Уровень жизни и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 05:41, реферат

Краткое описание

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Целью курсовой работы является изучение уровня жизни населения России и других стран, показателей уровня жизни и критерия качества жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………….………….….3
1 Уровень жизни…………...…………………..………………………..…..4
1.1 Понятие уровня жизни……………………………………….........….4
1.2 Показатели уровня жизни населения и их расчет……………..…....6
1.3 Критерии качества жизни………………………………………...…12
2 Уровень жизни среднего класса России и Европейских стран…..…...14
2.1 Понятие среднего класса….…………………………..……….....…14
2.2 Средний класс России и Европейских стран……………………….15
2.3 Статистика уровня жизни населения РФ……………..………….…24
2.4 Рейтинг стран по уровню жизни…..……………………..……….…26
2.5 Рейтинг стран по уровню развития…………………………....….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Рис.  3. Место и роль Среднего класса в развитом рынке [4]

 

С одной стороны, всегда существуют бедные люди, получающие 500 долларов и меньше в месяц на человека. С другой стороны, существует на каждом рынке и так называемые богатые. По американской классификации, это люди с состоянием в два миллиона долларов и выше.

Между ними как раз  и находится Средний класс. Примерное его описание - от 1 000 до 5 000 долларов доходов на человека в месяц.

По краям, а именно в зоне бедных (меньше 500 долларов) и в зоне богатых, находятся примерно по пять процентов населения. Разумеется, цифра может колебаться от страны к стране: от трех до шести процентов. Элементарные правила арифметики показывают, что люди с доходом менее 500 долларов в месяц в общем объеме рынка могут составить объем покупок менее одного процента, полтора - два процента максимум. И наоборот, богатые люди, обладающие состоянием два миллиона долларов и выше, могут позволить потратить на себя гораздо больше. Учитывая структуру их расходов, они могут отвечать примерно за 15% покупок на рынке.

Критерию по доходу отвечают не менее 60% населения. При этом в  большинстве европейских стран, США, Японии, эта цифра - 80-85% населения страны. То есть это те люди, которые имеют доходный критерий 1 000-5 000 долларов. Это больше половины, почти 3/4 населения страны. Для ряда европейских стран это - норма.

Сопоставив количество представителей Среднего класса с объемом тех денег, которые они тратят на рынке, получается, что они отвечают минимум за 80-90% покупок на соответствующих географических, национальных рынках. В этом как раз и кроется причина повышенного интереса к Среднему классу и социологов, и маркетологов.

Нужно подчеркнуть: Средний класс - это практически все население страны (80%) и практически весь объем покупок (80-90%), весь объем денежных средств на рынке. Разумеется, имеется в виду объем тех средств, которые тратятся в розничной торговле на предметы потребления. Это основной смысл и основное определение Среднего класса с точки зрения рыночного подхода. Именно это и позволяет говорить, что Средний класс - главная движущая сила экономики.

Если представитель Среднего класса на повседневные нужды имеет от 1 000 до 5 000 долларов ежемесячно на члена семьи, и количество таких людей в стране не менее 60% всех жителей страны (большинстве стран эта цифра - уже 70 или 80%).

Только в этом случае можно говорить, что Средний класс является:

  • движущей силой,
  • опорой рынка,
  • опорой страны,

и множество терминов, которые используют социологи, политики, а в последнее время и маркетологи. Очевидно, если 90 % и более всех покупок на рынке определяет тот самый Средний класс, он и является этим главным фактором. Но это возникает только в том случае, когда две трети жителей страны имеют от 1 000 до 5 000 долларов на свои ежемесячные нужды.

Вывод: Средний класс как сила возникает, если количество людей с доходом не менее 800-1 000 долларов в месяц составляет более 60% от числа всех проживающих в стране. Россия на пороге Среднего класса. Только 2-3% жителей с доходом более 1 000 долларов.

На сегоднешний день бедных в России, по классификации развитого рынка, получающих на человека 500 долларов и меньше - 90%. В ряде исследований приводятся цифры 91 и 95%.

Соответственно, богатых  людей, обладающих миллионными состояниями, меньше одного процента. Сколько именно их - 0,2, 0,4 или 0,6% - спор большого смысла не имеет. Они отвечают за небольшую - 10-15% долю рынка.

