Учение о методе Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить основные положения теории эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть учение о методе Э. Дюркгейма и концепцию социального факта, а также изучить особенности «социологизма» Э. Дюркгейма;
Изучить основное содержание социальной теории Дюркгейма – поиск социальной солидарности;
Определить понятие «парадигмы» в социальной интерпретации и выделить их виды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности социологизма Э. Дюркгейма. 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 8
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 48.23 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности социологизма Э. Дюркгейма. 4

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 8

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социология – это наука  о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, механизмах и  принципах их взаимосвязи в социальной системе.

К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX - начала XX в. относится французский  социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

С именем Дюркгейма связана  институционализация социологии во Франции, создание социологических кафедр в Бордоском и Парижском университетах.

Вклад Дюркгейма в становление  и развитие социологического знания общепризнан. И, тем не менее, идеи Дюркгейма  продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все  из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и  профессионального сознания социальных ученых.

Идеи Дюркгейма являются весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов.

Цель данной контрольной  работы – изучить основные положения  теории эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть учение о методе Э. Дюркгейма и концепцию социального факта, а также изучить особенности «социологизма» Э. Дюркгейма;
  • Изучить основное содержание социальной теории Дюркгейма – поиск социальной солидарности;
  • Определить понятие «парадигмы» в социальной интерпретации и выделить их виды.

Объект исследования –  социология. Предмет исследования –  социологическая теория Дюркгейма.

  1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности социологизма Э. Дюркгейма.

 

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) –  французский философ и социолог, один из основателей современной  социологии. Первый профессор социологии во Франции (1887). Основное значение в  своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и  беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного  общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).

Многие идеи Дюркгейма  сформировались на основе его знаменитого  исследования проблемы самоубийства. Он установил связь между самоубийством  и такими факторами, как национальность, религия, пол, возраст и даже время  года. Он доказал, что количество самоубийств  изменяется обратно пропорционально  социальной интеграции, т.е. самоубийство характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или, по Дюркгейму, «социальным  фактом». «Чтобы объяснить социальный факт, – писал Дюркгейм, – мы должны выяснить его функцию в создании социального порядка». Дюркгейм обосновал  принципы объективизма и эмпиризма  в исследовании социальных фактов. Главное правило: «Социальные факты  нужно рассматривать как вещи», т.е. признавать их независимое от субъекта существование и исследовать  их объективно, как исследуют свой предмет естественные («позитивные») науки. [1, c. 42]

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли  идеи Г. Спенсера и биоорганической  школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались  в полемике с концепциями английского  мыслителя. Однако в исследованиях  Дюркгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу  общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и  к эволюционистской стороне, поскольку  вслед за Спенсером французский  социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать «элементарные  формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась  работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом  материале.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это  надындивидуальное бытие, существование  и закономерности которого не зависят  от действий отдельных индивидов. Объединяясь  в группы, люди сразу начинают подчиняться  правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения. [6, с. 11]

Эмиль Дюркгейм был сторонником  разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. В предисловии к одному из своих основных трудов «Метод социологии» он подчеркнул, что его «главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм», т. е. дать ему научное объяснение. Он писал, что его предшественники в области социологии уделяли основное внимание построению различных нередко умозрительных теорий развития общества и мало занимались разработкой научного метода изучения социальных фактов.

И он приступил к разработке метода социологии. Социология, пишет  он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам  и их принудительное воздействие  на людей. Тем самым Дюркгейм исходил  из понимания человека как социального  существа, развитие и деятельность которого проходят под определенным воздействием на него социальных норм и предписаний.

Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности  поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они - проявления группового или  массового сознания. Их воздействие  на людей, в конечном счете, организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т. д. В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, политической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки. [5, с. 38]

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление  о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона  «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность  включена в универсальный природный  порядок; она столь же устойчива, основательна и реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность  особого рода, не сводимая к другим ее видам.

Социология Дюркгейма  не составляла в этом смысле исключения. Человек для него – это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

3. Онтологическая сторона  «социологии» но сводится, однако, к признанию основательности  и автономии социальной реальности.

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его  онтологическим аспектом и симметричен  ему.

Методологический монизм Дюркгейма резко контрастировал с дуалистическими трактовками  научной методологии, противопоставлявшими «объяснение» и «понимание» (В. Дильтей), «номотетический» и «идеографический» (В. Виндельбанд), «генерализирующий» и «индивидуализирующий» (Г. Риккерт) методы в естественных науках и науках о культуре Эта тенденция, характерная для немецкой философии того времени, в целом не была присуща Франции, где в социальных науках господствовали позитивистская методология и представление о единстве научного знания.

Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых  Дюркгейм обосновывал необходимость  и возможность социологии как  самостоятельной науки. [7]

  1. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

 

Тема социальной солидарности — главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства -основная функция религиозных верований и действий.

Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь  плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.

При жизни Дюркгейм издал  четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Книга «О разделении общественного  труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

Содержание ее гораздо  шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы: доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда -это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

Для обоснования этого  положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» 6 («механическая солидарность»), то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность») 7 , причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

 Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. [2, 80].

Понятие «органического»  при этом несло с собой двойную  положительную ассоциацию: оно ассоциировалось, с одной стороны, с «органическими» периодами в социальном развитии в понимании Сен-Симона и Конта, с другой — с популярными в то время биоорганическими аналогиями.

Автор стремится строить  свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.

Информация о работе Учение о методе Э. Дюркгейма