Федеральная служба по труду и занятости населения как орган исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:44, реферат

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: дать понятие федеральной службы населения и осветить основы организации ее деятельности; раскрыть основные полномочия органа; дать характеристику основным мероприятиям Федеральной службы по труду и занятости населения России за последние два года.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.docx

— 43.37 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба по труду  и занятости Российской Федерации

 

 

Введение

Управляющее воздействие  на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости(прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Существует два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости — это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

Государство осуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости.

Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

Федеральная служба занятости  России была создана в1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации»и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Актуальность выбранной  темы обусловлена значимостью данного органа как основного звена в осуществлении политики занятости населения.

Цель работы – раскрыть сущность Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи: дать понятие федеральной службы населения и осветить основы организации ее деятельности; раскрыть основные полномочия органа; дать характеристику основным мероприятиям Федеральной службы по труду и занятости населения России за последние два года.

Предметом исследования является орган федеральной службы по труду и занятости населения.

Объект исследования –  совокупность отношений в сфере занятости населения.

При выполнении работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как: «Экономика и занятость» под редакцией Кашепова А.В., «Рынок труда и занятость населения» под редакцией Кязимова К.Г. и т.д., а также статьи таких журналов как «Вопросы экономики» идр.

 

Глава 1. Федеральная  служба по труду и занятости населения как орган исполнительной власти 

 

1.1 Понятие федеральной  службы по труду и занятости населения и организация ее деятельности

Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, является Федеральная служба по труду и занятости.

Следует отметить, что возложение на Федеральную службу функций по оказанию государственных услуг не согласуется с отраженной в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»(с последующими изменениями и дополнениями) концепцией разграничения компетенции между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

В соответствии с данным Указом федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральная служба по труду  и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральная служба по труду  и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Данный орган исполнительной власти возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Федеральная служба по труду  и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2 Полномочия Федеральной  службы по труду и занятости населения Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;— осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;— осуществляет контроль за:1) прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

2) расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

— регистрирует в уведомительном порядке:

1) отраслевые(межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

2) коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

— осуществляет рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;

— осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— осуществляет обобщение  практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

— производит анализ состояния  и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;

— осуществляет реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

— принимает решения о  переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

— оказывает содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

— осуществляет организацию  подготовки трудовых арбитров

— осуществляет информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

— осуществляет государственную  экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— производит формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

— согласовывает в установленном  порядке схему размещения государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации;

— устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

— в случаях, установленных  федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

— участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

— осуществляет функции  главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

— организует прием граждан, обеспечивает свое временное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

— представляет в установленном  порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

— обеспечивает мобилизационную  подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке;

— осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

— взаимодействует в установленном  порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

— в установленном законодательством  Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

— осуществляет иные функции  в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба по труду  и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение  необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

2) давать юридическим  и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

3) запрашивать и получать  сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Информация о работе Федеральная служба по труду и занятости населения как орган исполнительной власти