Между ними - Средний класс. И этого Среднего класса - порядка нескольких процентов. По одним данным - порядка 1%, по другим данным 3-3%. И этот Средний класс отвечает приблизительно за 15-20% покупок на рынке.

Средний класс в России составляет только несколько процентов от населения (рис. 4). Однако уже сейчас тратит каждый 5-6-й рубль на рынке. Причем предпочтение чаще всего отдается торговым маркам premium и super premium сегментов. Этот рост потребителей возник после 1998 г.

Рис. 4. Место и роль Среднего класса в России [4]

Другими словами, можно  с уверенностью сказать, что Средний класс как класс на рынке России сегодня еще не состоялся. Сейчас он только появляется. В этом плане понятны те аналитические материалы и те исследования, посвященные Среднему классу, которые появились буквально за последние пару лет. То есть Средний класс в России зарождается.

С другой стороны, исходя из сложившихся критериев Среднего класса на современном рыночном пространстве можно сказать, что это пока только начало. Среднего класса как класса нет. Существуют пока только первые его представители. Этот рост начался бурно после 1998-1999 гг. Эти люди действительно резко стали изменять структуру рыночного хозяйства, структуру представленности товаров в магазине. В частности, они отдают очень жесткое предпочтение качественным, в том числе и брэндированным товарам.

Перспективы роста Среднего класса в России на 10 лет. График (рис.5) иллюстрирует динамику доходов на душу населения с 1990 г.

Рис. 5. Скорость рынка и доходы населения в России [4]

 

В момент открытия рынка  в 1990 г. средний доход населения составлял в среднем 4-6 долларов в месяц. Можно предположить, что в отдельных наиболее продвинутых городах и регионах эта цифра составляла и 8 долларов. На графике видна кривая, показывающая скорость роста дохода населения в России. На сегодняшний день средний доход с учетом и официальной и неофициальной зарплат, черных и теневых доходов, приближается к точке в 200 долларов. Минимальная оценка показывает 170-180, максимальная - 200 долларов в среднем на человека в месяц. Это означает, что существует лишь несколько процентов людей, у которых доход больше 1 000 долл.

Естественно, ситуации разные в разных регионах и в разных городах. Существуют такие города, как Москва, существуют нефтяные регионы, такие  как Салехард, Нефтеюганск, Тюмень. Там к концу 2002 г. средний доход приблизился к 500-600 долларов на человека в месяц. Соответственно, там будет гораздо больше людей с доходом от 1 000 долларов в месяц. Но пока наша экономика и наш рынок находятся только в начале пути.

Прогноз для Среднего Класса в России - 7 лет. Подводя итоги разговора о Среднем классе в России, можно заметить следующие тенденции.

Сегодня средний россиянин имеет доход 180-200 долларов в месяц. Соответственно, по любым, и европейским, и американским классификациям, Россия - страна бедных. В России сегодня Средний класс невозможен как класс. Он возможен только как очень малочисленная группа, как прослойка, зарождающийся слой.

В ряде исследований выделяют Средний класс, имеющий доход 150-200-400 долларов на человека в месяц. С одной стороны, можно согласиться с данными этих исследований. Люди, получающие 200-400 долларов тратят и потребляют больше и ведут себя активнее в социальном, политическом и в потребительском плане, чем люди, получающие 100 долларов и ниже. Эти люди, получающие 150-400 долларов, в рамках мировой классификации являются средними бедными потребителями. Просто они являются средними относительно других полностью бедных потребителей.

Если продолжить кривую роста доходов в будущее, то можно  предположить, что при сохранении текущих темпов развития российского рынка Средний класс в параметрах обычного рынка начнет формироваться не ранее чем через 7 лет. [4] 

В 2007 году социологи разделились на две группы. Первые отнесут к среднему классу людей с относительно высоким уровнем образования и должностным положением. Другие на первый план выдвинут критерий самоощущений, так называемую социальную самоидентификацию. 

Средний класс - это социальная совокупность, характеризующаяся цепочкой признаков, к которым относятся:

- материальные ресурсные признаки: уровень доходов, объем накопленных сбережений; уровень имущественной обеспеченности;

- нематериальные ресурсные признаки: уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция;

- признаки социального самочувствия (самоидентификация): стратегии успешного экономического поведения; самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям; самооценки комфортности нынешней жизни и другие.

Для определения материальной обеспеченности используются следующие показатели: текущие денежные доходы; накопленные сбережения; накопленное движимое имущество; наличие сельскохозяйственных животных; имеющееся в распоряжении домохозяйства накопленное недвижимое имущество; имеющиеся в распоряжении домохозяйства земельные паи, пастбищные и сенокосные угодья.

Социально-профессиональный статус определяется на основе четырех параметров: наличие/отсутствие высшего образования; наличие/отсутствие регулярной занятости; характер труда (физический/нефизический); наличие/отсутствие управленческих позиций.

Субъективный средний  класс, определяемый через самоидентификацию. [9]

Рис. 6. Средний класс в России на 2007 год [9]

 

На пересечении этих признаков находится около 7% российских домохозяйств, то есть семьи, обладающие всеми базовыми характеристиками среднего класса. Это бесспорный и наиболее стабильный средний класс, так называемое «ядро среднего класса». [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.3 Статистика уровня жизни населения РФ

Таблица 1. Аналитические показатели динамики доходов населения России за 2000-2006 гг. [1]

Время (год)

Доходы –  всего, млрд. руб.; трлн.руб.,(y)

Абсолютный прирост, млрд. руб.; трлн.руб. (Δi)

Темп роста, % (Tp)

Темп прироста, % (Тпр)

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

2000

3983,9

-

-

-

100

-

0,0

2002

6831,0

2847,1

2847,1

171,5

171,5

71,5

71,5

2003

8900,5

2069,2

4916,6

223,4

223,4

123,4

123,4

2004

10976,3

1175,8

6992,4

123,3

275,6

23,3

175,6

2005

13522,5

2546,2

9538,6

123,2

339,4

23,2

239,4

2006

11668,6

-1853,9

7684,7

86,3

292,9

-13,7

192,9

 

55882,8

           

 

Анализ абсолютный прирост Δ, темп прироста Tp   и темп прироста Тпр   показал несомненное повышение доходов населения за весь рассматриваемый период времени с 2002-2006 гг. С 2002 года начал происходить постоянный рост денежных доходов населения, но в 2006 году доходы немного снизились. [1]

Темпы роста - относительная скорость изменения уровня временного ряда в единицу времени.

Абсолютный  прирост Δ - разность двух уровней временного ряда, один из которых (исследуемый) рассматривается как текущий, другой (с которым он сравнивается) как базисный. Если сравнивают каждый текущий уровень (yили y(t)) с непосредственно ему предшествующим (yt-1) или y(t-1)), то получают цепные абсолютные приросты. Если сравнивают уровень yс начальным уровнем ряда (y0) или иным уровнем, принятым за базу сравнения (yt), то получают базисные абсолютные приросты. Приросты выражаются либо в абсолютных величинах, либо в процентах, в единицах.

Темп прироста - отношение прироста исследуемого показателя к соответствующему уровню временного ряда, принятому за базу сравнения:

в случае, когда ведется  сравнение с предшествующим периодом, или

когда сравнивается конечный член ряда в n периодов (лет) с начальным.

Темп роста - отношение одного уровня временного ряда к другому, взятому за базу сравнения; выражается в процентах либо в коэффициентах роста. Средний темп роста за n периодов (лет) исчисляется по формуле:

[10].

В среднем за рассматриваемый  период прирост доходов у населения  увеличился на  24%.

Таблица 2. Аналитические показатели динамики расходов населения России за 2000-2006гг. [1]

Время (год)

Расходы – всего, млрд. руб.; трлн.руб.,(y)

Абсолютный прирост, млрд. руб.; трлн.руб. (Δi)

Темп роста, % (Tp)

Темп прироста, % (Тпр)

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

2000

3983,9

-

-

-

100

-

0,0

2002

6831,0

2847,1

2847,1

171,5

171,5

71,5

71,5

2003

8900,5

2069,5

4916,6

223,4

223,4

123,4

123,4

2004

10976,3

2075,8

6992,4

123,3

275,6

23,3

175,6

2005

13522,5

2546,2

9538,6

123,2

339,4

23,2

239,4

2006

11668,6

-1853,9

7684,7

86,3

292,9

-13,7

192,9

 

55882,8

           

Информация о работе Уровень жизни и его оценка