Формирование гендерных особенностей самосознания, половой идентификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение формирования гендерных особенностей самосознания, половой идентификации, полоролевых представлений у детей дошкольного возраста. Основными задачами исследования были следующие: 1. Обзор психологический литературы по данной проблеме; 2. дана общая характеристика самосознания, гендерного самосознания у детей дошкольного возраста; 2. Раскрыты методики развития гендерного самосознания у детей дошкольного возраста; 3. Проведено эмпирическое исследование формирования осознаваемых и неосознаваемых компонентов половой идентификации у мальчиков и девочек в возрасте 3-6 лет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Общая характеристика самосознания. Гендерное самосознание в дошкольном возрасте……………………………………………………………7
1.1. Понятие, главные функции самосознания ……………………………….7
1.2. Развитие самосознания в дошкольном возрасте………………………….12
1.3. Гендерные особенности детей дошкольного возраста. ………………….18
1.4. Особенности гендерного самосознания детей дошкольного
Возраста………………………………………………………………………….23
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАК ПРОЦЕССА ОБРЕТЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ……………26
2.1 Теории изучения феномена идентификации и идентичности……………26
2.2 Виды идентификации и идентичности……………………………………..29
2.3 Половое воспитание как фактор обретения идентичности……………….32
2.4 Особенности протекания идентификации…………………………………44
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ………………………..48
3.1 Организация психодиагностического обследования……………………..48
3.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик………..48
3.3 Описание психодиагностической процедуры……………………………..50
3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………….50
3.4.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников……………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяOffice Word.docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

  Как правило, маленькие дети (от трех до семи лет) рисуют только голову, так как для них голова – осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности.

  Хотя некоторые допущения интерпретации недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически.

  Анализ рисунков. Рисует ли испытуемый первой мужскую или женскую фигуру? Из пяти тысяч взрослых испытуемых 85% первой нарисовали фигуру своего пола. Есть объяснения того, что первой была нарисована фигура противоположного пола: сексуальная инверсия, спутанность половой идентичности, сильная привязанность или зависимость от родителя противоположного пола, сильная привязанность или зависимость от какого-либо индивида противоположного пола. Вероятно, существуют и другие объяснения.

  Сравнение фигур. Конкретные способы, выбранные испытуемым при рисовании, обычно несут в себе информацию о его психосексуальных установках. В фигуру, нарисованную с большей тщательностью, вложено больше либидозной энергии.

  Размер. Соотношение между размером рисунка и свободным пространством может соответствовать динамическим отношениям между испытуемым и его окружением или между испытуемым и родительскими фигурами. Средний рисунок – приблизительно 15 см в длину или 2/3 от свободного пространства.

  Расположение. Есть пять возможностей размещения. Рисунок может быть помещен в верхней половине, в нижней половине, слева, справа или в центре листа.

  Дети, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, обычно постоянно стремятся к достижению каких-либо целей, и уровень их достижений довольно высок. Те люди, чьи рисунки смещены влево, часто бывают стеснительными и интровертированными. Те, чьи рисунки расположены внизу страницы, кажутся более стабильными, спокойными, «твердо стоящими на ногах». Те, чьи рисунки расположены аккуратно в центре, обычно эгоистичны, адаптивны, сами направляют свой жизненный путь. Те, чьи рисунки смещены вправо, склонны к негативизму и сопротивлению.

  Область головы. Лицо – наиболее выразительная часть лица, это важнейший центр коммуникации. Голова и лицо с наибольшей готовностью воспринимаются, субъективно легче всего изображаются, а в грубых изображениях нарисованы, как правило, тщательнее всего прочего. Испытуемые всех возрастов часто предлагают лицо (или голову) как законченный рисунок, в то время как туловище или любая другая часть тела сами по себе никогда не предлагаются как замещение полного изображения фигуры. Лицо расценивается как социальная часть рисунка.

  Испытуемый, намеренно упускающий изображение черт лица, в то же время тщательно и нарочито агрессивно выделяющий контур и детализацию остальных частей фигуры, как правило, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в межличностных отношениях.

 

Также сильная затушевка  черт лица характерна для робких, несмелых и склонных к уходу от проблем в общении индивидам.

  Волосы на лице и голове обычно связаны со стремлением к мужественности, половой зрелости. Рот может быть нарисован прямой, волнистой линией, овалом, иногда с зубами. Если рот обозначен одной тонкой линией, то индивид может быть вербально агрессивен. Если рот овальной, полной формы, то у испытуемого могут быть орально-эротические тенденции, это признак зависимого индивида. Если губы на рисунке мужчины полные и чувственные, то испытуемый может быть женоподобным или гомосексуалистом если на рисунке мужчины очень большие глаза с ресницами, то можно практически не сомневаться в его гомосексуальности. Если глаза большие, но нет зрачков, то у индивида есть чувство вины, связанное с вуаристическими тенденциями. Если глаза большие, вытаращенные, то психологу следует исследовать возможность параноидальных тенденций. Нос может отображать социальный стереотип или интерпретируется как фаллический символ. Если нос крючком или широкий и выступающий, то испытуемый таким образом выражает отвержение или презрение. Подбородок является социальным стереотипом силы и главенства. Если подбородок сильно акцентирован, то испытуемый может тем самым выражать чувство неадекватности перед лицом властных, агрессивных, сильных индивидов. Ухо редко прорисовывается. Если оно увеличено, исследователю необходимо разузнать, нет ли органических повреждений органов слуха, либо слуховых галлюцинаций у параноидального индивида, либо снижения слуха. Если ухо выделяется своим размером, формой, нажимом, можно предположить, что рисующий придает ему особое значение. Его озабоченность может варьировать от легкой реактивности на критику до активных слуховых галлюцинаций.

 

  Штриховка. Направление штриха может быть вертикальным или горизонтальным, определенным или неопределенным. Выраженное предпочтение горизонтальных штрихов часто связано со слабостью, женственностью, фантазированием. Выраженное предпочтение вертикальных штрихов часто связано с доминантностью, гиперактивностью, чрезмерным стремлением к маскулинности. Если направление штриха определенное, неколеблющееся, то можно говорить об уверенном, спокойном индивиде, который упорно и настойчиво идет к поставленной цели. Штрихи неопределенного направления или колеблющиеся часто связаны с недостатком вышеперечисленных качеств.

  Так, тревожные индивиды, которым недостает собственного мнения и собственной точки зрения, будут рисовать фигуры, где штрихи не будут иметь определенного направления.

  Анализ рисунка фигуры – это полезная техника для клинических и исследовательских целей. Хотя данная техника может быть использована в научных целях, она не была научно валидизирована.

  Если эта техника используется с той же осторожностью, мастерством и умением, что и другие клинические инструменты, то она часто оказывается богатым и доступным источником понимания личности испытуемого.

  Эффективное применение данной техники зависит от понимания личностной динамики и от степени знакомства с рисунками большого числа индивидов, о которых есть доступная ясная и полная информация.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование гендерных особенностей самосознания, половой идентификации