не только знающий  человек, но прежде всего человек  подготовленный к жизни и испытаниям.

[В.М. Розин, 1991].

4. Ноосферный человек: человек, отвечающий за социоприродную  гармонию, гармонию развития Природы  и Человечества, и вооруженный соответствующими знаниями, чтобы реализовать эту ответственность. Ставящий духовные начала над всеми другими жизненными благами, подчиняющийся законам Природы и сохраняющий ее, думающий о будущем будущих поколений людей, человек с экологическим сознанием, профессионал, не нарушающий в своей профессиональной деятельности равновесия отдельных экосистем и поддерживающий его, создающий свое благополучие не за счет и не в ущерб другим людям и Природе, человек с космопланетарным пространством сознания.

[Н.Н. Моисеев, 1993; А.И.

Субетто, 1990, 1992, 1999,

2000, 2001; Н.Н.

Лукъянчиков, А.А. Улитин,

2001].

5. Не провидение и одаренность  определяет качество и развитие  разума, а сами процессы развития  и образования.

Жан Буто (J. Boutaud, 1981)

6. Человек совокупный  – это мужчина и женщина  в их единстве, два «образа  проявления» — «женский и мужской  образ».

П.А. Бакунин, [«Русское

самосознание», 2000].

7. «Корневой человек»  по П.А. Флоренскому, т.е. человек  укоренный в родных языке и  литературе, в истории отечества.

[А.И. Субетто, 1995, 1999,

2000].

8. Человек, включенный в  космопланетарные, мировые процессы (требование к человеку в «русском  космизме» как совокупном течении  русско-космической мысли)

[В.П. Казначеев, Е.А.

Спирин, 1991; В.П.

Казначеев, 1996, 1997; А.И.

Субетто, 1991, 1995, 1999,

2000, 2001].

9. Человек, вооруженный знаниями  человековедения и геополитики.

[В.П. Казначеев, 1997; А.И.

Субетто, 1995, 1997, 1999,

2000].

10. Человек, подготовленный  к жизни в условиях быстро меняющегося мира, обладающий свойствами коммуникативности и толерантности, обладающий профессиональной мобильностью, готовый к сознательному политическому выбору, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, конструктивностью, готовый к межкультурному взаимодействию, обладающий чувством ответственности за судьбы страны.

[«Образовательная политика 

России» (проект по

состоянию на 19 июня

2001 г.)/ Госсовет РФ, 2001,

с.3, 4].


В таблице обобщены формулировки требований к модели качества человека в образовании, представленных как в нормативно-правовых документах, так и в ряде работ. Они несут в себе противоречие между либеральной и государственно-общественной, коммунитарной моделями качества человека.

Таким образом, модель качества человека, «эталон качества человека», эталон его духовно-нравственного воспитания, ценностных ориентации, уровня профессионализма является не только вопросом того, как образование удовлетворяет потребности личностного развития и выбора нужной профессиональной специализации (в пределах парадигмы личностно ориентированного образования), но и вопросом того, какая нужна личность, какие компетенции, компетентности должны быть сформированы в образовательном процессе, чтобы и Россия, и человечество выжили в XXI веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Качество населения

Основополагающей целью развитых государств является повышение качества жизни населения. Однако здесь важно отметить влияния качества населения. Качество населения (КН) - распространенное в демографии и социологии понятие. Но существуют разные его трактовки. Наиболее обоснованной представляется трактовка КН, предложенная Я.И. Рубиным [15, c.87]. Он считает, что КН складывается из трёх компонентов: характеристики, структуры, потенциалы.

Характеристики - это здоровье, уровни общеобразовательной подготовки, профессиональной и общей культуры (с множеством “подкультур” – нравственной, трудовой, языковой, политической и др.).

Структуры населения: демографическая, экономическая, социальная и др.

Потенциалы - комплексные свойства, формирующиеся из характеристик и структур, и образующие, в зависимости от комбинаций, разные потенциалы населения: созидательный, духовный и др.

Таким образом, качество населения можно рассматривать как его интегральное свойство, создающее потенциальную возможность осуществлять жизнедеятельность

Более содержательно понятие потенциала населения раскрыто в концепции жизненного (или “человеческого”) потенциала [11, c.7].

Жизненный потенциал - интегральное свойство индивида или социума, лежащее в основе его способности к продуктивной жизнедеятельности, то есть, такой жизнедеятельности, которая обеспечивает сохранение жизни и повышение её качества в расширяющихся границах внутренних и внешних условий.

