Формирование гендерных особенностей самосознания, половой идентификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение формирования гендерных особенностей самосознания, половой идентификации, полоролевых представлений у детей дошкольного возраста. Основными задачами исследования были следующие: 1. Обзор психологический литературы по данной проблеме; 2. дана общая характеристика самосознания, гендерного самосознания у детей дошкольного возраста; 2. Раскрыты методики развития гендерного самосознания у детей дошкольного возраста; 3. Проведено эмпирическое исследование формирования осознаваемых и неосознаваемых компонентов половой идентификации у мальчиков и девочек в возрасте 3-6 лет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Общая характеристика самосознания. Гендерное самосознание в дошкольном возрасте……………………………………………………………7
1.1. Понятие, главные функции самосознания ……………………………….7
1.2. Развитие самосознания в дошкольном возрасте………………………….12
1.3. Гендерные особенности детей дошкольного возраста. ………………….18
1.4. Особенности гендерного самосознания детей дошкольного
Возраста………………………………………………………………………….23
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАК ПРОЦЕССА ОБРЕТЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ……………26
2.1 Теории изучения феномена идентификации и идентичности……………26
2.2 Виды идентификации и идентичности……………………………………..29
2.3 Половое воспитание как фактор обретения идентичности……………….32
2.4 Особенности протекания идентификации…………………………………44
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ………………………..48
3.1 Организация психодиагностического обследования……………………..48
3.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик………..48
3.3 Описание психодиагностической процедуры……………………………..50
3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………….50
3.4.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников……………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяOffice Word.docx

— 99.88 Кб (Скачать файл)

ВЫВОД. Испытуемый относится к группе «амбивалентных» детей. Идентификация еще не закончена, наблюдается некое смешение идентичности. Высокая компетентность и престижность отца в воспитании совмещена с концентрации либидозной энергии на матери. Ребенок проявляет привязанность к родителям обоего пола. Возможны затруднения в общении со сверстниками. При адекватном воспитании и небольшой работе с психологом идентификация пройдет успешно, и индивид обретет истинную, адекватную половую идентичность.

6. Целищев Р., мужской пол, 6 лет.

  Первой нарисовал фигуру противоположного пола, она больше, чем фигура мужского пола (обозначенная как отец), но ребенок главным в семье считает отца (по данным анкетирования). Рисунок матери смещен вправо, что говорит о склонности к негативизму и сопротивлению. Лица прорисованы тщательно, присутствуют все черты, что указывает на готовность индивида к социальным контактам. Волосы на фигурах показаны резкими вертикальными штрихами, носы акцентированы – ребенок стремится к маскулинности. Уши видны из-за короткой прически только у матери. Рот четко прорисован – индивид зависим. Подбородок у обеих фигур слабый – в семье нет доминирующего родителя. Глаза матери – с ресницами, что говорит о женоподобности индивида.

ВЫВОД. У ребенка проявляется сильная привязанность к отцу (в игре «Семья» он хочет быть матерью, боится наказания матери). Ребенок одновременно зависим, женоподобен, и стремится к маскулинности. Наблюдается смешение идентичности. Необходима коррекционная работа с психологом и адекватное воспитание.

7. Тухонова Л., женский пол, 5 лет.

  Первой нарисовала фигуру женского пола («мать»), она больше, чем мужская фигура, но главным в семье девочка считает отца (по данным анкетирования). Расположение рисунков в центре указывает на эгоцентричность и адаптивность ребенка. На лицах обеих фигур присутствуют основные черты – индивид готов к социальным контактам. Волосы как символ маскулинности изображены только у мужской фигуры. Подбородок слабый у обеих фигур, ушей нет. Рот матери изображен линией, возможна вербальная агрессия. Глаза с ресницами указывают на усвоение вторичных половых признаков ребенком, однако носы – «пуговицы» говорят о незрелости общих представлений о половых ролях.

ВЫВОД. У ребенка еще только началась половая идентификация и, насколько позволяет судить рисунок, идет в направлении обретения адекватной половой идентичности.

8. Григорьева С., женский  пол, 4 года.

  Первой нарисовала фигуру противоположного пола («отец»). Размеры фигур приблизительно одинаковы (девочка считает, что в семье нет главного). Расположение рисунков в правой части листа говорит о склонности к негативизму и строптивости. Лица прорисованы достаточно четко, присутствуют все черты, что свидетельствует о готовности индивида к социальным контактам. На рисунке матери волосы изображены резкими вертикальными штрихами и более ярко, чем на рисунке отца, что говорит о чрезмерном стремлении к маскулинности. Рот обеих фигур нарисован тонкой линией – девочка вербально агрессивна. Подбородок слабый у обеих фигур (в семье нет главного), уши – только у отца (девочка болезненно реагирует на критику со стороны отца). Глаза со зрачками – у обеих фигур. Носы фигур маленькие, неакцентированные, что указывает на незрелость представлений о половых ролях.

ВЫВОД.

