Формирование в России гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Сложная социальная ситуация в нашей стране, обесценивание советских нравственных идеалов и отсутствие новых привело к разрыву исторической преемственности между поколениями, переоценке достижений прошлого. Подобная ситуация лишает личность точки опоры в стремительно развивающемся мире, ведет к увеличению социальных патологий.
Современное российское общество не стало гражданским, но Россия сегодня провозгласила эту цель. Понятие гражданского общества, будучи давно известным, является, для нашей науки основательно неразработанным. Эта идея весьма слабо распространена в широких массах по сравнению с понятием правового государства. Принципы гражданского общества даже не нашли четкого отражения в новой российской Конституции, которая не содержит этого термина, хотя такие отдельные элементы гражданского общества, как частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность в ней закреплены.1

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование в России гражданского общества.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Такое положение  связано с тем, что не все зарегистрированные негосударственные объединения осуществляют активную регулярную деятельность. Среди множества проблем, которые препятствуют деятельности НГО и усилению их роли в формировании основ гражданского общества в стране, можно вычленить две взаимосвязанные проблемы –низкий уровень общественной солидарности и кризис доверия к социальным институтам. Следствием чего является низкая мотивация коллективных действий у большей части населения. Любое коллективное действие изначально строится на доверии. Ведущая роль доверия в формировании общественных связей признавалась еще М. Вебером и Г. Зиммелем. Для российского общества характерно тотальное недоверие по отношению к государственным и политическим институтам.

К числу основных факторов, препятствующих развитию гражданского общества в России, относится коррупция. Коррупция – это система действий членов гражданского общества, позволяющая им добиваться своих целей вопреки государственным нормам, правилам и законам и использующая чиновников – работников государственного аппарата для удовлетворения своих потребностей. И симметрично, использование государственными людьми служебных возможностей для удовлетворения своих потребностей.

Масштабы коррупции  в нашей стране не поддаются никакой оценке. Ею пронизана вся система управления государством.

Однако определённые надежды появились в результате выделения Д.А. Медведевым в числе приоритетных задач государства борьбу с коррупцией. Успехи государства на данном поприще станут мощным импульсом для развития гражданской активности. По результатам опроса ВЦИОМ, 37% граждан нашей страны не верят, что возможно победить коррупцию10. Эту часть общества с определённой оговоркой можно причислить к мало активной или неактивной части населения, так как неверие в возможность уничтожения данного явления автоматически лишает граждан политической воли и активности. Политическая активность граждан в условиях коррумпированности общества либо затруднена, либо невозможна.

Разделение властей – задекларированный в Конституции принцип – предполагает не только разделение полномочий между ветвями власти, но и их независимость. Взаимное сдерживание законотворческих, исполнительных и судебных органов государственной власти является сущностной характеристикой идеи разделения властей. Сегодня можно констатировать, что в Российской Федерации данный принцип не реализуется, т.е. о фактической независимости ветвей государственной власти говорить не приходится11. Традиционная концепция разделения властей применительно к современным государствам должна пониматься не как делёж власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.

Таким образом, власть показывает, что готова к конструктивному сотрудничеству с гражданским обществом.

1.2 Основные особенности и признаки гражданского общества

 

Характеристика гражданского общества.

Первой важнейшей качественной характеристикой гражданского общества является его правовой характер, соответствие высшим требованиям справедливости и свободы. Эта особенность гражданского общества воплощается в нормативных требованиях, заложенных в содержании категорий справедливости и свободы. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальный фактор, упорядочивающий деятельность людей, коллективов и организаций. С другой стороны, сам человек как член гражданского общества обретает свободу в результате своей способности подчиняться нормативным требованиям свободы как познанной необходимости.

Вторая качественная характеристика гражданского общества заключается в том, что основой функционирования такого общества является не просто создание определенного пространства реализации частных интересов, формально-юридически независимого от государственной власти, но достижение высокого уровня самоорганизации, саморегуляции общества. Основные функции по налаживанию совместной деятельности членов гражданского общества в отдельных сферах (предпринимательства и других форм экономической деятельности, семейных отношений, личной жизни и т. п.) должны осуществляться в этом случае не с помощью орудий и средств стоящей над обществом государственной власти как "особой публичной власти", а самим обществом на подлинно демократических, самоуправленческих началах, а в сфере рыночной экономики - прежде всего на началах экономической саморегуляции12.

Само общество, достигая нового уровня своего развития, приобретает  способность самостоятельно, без  вмешательства государства осуществлять соответствующие функции. И в  этой части уже не государство  поглощает общество, устанавливая тотальные государственные формы руководства и контроля за развитием соответствующих сфер, а происходит обратный процесс поглощения государства гражданским обществом: возникает примат гражданского общества над государством (в области «гражданской жизни»).

Таким образом, выступает  третья особенность гражданского общества, которая характеризует его высшие ценности и главную цель функционирования - современная общедемократическая  концепция постиндустриального  гражданского общества должна быть основана на признании необходимости обеспечения оптимального, гармонического сочетания частных и общественных интересов. Сама собственность во всем многообразии ее форм становится средством утверждения идеалов освобожденной личности. И это должно происходить на основе безусловного признания в качестве высшей ценности гражданского общества человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства политически свободной и экономически независимой личности.

Отсюда главная цель гражданского общества - удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство в этом случае неизбежно приобретает характер социального государства13.

Исходя из сказанного, гражданское общество можно определить как основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

Основами гражданского общества в экономической сфере  являются многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения; в  политической сфере – демократические  отношения, свобода совести, цивилизованность, высокая духовность и нравственность.

Условия возникновения и  функционирования гражданского общества

Современное гражданское  общество имеет следующую структуру:

1. Добровольно сформировавшиеся  первичные общности людей (семья,  кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных  неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3. Сфера самопроявления  свободных индивидов и их организаций,  огражденная законами от прямого  вмешательства в нее со стороны  государственной власти14.

Таким образом, структура  гражданского общества развитых стран  представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных  добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных  фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.

Во-первых, экономическая  организация гражданского общества - это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный "компонент" экономической свободы  невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

Второй структурный элемент  гражданского общества - его социальная организация. В рыночных условиях она  носит весьма сложный характер, что  отражает, прежде всего, различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп - важное направление социальной политики15.

Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.

В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни.

Третий структурный элемент  гражданского общества - его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять  с государственно-политической организацией, с государственным управлением  обществом.

Функции гражданского общества.

Основная функция  гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское  общество выполняет ряд важных социальных функций16:

1. На основе  законности оно обеспечивает  защиту частных сфер жизни  человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе  ассоциаций гражданского общества  создаются и развиваются механизмы  общественного самоуправления.

3. Гражданское  общество является одним из  важнейших и мощных рычагов в системе "сдержек и противовесов", стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4. Институты  и организации гражданского общества  призваны обеспечивать реальные  гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в  государственных и общественных делах.

5. Гражданское  общество выполняет также функцию  социального контроля по отношению  к своим членам. Оно независимо  от государства, располагает средствами  и санкциями, с помощью которых  может заставить индивиды соблюдать  общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество  выполняет также коммуникационную  функцию. В демократическом обществе  проявляется многообразие интересов.  Широчайший спектр этих интересов  является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, ГО "подставляет свое плечо" - прочные структуры гражданского общества.

 

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Проблемы формирования  гражданского общества

 

Начавшейся  с 1985 года преобразования имели целью  формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частая. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля.

Отношения между  государством и обществом развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с другой – неспособностью или нежеланием правящей элиты создавать новые “правила игры” в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике17.

Информация о работе Формирование в России гражданского общества