Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Содержание

Введение. с.3-5

1.Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
подрастающего поколения . с.5-10
1.1.Нравственное воспитание: сущностная характеристика с.5-8
1.2.Цели и задачи формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей у воспитанников. с.8-10
2.Основные источники нравственного опыта. с.10-13
3.Гумманизм личности педагога как условие результативности процесса духовно-нравственного воспитания. с.13-16
Заключение с.16-17
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

samost_rabota_docx.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Заворонежский детский дом»

 

 

 Доклад «Формирование  духовно-нравственных ценностей у воспитанников»  

 

 

 

 

 

 

                                       Подготовила:

                                                                   Ряшенцева Лилия Васильевна

 

                                  Мичуринский район, 2010 г.

 

Оглавление.

Введение.                                                                                                    с.3-5

                                                                                                   

1.Психолого-педагогические основы нравственного воспитания

подрастающего поколения .                                                                      с.5-10

 

1.1.Нравственное воспитание: сущностная характеристика                  с.5-8

1.2.Цели и задачи формирования  социокультурных и духовно-нравственных  ценностей у воспитанников.                                                                      с.8-10

 

2.Основные источники нравственного опыта.                                         с.10-13

 

3.Гумманизм личности педагога как условие результативности процесса духовно-нравственного воспитания.                                                         с.13-16

 

Заключение                                                                                                   с.16-17

 

Литература                                                                                                    с.17-18

 

                                                                                                                                                                                                                             

                  

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

"В воспитании  человека важно добиваться,  
чтобы нравственные и моральные истины были  
не просто понятны, но и стали бы целью жизни  
каждого человека, предметом собственных  
стремлений и личного счастья". 
(Свадковский И.Ф.)

          Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие

социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

          Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

         Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка,  на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так  и негативного характера

          В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский(16) писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

          В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

          Основной функцией воспитания является формирование эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу.                                                                                                                                                  Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

          Детский дом для детей-сирот, остается главным и единственным центром нравственного развития и воспитания, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов. Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности. Работа проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса. Зависит система отношений «учитель — ученик», «учитель — учитель». А также качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения, образованием которого мы занимаемся. Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры

           Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах

А.М.Архангельского (2), Н.М.Болдырева (3), Н.К.Крупской (9), А.С.Макаренко (10) и др., в которых выявляется сущность основных

понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих

учителей к нравственному воспитанию школьников.

Проблемой исследования является влияние личности педагога на создание условий для нравственного воспитания детей школьного возраста.

          Целью исследования является теоретическое обоснование влияния

гуманизма педагога на  воспитательный процесс.

          Объект исследования – педагогический процесс.

          Предмет исследования – влияние личности педагога на нравственное воспитание детей.

Приступая к исследованию, выдвигаем следующую гипотезу: гуманизм личности педагога является необходимым условием нравственного воспитания.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены

следующие задачи:

1)     раскрыть понятие духовно- нравственного воспитания;

1)     выявить условия  нравственного воспитания ребенка;

3)     выявить роль  личности педагога в процессе  нравственного воспитания.

    

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.   Психолого-педагогические основы

нравственного воспитания подрастающего поколения.

  

 

1.1.        Нравственное воспитание: сущностная характеристика.

 Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнерства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания;
  • уважение к Отечественной истории и родному языку;

 

     Нравственная культура – систематический результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как наличием  моральных ценностей, так и участием человека в их создании.

     Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры,

необходимо выяснить такие понятия, как культура, мораль, нравственность.

    Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, характеристика развития человека. Она выражает степень его

овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе.

Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная.

     Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых, задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.

      Функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами людей и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. «Защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является необходимым условием свободы всех.

     Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь.

Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу.

     Важнейшими элементами нравственной свободы являются:

1.    Осознание требований  нравственных норм.

2.    Принятие этих  требований в качестве внутренней потребности и в качестве системы самообязанностей.

3.    Самостоятельный  выбор одного из возможных  вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением, а по внутреннему убеждению.

4.    Волевое усилие  и самоконтроль за реализацией  решения.

5.    Ответственность  за мотивы и последствия действия.

     Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до требований идеала.

                           Уровни нравственной культуры.

       Нравственная культура – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.

  Во-первых, культура нравственного сознания.

  Во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим

внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их

реализации, есть культура нравственных чувств.

  В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются

поставленные и принятые  нравственные цели, превращаются в активную жизненную позицию.

      Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

       В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» (8, с.191-192).

Информация о работе Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников