Физическая культура и её роль в решении социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:29, реферат

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть организацию здорового образа жизни студентов.
Задачи работы:
- определить понятие «здоровье человека»и факторы, его определяющие;
- рассмотреть структуру жизнедеятельности студента и ее отражение в образе жизни;
- описать содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни;

Содержание

Введение
1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие
2. Структура жизнедеятельности студента и ее отражение в образе жизни
3. Здоровый образ жизни и его составляющие
4. Основные требования к организации ЗОЖ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа-Для Кати.docx

— 38.09 Кб (Скачать файл)

                                     

                                         Контрольная работа

по дисциплине:  “Физическая  культура”

Тема: ”Физическая культура и её роль в решении социальных проблем ”

                                                                                                                                                                                                                           

 

 

Исполнитель:

Дата                                                                                      Студентка 161 группы

Кухарева Е.Д

Оценка                                                                                                     Проверил:

Преподаватель

 Подпись преподавателя                                                                Кичимасов И.А.

 

Санкт-Петербур

                                                                        2014.

 

 

Содержание

Введение

1. Здоровье человека как  ценность и факторы его определяющие

2. Структура жизнедеятельности  студента и ее отражение в  образе жизни

3. Здоровый образ жизни  и его составляющие

4. Основные требования  к организации ЗОЖ

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста  заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением  работоспособности.

Здоровый образ жизни  отражает обобщенную типовую структуру  жизнедеятельности студентов, для  которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и  самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования.

Цель работы - рассмотреть  организацию здорового образа жизни  студентов.

Задачи работы:

- определить понятие «здоровье  человека»и факторы, его определяющие;

- рассмотреть структуру  жизнедеятельности студента и  ее отражение в образе жизни;

- описать содержательные  характеристики составляющих здорового  образа жизни;

- рассмотреть основные  требования к организации здорового  образа жизни.

 

1. Здоровье человека  как ценность и факторы его  определяющие

Существуют различные  подходы к определению понятия  «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:

Здоровье - это отсутствие болезней;

«Здоровье»и «норма»- понятия тождественные;

Здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Общее для этих определений  в том, что здоровье понимается как  нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Поэтому понятие «здоровье»можно определить следующим образом: здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2004. С. 131..

Наиболее философское, всеобъемлющее  и наименее конкретное определение  принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это  состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или  физических дефектов» Европейская  политика по достижению здоровья для  всех на двадцать первое столетие (проект). Рабочий документ. - ВОЗ: Женева. - 1997. - 217с..

Авторы различных дефиниций  здоровья используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это и «оптимальное функционирование организма», и «равновесие  между индивидом и окружающей средой», и «полнокровное существование  человека» Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. - 1985. - №7. - С.89 и  мн. др.

По мнению В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко, собравших большинство имеющихся на сегодняшний день определений понятия «здоровье», можно утверждать, что здоровье - это: 1) состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции органов и систем органов человеческого тела, а также способность регуляторных систем поддерживать гомеостазис (постоянство внутренней среды); 2) процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни; 3) способность организма сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации; 4) состояние организма, определяющее его адаптивные возможности и составляющее потребностно-мотивационную и информационную основу жизнедеятельности организма; 5) не только отсутствие заболевания или функциональных отклонений организма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность развития; 6) такое состояние организма, когда функции всех систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения; 7) существование, допускающее наиболее полноценное участие в различных видах общественной и другой деятельности; 8) нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей.

Здоровье выступает как  одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим  самочувствием, оптимизмом, психологической  устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.

Здоровье во многом зависит  от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме  человека по мере развития. Способность  организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими  особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.

Согласно современным  представлениям, большую роль в становлении  адаптационных механизмов (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5-8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе  потенциальная способность к  сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо развивать Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ  жизни студентов. Учебное пособие. / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГУИТМО, 2005. - 124с. - С.19.

К основным условиям формирования здоровой личности В.М. Бехтерев относил:

1. Наследственную природу  человека.

2. Благоприятные условия  зачатия и развития человеческого  организма.

3. Благоприятные социально-экономические  условия жизни.

4. Негативное отношение  к алкоголю.

5. Жизнь по правилам  гигиены (в том числе и психогигиены).

6. Рациональное воспитание.

7. Рациональное обучение.

8. Участие в общественной  деятельности.

9. Направленность на совершенствование  своей личности в соответствии  с интересами человеческой общности.

Вообще, можно говорить о  трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

 

2. Структура жизнедеятельности  студента и ее отражение в  образе жизни

Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный -- реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это степень  удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория)

Качество жизни - характеризует  комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (социологическая категория).

Стиль жизни - поведенческая  особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который  подстраивается психология и психофизиология  личности (социально-психологическая  категория).

Образ жизни студентов  представляет собой совокупность основных способов и видов их жизнедеятельности - учебно-познавательной, общественной, трудовой, коммуникативной. Специфика  образа жизни современного российского  студенчества определяется как трансформационными процессами, происходящими в самой  высшей школе, во всей системе образования. Определенные коррективы в характеристику образа жизни вносят и региональные особенности.

Основным видом студенческого  образа жизни является учебно-познавательная деятельность студента как субъекта образовательного процесса. Важнейшей  составляющей образа жизни современных  студентов является их жизненный  уровень. Он прямо и опосредованно  влияет на учебно-познавательную деятельности, общественно-политическую активность будущих специалистов, содержание их общения и досуга. Материальное положение, во многом определяющее уровень жизни, зависит от тех источников материального  обеспечения, которыми располагает  студент. Материальное расслоение среди  студенчества находит свое отчетливое отражение в их дифференциации по состоянию здоровья и динамике этого  показателя за время обучения, а  также в вопросах качества и регулярности питания.

Повседневная учебная  работа, зачётно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течении года, учебные и производственные практики - всё это требует от студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности.

Установлено, что время  на учебное занятия является наиболее стабильным и составляет 6 - 8 ч. в  день, а время, затрачиваемое на самоподготовку студентом, колеблется довольно существенно, занимая 3 - 5 ч., а в период зачётно-экзаменационной сессии - 8 - 9 ч. таким образом, сумма учебного времени студентов составляет в среднем 9 - 12 ч. в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряжённым.

Итак, анализ фактических  материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

3. Здоровый образ  жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.

Здоровый образ жизни  более чем на 50% определяет состояние  здоровья человека. Формирование здорового  образа жизни через изменение  стиля и уклада жизнедеятельности  является главным рычагом первичной  профилактики в укреплении здоровья населения, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с  вредными привычками.

Здоровый образ жизни  объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных  для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Научную основу здорового  образа жизни составляют основные положения  валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни представляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Совершенно очевидно, что реализация принципов здорового образа жизни преломляется через призму социально-экономических отношений и формирование соответствующих поведенческих мероприятий.

В современном понимании  понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни - это активное состояние  человека, требующее проявления волевых  усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности  Давиденко Д. Основы здорового образа жизни // Основы безопасности жизни. - 2003. - № 4. - С.50.

Здоровый образ жизни  объединяет всё, что способствует успешному  выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых  функций, выполняемых оптимальных  условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению  работоспособности.

Здоровый образ жизни - это система мышления, поведения  и стиль жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение  нормального роста и развития, высокого уровня работоспособности, профилактику заболеваний. Составными частями здорового  образа жизни являются медико-биологические, социально-экономические и социально-психологические  параметры.

Приоритетными медико-биологическими параметрами здорового образа жизни  являются: потребность в медицинской  помощи, создание необходимых условий  с учетом возрастных физиологических  потребностей, стремление к получению  медико-гигиенических знаний, выполнение медицинских рекомендаций и назначений, своевременное обращение за медицинской  помощью, готовность к оказанию первой доврачебной помощи, наличие гигиенических  навыков и соблюдение санитарно-гигиенических  нормативов, наличие часто или  длительно болеющих в семье, активность участия в лечебно-профилактических мероприятиях, уровень двигательной активности.

Информация о работе Физическая культура и её роль в решении социальных проблем