Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективные пути формирования здорового образа жизни трудных подростков.
Задачи исследования:
1) Проанализировать проблему здорового образа жизни в подростковом возрасте.
2) Определить психолого-педагогические особенности трудных подростков, влияющие на процесс формирования здорового образа жизни.
3) Разработать рекомендации по совершенствованию форм приобщения трудных подростков к здоровому образу жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка»………………...5
1.2 Сущность здорового образа жизни трудных подростков. ……………........9
2 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОРВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков…………..20
2.2 Формы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков…………………………………28
2.3 Принципы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕСТ.………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Мотивация интереса к здоровому образу жизни и профилактика вредных привычек трудных подростков может стать эффективным способом коррекции девиантного поведения.

Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение). Трудному подростку свойственны в основном те же качества личности и возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом именно общее, присущее всем преобладает над особенным, специфическим, характерным лишь для трудных подростков.

Для организации деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни трудных подростков, социальный педагог должен учитывать их интересы, склонности и увлечения, и проводить мероприятия в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов, деловой игры, экскурсии. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.

Анализ проведения тестирования для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни среди учеников 9 «А» класса СОШ № 145 г. Минска говорит о том, что подросткам необходимо правильно уделять внимание рациональному режиму труда и отдыха, физической активности, нормальному питанию, режиму дня и т.д.

Результаты данного исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александров, А.А. Курение и его профилактика в школе. М. Медиа сфера, 1996.
  2. Апанасенко, Г.А. Валеология. 1996, №2
  3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье. М. 1990
  4. Вайнер, Э. Н. Валеология. М. Флинта. Наука, 2000
  5. Дорошкевич, М. П. Основы валеологии и школьной гигиены. М. П. Дорошкевич – М., 2003.
  6. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология.  Л.Б. Дыхан. – М.,2005.
  7. Дэвид Майерс Социальная психология. Интенсивный курс.
  8. Журавлева, Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи.// Социологические исследования-2000 год № 5
  9. Зайцев, Г.К. Валеология. Культура здоровья.  М. 2003
  10. Иващенко, Г.М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание. М - 1999.
  11. Иващенко, Г.М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год.
  12. Калиш, И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.
  13. Ковалева, Т. В. Подростки смутного времени. 2003, №8.
  14. Куинджи, Н.Н.  Валеология. Пути формирования здоровья школьника. М. 2001
  15. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. 2004
  16. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи. 2007
  17. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. Метод.  Матер. Н. Т. Лебедева Минск народная асвета 1996.
  18. Лисицын, Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка.  М. – 1984.
  19. Локк, Д. Мысли о воспитании. Пед. Наследие. Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., Педагогика, 1989.
  20. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии. Учебное пособие. Рязань, 1999.
  21. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
  22. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. Спб, 1999.
  23. Сапожников И. Основы социально-педагогической деятельности 
  24. Соломзес , Д. Наркотики и общество. ОСР Палек, 1998.
  25. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  26. Социология молодежи. Волков, Ю.Г.  В. И. Добреньков, Ф. Г. Кадария и др Ростов на Дону, 2002.
  27. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников.  М. 2004 
  28. Ягодинский, В. Н. Уберечь от дурмана.  М. Просвещение, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

Коррекционная педагогика» Кукушин В. С.Тест - анкета для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни

1.  Какие из трех групп личностных качеств у вас развиты в большей степени?

а) обязательность, совестливость, доброта;

б) общительность, смелость, решительность;

в) эрудиция, находчивость, целеустремленность.

2. Удается ли вам всегда поступать честно и не переживать за свои поступки?

а) да;   б) не всегда;   в) нет.

3.  Есть ли у вас духовный идеал, человек, на которого вы стремитесь походить?

а)   да;   б) ответить затрудняюсь;   в)  нет.

4.   Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы хотели бы походить?

а)   да;   б) ответить затрудняюсь;   в)  нет.

5.  Как часто вы испытываете чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны?

а) часто;  б) редко;  в) очень редко.

6. Способны ли вы в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься?

а) да;   б) думаю, что нет;   в) нет.

7. Стремитесь ли вы чередовать учебу и отдых?

а) да;   б) когда как;   в) нет.

8. Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?

а) да, и имею хорошие результаты;

б) да, но не регулярно;

в)  нет,

9. Делаете ли вы физическую зарядку?

а) да;   б) да, но не регулярно;    в) нет.

10.  Достаточно ли вы уделяете внимания водным процедурам (баня, контрастный душ?

а) да;   б) да, но не регулярно;   в) нет.

11.  Придерживаетесь ли вы какой-либо системы регулярного закаливания?

а) да;   б) от случая к случаю;    в) нет.

12. Имели ли вы в последние 2-3 года травмы?

а) нет;   б) да, но несущественные;   в) да;

13. Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?

а) не помню, когда болел в последний раз;

б) редко (I раз в год);

в) часто, 2-3 раза в год.

14.  Как часто вы болеете инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка?

а) очень редко;

б) редко (раз в год);

в) часто (два-три и более раз в год).

15. Имеете ли вы хронические заболевания?

а) нет;   б) думаю, что да;   в)  да.

16. Как часто вы пропускаете занятия по болезни?

а)  не пропускаю;

б) редко (раз в полугодие);

в)  часто (раз в месяц). 

17. Курите ли вы?

А) нет;   б) редко;   в) да.

18. Употребляете ли вы алкогольные напитки?

а)  нет;   б) редко;   в) да.

19.  Пробовали ли вы наркотики?

а) нет;   б) однажды;   в)  более двух раз.

20. Каков ваш вес?

а) в норме;   б) меньше нормы;   в) избыточный.

Как подсчитать результаты ?

Пункт а) — оценивается в три балла, б) — оценивается в два балла, в) — оценивается в один балл.

Далее подсчитывается сумма баллов за ответы на вопросы. По сумме баллов находится уровень ориентации учащегося на здоровый образ жизни.

Баллы

Уровни ориентации личности на здоровый образ жизни

22-24

1 — очень низкий

25-28

2 — низкий

29-32

3 — ниже среднего

33-36

4 — чуть ниже  среднего

37-40

5 — средний

41-44

6 — чуть выше  среднего

45-48

7 — выше среднего

49-52

8 — высокий

53-56

9 — очень высокий

57-60

10 — наивысший


 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема