Условия формирования и реализации социально-трудового потенциала сельского населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Формирование рыночных отношений, коренные преобразования в формах собственности и хозяйствования, обусловленные этими и другими факторами изменения в российском обществе, создали новую ситуацию в формировании и использовании трудового потенциала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-трудового потенциала сельского населения
1.1. Понятие и показатели трудового потенциала……………………………..8
1.2. Анализ условий формирования и использования социально-трудового потенциала сельского населения РФ…………………………………………...16
Глава 2. Проблема трудовой занятости в селе Кошки, Кошкинского района
2.1 «Представители различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости в селе Кошки, Кошкинского района…………………….24
2.2 Анализ мнений приезжих жителей о трудовой деятельности в с. Кошки…………………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 119.03 Кб (Скачать файл)

- в процессе производства  высокий удельный вес труда  женщин, подростков и пенсионеров.

     Целью данного исследования является анализ мнений представителей различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости.

     Исходя из  поставленной цели, нами были  сформулированы следующие задачи:

     1.  Определить, с помощью каких критериев сельчане выбирают себе работу.

     2. Выявить положительные и отрицательные мнения представителей различных групп сельского населения о проблемах трудовой занятости.

     3.  Получить возможные предложения и рекомендации местного населения для улучшения условий на рынке труда и его оплаты.

     4. Сложить полученные данные воедино и сделать выводы.

     Объектом нашего исследования являются все трудоспособные жители с. Кошки, различного возраста (от 18 до 60 лет), которые будут поделены на две группы. (с 18 до 40 лет и с 41 до 60 лет)

     Предмет исследования – трудовая занятость и удовлетворенность ею.

                         Системный анализ объекта исследования

       Социально-демографические характеристики  респондентов:

С нашей точки зрения, в изучении представленной нами проблемы будут иметь значение следующие социально-демографические показатели респондентов такие, как:

• ФИО (несёт информацию о гендерной принадлежности);

• дата рождения (несёт информацию о возрасте);

•        образование. (образование респондента также будет иметь, по нашему мнению, значение, т.к. в большинстве случаев оно является определяющим фактором при выборе между работниками, у работодателя)

•   семейное положение. (семейное положение во многом определяет жизненную позицию респондента, как физическую, так и духовную, поэтому данный показатель также находится в центре нашего внимания)

                       

                             Показатели социальной активности.

В этом блоке мы будем рассматривать процесс «соприкосновения» респондентов с возможностью трудоустройства в сле и получения удовольствия от работы. С получением данной информации мы сможем оценить социальную активность респондентов по отношению к проблемам трудовой занятости. Кроме того, нас также будет интересовать частота проявлений актов этой социальной активности.

      

       Субъективные характеристики участников  анкетирования:

Здесь нас будут интересовать такие аспекты, как:

• период получения образования в различных учреждениях, во время которого респондент определился с возможным вариантом своей трудовой деятельности, которая будет приносить ему удовольствие. ;

• с кем советовался респондент, по поводу выбора своей трудовой области (родственники, друзья, преподаватели – нам важно знать, каким информационным каналам стоит уделить больше внимания);

•         что являлось стимулом и мотивом при выборе профессии;

•        какие  трудности возникали при поиске подходящей работы;

•        насколько был широк выбор между профессиями в селе;

•        насколько важен престиж выбираемой профессии;

 

                             Ценностные аспекты:

     Через понимание самой сути  проблемы трудоустройства у населения  формируется общее ценностное  отношение к самому селу и  дальнейшему проживанию в нем.

                    Связь между блоками представлена  схематически

     Все перечисленные блоки существуют  в неразрывной взаимосвязи, и  только изучив их все и ссумируя полученную информацию, мы сможем дать наиболее адекватную, полную и реалистичную оценку проблеме трудовой занятости в селе.

                     Гипотезы социологического исследования

Гипотеза 1. На наш взгляд немалая часть респондентов работают не по своей специальности, или вообще без образования.

Гипотеза 2. Большая часть молодого сельского населения уезжают работать в ближайшие города.

Гипотеза 3. Многие работодатели стараются не брать на работу молодежь, из-за современных стереотипов молодых людей, таких как: лень и прочее.

Гипотеза 4.  Большая часть трудового населения желает устроиться на работу по связям, блату и т.д.

Гипотеза 5. Большинство респондентов достигшего пенсионного возраста продолжают работать, в связи с очень малым размером пенсии.

Гипотеза 6. Не малое количество молодых респондентов не хотят работать, и продолжают жить за счет родителей.

     Теоретическая интерпретация социологических понятий

       В данном исследовании мы руководствовались  следующими понятиями и категориями:

      Трудовая занятость – это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

       Сельские поселения — населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относятся (независимо от людности) пункты, жители которых заняты главным образом сельским или лесным хозяйством.

       Сельское население — население, проживающее в сельских населённых пунктах. Обычно занимается сельским хозяйством. Имеется во всех субъектах РФ, кроме городов федерального подчинения (до 90-х годов в Москве официально имелось небольшое количество сельского населения, так как в её состав входило несколько деревень).

      Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, который достигается в ходе прохождения образовательных программ в образовательных учреждениях.

       Стимул, мотив – побуждение к действию, побудительная причина поведения; понятия, описывающие сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами.

       Возрастная  группа –  совокупность людей одинакового возраста. Осн. элемент возрастной структуры населения.

       Престиж  профессии – отражение в общественном сознании положения в системе общественных отношений той или иной профессиональной деятельности, социальной значимости и ценности различных профессий.

 

                Операционализация социологических понятий

          Данное исследование предполагает определение в первом блоке анкеты общих положений и основных характеристик респондентов.

Открывает анкету блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов, в котором, наш взгляд, будет целесообразным применить следующие шкалы для получения первичных данных.

          С помощью номинальной шкалы мы определим пол, возраст, образование и семейное положение респондента.

       Порядковая шкала поможет нам  определить кем работает респондент в настоящее время. В нашем случае эта характеристика обладает особой важностью, т.к. позволяет нам разделить респондентов на трудоустроенных и безработных.

       Нам важно знать, какой возрастной группе тяжелее  всего найти работу в с. Кошки, поэтому мы задаём соответствующий вопрос. Кому, по Вашему мнению, в с. Кошки труднее всего найти работу?

● Молодым мужчинам (18-30 лет)

● Молодым женщинам(18-30 лет)

● Мужчинам среднего возраста (31-45 лет)

● Женщинам среднего возраста (31-45 лет)

● Пожилым мужчинам ( 46- 60 лет)

● Пожилым женщинам ( 46- 60 лет)

● Всем категориям населения

● Затрудняюсь ответить

      Понимание  респондентом самой  проблемы трудоустройства, важна для нас, поэтому мы задаем соответствующий вопрос. Как Вы думаете, насколько проблема трудоустройства важна для жителей с. Кошки? ( Отметьте, пожалуйста в баллах: «5» - очень важна, «1» Не важна , «0» - затрудняюсь ответить _____ ( количество баллов).

     Какие критерии необходимы для  хорошего трудоустройства, также  интересна нам. Что, по Вашему мнению, необходимо для хорошего трудоустройства?

● Высшее образование

● Личные связи

● Личные качества

● Опыт работы по специальности

● Высокий профессионализм

● Устройство на работу в другом населенном пункте

● Другое

● Затрудняюсь ответить 

          Исследование более приближенных для респондента сфер трудоустройства проводится при помощи шкалы:

                                   Сфера работы 

Ранг

1.Экономика и финансы (экономист, бухгалтер, банковский служащий…)

 

2.Профессии в сфере коммерции (предприниматель, менеджер, дилер, риэлтор…)

 

3.Юриспруденция (юрист, нотариус, адвокат, следователь...)

 

4.Промышленное производство и  строительство (рабочий, технолог…)

 

5.Сфера обслуживания (продавец, товаровед, парикмахер, официант, повар, швея, социальный  работник, туроператор…)

 

6.Сфера образования, науки, медицины (педагог, ученый, врач, фармацевт, социолог, психолог, библиотекарь…)

 

7.Сельское хозяйство ( фермер, механизатор, животновод и т.д.)

 

8.Народные промыслы ( кузнец, гончар, кружевница, вышивальщица и т.д.)

 

9.Транспорт (водитель, диспетчер...)

 

 

      Возможность трудоустроиться в  селе, там где это будет интересно для респондента, также остается не без внимания. Предоставляет ли Ваше село, возможность трудоустроится там, где Вам будет интересно работать?

● Да

● Нет

● Затрудняюсь ответить

       Следующий блок вопрос несет информацию, о заинтересованности респондента работать в с. Кошки или уехать в другое место. Хотели бы Вы переехать работать в другой город/село?

● Да, в город

● Да, в село

● Нет

● Затрудняюсь ответить

          Узнать положительные стороны трудоустройства в с. Кошки мы сможем по шкале:

● Работа рядом с домом

● Здесь работают мои друзья

● Престижность села по сравнению с другими сёлами и поселками Самарской области

● Возможность работать на высокооплачиваемой работе

● Другое

● Затрудняюсь ответить

           Следующий блок вопросов направлен  на выяснение непосредственного  трудоустройства на данный момент, стажа работы,  количества смен  места работы за последние  три года и заработной платы. Это также очень интересно  для нас.

Укажите, пожалуйста, форму Вашего трудоустройства…

● Трудоустроен на постоянную работу

● Трудоустроен временно

● Не трудоустроен

● Другое

 

Ваш стаж работы в организации на последнем месте работы:_____( лет)

Укажите, пожалуйста, Ваш общий стаж работы:_________(лет)

Сколько раз Вы меняли работу за последние три года:________

Укажите, пожалуйста, размер  Вашей заработной платы___( тыс рублей)

 Узнать  имеет ли респондент дополнительный заработок мы сможем с помощью шкалы:

● Да, постоянный            

● Да, периодический         

● Нет

     Подсобное хозяйство очень важно  для сельского жителя, поэтому  нам необходимо узнать об этом. Какое значение имеет подсобное хозяйство в Вашей семье?

● Является одним из основных источников дохода

● Является вспомогательным источником дохода

● Не играет существенной роли в бюджете семьи

     

 

Приложение 2

                                                   Анкета

      Здравствуйте, уважаемый участник анкетирования! Кафедра социологии Тольяттинского  государственного университета  проводит социологическое исследование  по изучению мнений различных  групп населения о проблемах  трудовой занятности в с. Кошки. Мы убедительно просим Вас уделить этой анкете немного Вашего ценного времени и ответить на несколько несложных вопросов. Мы гарантируем Вам полную анонимность и просим отвечать на вопросы предельно искренне.

Информация о работе Условия формирования и реализации социально-трудового потенциала сельского населения