Учение о методе Э.Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма. Эмиль принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социологию в том виде, какой придал им Дюркгейм.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….….2
1. Учение о методе Э.Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма………………………………………….3
2. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма…..6
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?...........................................10
Заключение………………………………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Давид Эмиль Дюркгейм.docx

— 94.54 Кб (Скачать файл)

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли  сегодня выделяется пять основных парадигм:

    • функционализм;
    • теория конфликта;
    • теория обмена;
    • символический интеракционализм;
    • этнометодология.

Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о  системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

  • Парадигма социального конфликта.

Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают  конфликт как естественное явление  социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую  функцию, создавая предпосылки для  развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому  на государство возлагается функция  контроля над конфликтами, чтобы  они не перерастали в состояние  повышенной социальной напряженности.

  • Теория социального обмена.

Наиболее интенсивно эта парадигма  развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы заключается  в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений  носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной  между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

  • Символический интернационализм.

Данная парадигма также разрабатывалась  в рамках американских социологических  школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается  социологами как выработка и  изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

 

 

  • Этнометодология.

Парадигма, тесно связанная с  символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов  изучения различных общин и примитивных  культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

  • Неомарксистская парадигма.

Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях  и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что  в современной социологии очень  ярко проявляется тенденция к  плюрализму различных парадигм, что  выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет  говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором пpaвил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

Доказывая "нормальный" характер солидарности в обществе и "анормальный" характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы "органической" солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения)"механической" солидарности в тоталитарных обществах.

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Список использованной литературы:

1. Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко ,Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-349 с.

2. http://fictionbook.ru

3. http://ru.wikipedia.org

4. http://www.phil63.ru

~ ~


Информация о работе Учение о методе Э.Дюркгейма