  Идентификация еще только началась, но уже не совсем адекватно (в игре «Семья» девочка хочет стать папой). Это сопровождается привязанностью к отцу и доверительными эмоциональными отношениями с обоими родителями. В то же время у девочки уже появилось самосознание (на вопрос «Кто у тебя есть дома?» она ответила «Мама, папа, сестра и я»). При адекватном воспитании и работе с психологом возможно восстановление истинной половой идентичности.

   Из всех детей только 25% первой нарисовали фигуру своего пола, что говорит о незрелости представлений о половых ролях и о затруднениях в протекании идентификации у остальных испытуемых. Один из респондентов (мальчик) отказался рисовать фигуру своего пола, что указывает на конфликт с родителем-отцом. По 25% детей нарисовали фигуру матери маленького и большого размеров, 50% - среднего; по 25% фигуру отца – среднего и большого размеров, 38% - маленького, один ребенок не нарисовал отца. Такое соотношение вполне объяснимо: в данном возрасте (4-7 лет) мать занимает в сознании ребенка лидирующую позицию по сравнению с отцом, однако либидозная энергия постепенно перестает концентрироваться на матери. Расположение рисунков в центре листа (75% фигур матери и 50% фигур отца, остальные смещены вправо) говорит о доминировании эгоцентризма и адаптивности детей. Рот есть у 100% фигур, за исключением фигуры отца одного ребенка, что указывает на отсутствие проблем в общении со сверстниками на данном этапе развития. По 38% фигур матерей имеет губы в виде линии и полумесяца, 25% - в виде бантика; 75% отцов имеют губы в форме полумесяца, 13% - в виде линии, один ребенок отца не нарисовал. Это объясняется тем, что матери в семьях часто играют главенствующую роль в воспитании, одним из аспектов которого является наказание, в том числе вербальное. Отцы воспринимаются детьми дружелюбными субъектами, поэтому они изображаются с губами в форме полумесяца – улыбки. Подбородок у большинства фигур слабый (по 75% у матерей и отцов); это говорит о том, что дети еще не интериоризировали социальный стереотип силы и главенства. По 25% детей нарисовали большие глаза у обеих фигур, 38% нарисовали зрачки у матери, 25% - у отца, 50% детей нарисовали ресницы у матери, 0% - ресницы у отца. Это говорит о том, что дети подчеркивают феминность матери, одновременно опровергая ее у отца. Уши у матери нарисовали 63% детей, у отца – 25%, что говорит о болезненной реакции на критику со стороны скорее матери, чем на критику со стороны отца. Носы нарисованы у 88% матерей и отцов, что указывает на стремление к маскулинности большинства детей. Волосы нарисованы у 88% матерей и 63% отцов. Возможно, это связано с доминирующей позицией матерей в семьях, поэтому дети рисуют матерей с более выраженными чертами маскулинности, чем у отцов. Штрихи на фигурах матерей у 75% детей – вертикальные, у 63% - неопределенные, на фигурах отцов у 25% детей вертикальные, у 75% - неопределенные. Это опять же указывает на стремление большинства детей к маскулинности. Так как нажим обычно связывают с уровнем энергии, то средний нажим у 100% фигур матерей и отцов говорит о достаточно ярко выраженной активности у всех испытуемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В огромном современном мире человек, присваивая многие общечеловеческие достижения, ощущает себя в новом человеческом качестве. Уже не только конкретное общество, но и весь мир в целом становится предметом его отношения. И в этом огромном мире особенно важно осмыслить себя, свое место в нем, в новых культурных и других связях, отношениях, определить свое Я.

  Начало же формирования Я индивида следует искать в его детстве, когда начинают усваиваться различные роли: семейные, половые, социальные. Нарушения половой идентичности также имеют своим источником детство индивида. В связи с этим вывод - половая идентификация есть процесс обретения половой идентичности, а ее особенности зависят от эмоциональных отношений между членами семьи. Для того, чтобы ребенок обрел адекватную половую идентичность, необходима программа полового воспитания, которому в наш время, к сожалению, нет достаточного внимания. Задача полового воспитания и просвещения состоит не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, но в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни.

  Знание и понимание особенностей половой идентификации необходимо не только каждому педагогу-психологу, но и каждому родителю. Если мы хотим вырастить своих детей психически здоровыми индивидами с адекватной половой идентичностью, нужно разрабатывать и внедрять в практику определенную программу полового воспитания и просвещения детей. А так как фундаментальной основой для теоретической разработки программы необходимо знание и понимание особенностей половой идентификации, моя работа способствует не только накоплению практического материала по данной проблеме, но и в целом продвижению психологического знания по колее внедрения программы для развития здорового общества.

Список использованной литературы

  1. Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность// Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.
  2. Белинская Е.П. временные аспекты «Я»- концепции и идентичности// Мир психологии. 1999. №3. С.140-147.
  3. Джеймс М., Джонгвард Д. Имена и идентичность// Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями/ пер. с англ. М., 1993. С.177-209.
  4. Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателя детского сада. М., 1986.
  5. Идентичность: хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. М., 2003.
  6. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.
  7. Колесов Д.И. Антиномия природы человека и психология различия (к проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности)// Мир психологии. 2004. №3. С.9-19.
  8. Кон И.С. введение в сексологию. М., 1978.
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. М., 1997.
  10. Леви С. Рисунок человека как проективный тест// словарь – справочник по психодиагностике/ Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. СПб. 1999.
  11. Маховер К. Проективный рисунок человека/ пер. с англ. М., 2006.
  12. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: учеб. пособие для студ. ВУЗов. М.,2003.
  13. Павленко В.И. представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии// Вопросы психологии. 2000. №1. С. 135-142.

 

  1. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф., Рыбалко. СПб. 2005.
  2. Психологический словарь/ под ред. Е.А. Зинченко. М., 1999.
  3. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие. СПб., 2001.
  4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2003.
  5. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки – мужчины и женщины// Мир психологии. 2002. №4. С.110-117.
  6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005.
  7. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Учебник для студ. ВУЗов в 3 ч. Ч.1. М., 2003.
  8. Эриксон Э. Детство и общество/ пер. с англ. СПб, 1996.
  9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ пер. с англ. М., 1996.
  10. Фрейд З. Психология бессознательного, пер. с нем. М., 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Опросник «Идентификация детей с родителями», автор А.И. Захаров

Инструкция: «Пожалуйста, подумай  о своей семье и ответь на вопросы, которые ты сейчас услышишь». Для  девочек и мальчиков методики отличаются порядком вопросов.

Анкета для  мальчика

1. Если бы ты участвовал  в игре «Семья», то кого бы  ты стал изображать, кем бы  ты в ней стал: мамой, папой  или собой? 

2. Кто у тебя есть  дома?

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в  семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь,  то станешь делать то же, что  делает твой папа на работе, или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик, ты будешь так же с ним играть как сейчас с папой или по-другому?

6. Если бы дома долго  никого не было, как бы тебе  хотелось, чтобы кто первым зашел  в комнату?

7. Если бы тебя обидел  кто-нибудь из ребят, ты бы  рассказал об этом папе или  не рассказал?

8. Если бы тебя обидел  кто-нибудь из ребят, ты бы  рассказал об этом маме или  не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя  накажет папа или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя  накажет мама или не боишься?

 

Анкета для  девочки

1. Если бы ты участвовала  в игре «Семья», то кого бы  ты стала изображать, кем бы  ты в ней стала: мамой, папой  или собой? 

2. Кто у тебя есть  дома?

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в  семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь,  то станешь делать то же, что  делает твой мама на работе, или другое?

5. Когда ты станешь взрослой и у тебя будет девочка, ты будешь так же с ней играть как сейчас с мамой или по-другому?

6. Если бы дома долго  никого не было, как бы тебе  хотелось, чтобы кто первым зашел  в комнату?

7. Если бы тебя обидел  кто-нибудь из ребят, ты бы  рассказала об этом маме или  не рассказала?

8. Если бы тебя обидел  кто-нибудь из ребят, ты бы  рассказала об этом папе или  не рассказала?

9. Ты боишься, что тебя  накажет мама или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя  накажет папа или не боишься?

Особенности интерпретации

  Посредством первых пяти вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

  При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:

 

 •Возраст наиболее  выраженной идентификации с родителем  того же пола составляет у  мальчиков 5-7 лет, у девочек  3-8 лет;

 •Успешность идентификации  зависит от компетентности и  престижности родителя того же  пола в представлении детей,  а также от наличия в семье  идентичного их полу члена  прародительской семьи (дедушки  - у мальчиков и бабушки –  у девочек);

 •Идентификация с  родителем того же пола в  семье сопряжена с эмоционально  теплыми отношениями с родителем  другого пола;

 •Уменьшение интенсивности  идентификации с родителем того  же пола обусловлено формированием  «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета;

 Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1. большим возрастным  периодом идентификации девочек;

2. большей интенсивностью  процесса идентификации, т.е. чаще  выбирают роль матери, чем мальчики  роль отца;

3. большей значимостью  для идентификации девочек эмоционально  теплых и доверительных отношений  с матерью, чем этих отношений  с отцом у мальчиков;

4. большей зависимостью  идентификации девочек от характера  отношений между родителями, когда  конфликт матери с отцом отрицательно  сказывается на идентификации  девочек с матерью;

 

5. меньшим влиянием сестры  на идентификацию девочек с  матерью, чем брата на идентификацию  мальчиков с отцом.

6. Проективный тест «рисунок  человека», автор С. Леви

Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, человека». Обычно это приводит к  множеству вопросов, например, «Какого  именно человека?». Отвечая, исследователь  должен ограничиться очень общими утверждениями, к примеру, «Рисуйте что хотите и как хотите».

Информация о работе Формирование гендерных особенностей самосознания, половой идентификации