Жизненным потенциалом обладает каждый отдельный человек и любой социум - от производственного коллектива или слоя общества до населения Земли в целом. Применительно к социумам следует использовать термин “популяционный потенциал”.

Жизненный потенциал складывается из базового и духовнодеятельностного потенциалов. Первый включает в себя анатомо-физиологический статус и здоровье, второй - психофизиологический и культурный потенциалы.

Под популяционным психофизиологическим потенциалом (ППП) понимается системное свойство социума, возникающее на базе интеграции психологических и физиологических свойств людей, образующих данный социум. ППП включает в себя личностную, интеллектуальную и адаптивно-ресурсную составляющие.

Личностная составляющая складывается из потребностей, темперамента и характера.

Культурный потенциал является “надстройкой” над ППП и включает в себя общую и специфическую (например, национальную, религиозную, корпоративно-профессиональную) культуру.

Жизненный потенциал - устойчивое, весьма инертное свойство, можно сказать, типологическое свойство населения. Но возможность реализации потенциала в актуальной жизнедеятельности существенно зависит от более динамичного свойства - психического состояния населения.

Таким образом, для построения показателей качества жизни и определения взаимоотношений качества жизни и качества населения следует рассматривать четыре компонента в составе интегрального показателя качества населения (или жизненного потенциала населения): показатели потребностей человека, популяционного анатомо-физиологического статуса и здоровья, духовно-деятельностного потенциала и психических состояний.

В этом перечне структура потребностей поставлена на первое место потому, что именно она, так сказать, по определению, задаёт весь спектр показателей и критериев качества жизни человека.

Нормальный анатомо-физиологический статус и здоровье являются основной универсальной потребностью и одновременно условием для существования и реализации духовно-деятельностного потенциала.

Духовно-деятельностный потенциал создаёт возможность специфически человеческой жизнедеятельности, в том числе, лежит в основе активного формирования людьми того или иного уровня качества жизни.

Психические состояния играют роль либо регулятора жизнедеятельности в форме функциональных состояний, определяющих ситуационную дееспособность человека (населения), либо оценщика качества жизни в форме субъективного отражения и переживания процесса жизнедеятельности.

Таким образом, качество человека неразрывно с понятием качества жизни. Качество жизни мы определили как интегральное свойство жизнедеятельности людей – уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их сообществ – социумов),  а качество человека как его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, биосфере, Земле, космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам.

Мы  выяснили, что уровень развития страны зависит от уровня качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формирование и методы оценки качества человека

 

2.1. Образование  структуры личности

Первоначально решающее значение в создании структуры личности имеет структура потребностей и их проявление.

Все потребности включены в определенные качества личности и имеют внешнюю и внутреннюю стороны.

Ведущими отношениями, формирующими качества личности, являются:

-отношение к природе;

-связь личности с обществом;

- отношение к истории, культуре, усвоение ценностей цивилизации;

-отношение к деятельности;

-отношение к себе как  способ самопознания внутреннего  мира;

-восприимчивость педагогических  влияний [8, c.264].

Все виды отношений связаны между собой целями личности и деятельностью по их достижению. Отсюда и наличие подструктуры направленности личности.

Формировать личность – значит воспитывать в ней способность к выстраиванию  перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций, целей жизни.

Поскольку внутренний мир личности – результат взаимодействия ее психики с окружающим миром, его изменение всегда порождено двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики.

Компоненты (подструктуры) целого связаны между собой разнобразными видами жизнедеятельности.

Сам процесс образования структуры строится на взаимосвязи, взаимном переходе внешнего во  внутреннее,  на саморазвитии последнего.

Таким образом, структура личности включает в себя основанные на потребностях подструктуры, их взаимодействие между собой, их внешнее и внутреннее развитие в виде реакций, психических процессов, состояний, деятельности, поведения, отношений.

Функции структуры:

1.Фиксирует существенные  результаты отражения в психики  которые происходят в окружающем мире процессов и явлений.

2. Обеспечивает взаимодействие  врожденного и приобретенного, образование  новых психических процессов  и явлений с прежним опытом, тем самым создает преемственность  в развитии индивида.

3.Способствует накоплению социально-ценного опыта эффективной деятельности в отношениях с окружающей действительностью.

4.Отражает результаты  внутреннего психического развития, самодвижения, саморазвития духовного  мира людей, согласует между собой  на основе иерархии и самодвижения взаимодействие отдельных элементов и подструктур в единое целое [12, c.63].

Информация о работе Формирование и методы оценки качества человека