Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективные пути формирования здорового образа жизни трудных подростков.
Задачи исследования:
1) Проанализировать проблему здорового образа жизни в подростковом возрасте.
2) Определить психолого-педагогические особенности трудных подростков, влияющие на процесс формирования здорового образа жизни.
3) Разработать рекомендации по совершенствованию форм приобщения трудных подростков к здоровому образу жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка»………………...5
1.2 Сущность здорового образа жизни трудных подростков. ……………........9
2 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОРВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков…………..20
2.2 Формы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков…………………………………28
2.3 Принципы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕСТ.………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

 

 

 

                                                            

                                           Научный руководитель:

 

 

 

Работа допущена к защите

 

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Содержание понятия  «здоровый образ жизни подростка»………………...5

1.2 Сущность здорового образа жизни трудных подростков. ……………........9

 

2 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОРВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

2.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков…………..20

2.2 Формы социально-педагогической  деятельности по формированию  здорового образа жизни трудных  подростков…………………………………28

2.3 Принципы социально-педагогической  деятельности по формированию  здорового образа жизни трудных  подростков…………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕСТ.………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Такая социально-педагогическая проблема, как формирование здорового образа жизни трудных подростков, является очень актуальной на сегодняшний день, так как данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья. (29)

С начала 90-х годов в Беларуси отмечается резкое ухудшение медико-демографической ситуации в связи с ростом заболеваемости и смертности, снижением средней продолжительности и качества жизни, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, негативными тенденциями в состоянии психического здоровья, существенными изменениями в области формирования и стабильности семьи, низкой санитарно-гигиенической культурой населения.

На сегодняшний день в обществе не созданы соответствующие материально–технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, формирующие заинтересованное отношение человека к своему здоровью и способствующие поддержке и укреплению здорового образа жизни. Не сформирована система оптимальной организации досуга детей и молодежи, недостаточна система вторичной занятости подростков, что является причиной раннего приобщения и злоупотребления алкоголя, распространения курения, наркомании. Отмечается недостаточное количество служб консультативной и социально-психологической помощи семьям, детям и подросткам.

Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Такую психолого-педагогическую проблему, как формирование здорового образа жизни трудных подростков изучали Н.М. Амосов, Н.П. Абаскалова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, A.M. Изуткин, Е.А. Абрамова, Р.И. Айзман, Дж. Витулкас, О.Л. Трещеева и др, однако анализ существующих работ свидетельствует о том, что проблема изучена недостаточно.

В связи с этим цель исследования – выявить эффективные пути формирования здорового образа жизни трудных подростков.

Задачи исследования:

1) Проанализировать  проблему здорового образа жизни в подростковом возрасте.

2) Определить психолого-педагогические особенности трудных подростков, влияющие на процесс формирования здорового образа жизни.

3) Разработать рекомендации по совершенствованию форм приобщения трудных подростков к здоровому образу жизни.

Объектом исследования являются трудные подростки.

Предметом исследования является процесс формирования здорового образа жизни трудных подростков.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни трудных подростков будет более эффективным, если использовать следующие формы социально-педагогической работы:

1.  Информирование подростков о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);

2. Включение трудных подростков в здоровье созидающую деятельность.

Методы: теоретический анализ и обобщение изученной педагогической, социально-педагогической, психологической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ  ВОЗРАСТЕ

 

1.1Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка»

 

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на укрепление, сохранение и улучшение здоровья человека как субъекта общественно- исторической деятельности и культуры, обеспечивающий полноценное выполнение всех форм деятельности человека и, как следствие, влияющий на экономический, трудовой, демографический, оборонный, культурный и духовный потенциал общества.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизенедеятельности, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, соморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную саморегуляцию  своих сущностных сил, дарований и способностей, жизнедеятельности в целом.

В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения. Способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций личности, мировоззрения. Социального и нравственного опыта. (16)

Здоровый образ жизни – это многоплановый аспект жизни человека, его повседневной деятельности, направленный на сохранение и развитие здоровья в целях максимальной реализации возможностей организма, развития качества и количества предстоящей жизни. ЗОЖ – это комплекс мотивированных для каждого возрастного этапа действий, позволяющих совершенствовать организм. Здоровье человека  только на 20% не управляемо человеком, что связано с наследственными болезнями, остальные 80% в руках человека, а именно: 20% зависят от воздушной и водной среды; 30% от питания; 30% от стиля жизни. Иными словами, при прочих равных условиях человек может на 1/3 уменьшить риск заболеть, увеличить стойкость организма к средовым факторам.

Основные направления ЗОЖ:

  1. Физкультурно- оздоровиельное.
  2. Реабилитационно- профилактическое.
  3. Рекреационно-экологическое.
  4. Общегигиеническое.
  5. Культурно- просветительское (17)

Валеология – сравнительно новая дисциплина в современных образовательных учреждениях. Название она получила от латинского слова «valeo» - быть здоровым, которое и определило содержание валеологии как деятельности человека, направленной на формирование, сохранение, и укрепление здоровья. В настоящее время, когда здоровые дети, согласно данным разных медицинских институтов и учреждений, составляют не более 10%, необходимость валеологического воспитания детей школьного возраста приобретает актуальную социальную значимость. Не смотря на единодушное общественное признание валеологического направления в школьном и предвузовском образовании, школьная практика пока не располагает предназначенными для этого междисциплинарными валеологическими программами. В то же время среди компонентов таких программ должное место отводится знаниям по школьной гигиене, а точнее, по гигиене детей и подростков. Давно выросшая из рамок школьной гигиены, данная научная дисциплина и практическая область здравоохранения во многом определяет результаты всей отечественной профилактической медицины. Изучая воздействия отдельных средовых факторов, и их комплекса на формирование здоровья детей и подростков, гигиена детей и подростков разрабатывает различные профилактические программы, использование которых устанавливает приоритеты здорового образа жизни и формирует здоровье.

Анализ публикаций по вопросам валеологии выявил два ее опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни», причем последний рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. Научно-практической основой указанной причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю. П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50-55%) при значительно меньшем вкладе других факторов: экологических (20-25%), наследственной предрасположенности – 20%, медицинского обслуживания – 10%.

Образ жизни (ОЖ) относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.

Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Нетрудно догадаться, что оба эти показателя ОЖ человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности. (4)

“Здоровый образ жизни - это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека” (7, с. 35). 

Здоровье – важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. (8, с 9)

Понятие «здоровье» в отношении индивида отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Существуют признаки индивидуального здоровья:

-специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и  развития;

- текущее функциональное  состояние и потенциал организма  и личности;

-наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

Здоровье человека во многом зависит от стиля его жизни. Он определяется социально - экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями человека. (9,с.12)

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. (10,с.90)

Информация о работе Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема