Уровень жизни и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 05:41, реферат

Краткое описание

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Целью курсовой работы является изучение уровня жизни населения России и других стран, показателей уровня жизни и критерия качества жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………….………….….3
1 Уровень жизни…………...…………………..………………………..…..4
1.1 Понятие уровня жизни……………………………………….........….4
1.2 Показатели уровня жизни населения и их расчет……………..…....6
1.3 Критерии качества жизни………………………………………...…12
2 Уровень жизни среднего класса России и Европейских стран…..…...14
2.1 Понятие среднего класса….…………………………..……….....…14
2.2 Средний класс России и Европейских стран……………………….15
2.3 Статистика уровня жизни населения РФ……………..………….…24
2.4 Рейтинг стран по уровню жизни…..……………………..……….…26
2.5 Рейтинг стран по уровню развития…………………………....….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

- индекс концентрации доходов (коэффициент Джини);

            - коэффициент бедности.

Важнейшим методом исследования дифференциации доходов населения является распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов на основе построения вариационных рядов. Эмпирические данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств ранжируются и группируются в определенных интервалах по величине дохода. Для статистических характеристик здесь используются: среднее значение душевого дохода; модальный доход (чаще всего встречающийся уровень дохода населения); медианный доход (показатель дохода, расположенный в середине ранжированного ряда распределения).

Модальный доход – уровень дохода наиболее часто встречающихся среди населения.

Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше.

Средний доход – общий средний уровень дохода всего населения.

Широко распространен в статистических исследованиях по неравенству в распределении доходов децильный коэффициент дифференциации доходов, который исчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных граждан к максимальному доходу 10% наименее обеспеченных граждан. Коэффициент дифференциации доходов Кдх рассчитывается путем сопоставления девятого (Д) и первого (Д) децилей: 

Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) КДж служит для измерения отличия фактического распределения доходов по численно равным группам населения от их равномерного распределения (степень неравенства в распределении доходов населения). Данный индекс исчисляется по формуле

где L, Li-1 - доля населения в интервале; S, Si-1 - доля суммарного дохода (на начало и конец i-го интервала).

Индекс концентрации доходов измеряется в пределах от 0 (совершенное равенство) до 1 (совершенное неравенство), т.е. чем ближе индекс к 1, тем выше поляризация доходов в обществе.

Для статистических характеристик  уровня жизни важно установление границ дохода, обеспечивающих минимально допустимый уровень, т.е. определение прожиточного минимума (стоимостная оценка минимального набора продовольственных и непродовольственных товаров, а также обязательные платежи и сборы). Прожиточный минимум позволяет установить границы бедности.

Коэффициент бедности - относительный показатель, который рассчитывается как процентное отношение численности граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны. В настоящее время (с 1990 г.) в мире установлен порог бедности, равный 1 доллару США в день. [7]

Несколько лет тому назад стали исчислять «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), который претендует на роль обобщающего показателя уровня жизни.

Индекс развития человеческого потенциала является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

- ожидаемую продолжительность жизни при рождении;

- достигнутый уровень образования;

- реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности).

Индекс развития человеческого потенциала определяется как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей.

Для расчета индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (I1) минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное – 85 годам.

Индекс достигнутого уровня образования (I2) рассчитывается как средняя арифметическая, взятая из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого (в возрасте от 15 лет и старше) населения (I1) весом ⅔ и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет) (I2) с весом ⅓ :      I2 = I1∙ ⅔ + I2 ∙ ⅓

Чем ближе значение этого  индекса к 1, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране и тем ближе общество находится  на пути к желаемым целям. [1]

 

 

1.3 Критерии качества жизни

Понятие уровня жизни  неразрывно связано с понятием качества жизни. Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.

Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:

1) Здоровье:

- Возможность вести  здоровый образ жизни на всех  ступенях жизненного цикла;

- Влияние нарушения  здоровья на отдельных лиц;

2) Индивидуальное развитие  путём обучения:

- Усвоение детьми основных  знаний и навыков, а так же  ценностей, необходимых для их  индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;

- Возможность продолжения  самообразования и умение использовать  эти умения;

- Использование и развитие  индивидуумами своих знаний, навыков  и мобильности, требующихся для  реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;

- Сохранение и развитие  культурного развития индивидуумом  для того, чтобы внести свой  вклад в благополучие членов  различных социальных групп;

3) Занятость и качество трудовой жизни:

- Наличие выгодной  работы для тех, кто стремится  её получить;

- Характер трудовой  деятельности;

- Удовлетворенность индивидуума  своей трудовой жизнью.

4) Время и досуг:

- Возможность выбора  своего времяпрепровождения.

5) Возможность приобретения товаров и пользования услугами:

- Личная возможность  приобретения товаров и пользования  услугами;

- Количество людей,  испытывающих материальные лишения;

- Степень равенства  в распределении товаров и  услуг;

- Качество, возможности  выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;

- Защита индивидуумов  и их семей при возникновении  экономических трудностей;

6) Личная безопасность  и правовые органы:

- Насилие, преследование,  и беспокойства, причиненные индивидууму;

- Справедливость и  гуманность правовых органов;

- Степень доверия,  оказываемого индивидуумом правовым  органам;

5) Социальные возможности  и социальная активность.

Степень возможного участия  в общественной жизни, в тех или  иных общественных институтах и принятии решений. Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искусства).  [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СРЕДНЕГО КЛАССА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

2.1 Понятие среднего класса

Российский средний класс - это люди, которые благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогли адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни. [11]

Критерии выделения Среднего класса, естественно, меняются от школы к школе и от страны к стране. Обычно этот перечень состоит из семи-восьми показателей.

Критерии выделения  Среднего Класса:

  1. Обычаи и традиции страны.
  2. Образ жизни.
  3. Духовные ценности.
  4. Образование.
  5. Свобода: личная и потребительская.
  6. Собственность на средства производства.
  7. Величина и структура расходов.
  8. Доход / зарплата.

Прежде всего надо заметить, что сама по себе величина дохода не определяет принадлежность личности к Среднему классу. Если человек получает, пока можно назвать условную цифру в 100-200-500 или 1 000 долларов, это не значит, что он автоматически становится представителем Среднего класса. Доход не определяет принадлежность к Среднему классу. Доход является входным билетом в Средний класс.

Однако можно посмотреть на специфику критерия «Доход» как на необходимое и в то же время достаточное условие, чтобы попробовать войти в Средний класс. Другими словами, начав получать определенную сумму дохода, человек может начать формировать остальные пять, шесть или семь критериев. [4]

 

 

2.2 Средний класс России и Европейских стран

Наглядно социальную структуру развитых и развивающихся странах можно представить схематически (рис. 1)

 [4]

 

В США Средний класс начинается от зарплаты хотя бы в 2 000 долларов в месяц или 1 000-1 400 долларов дохода на члена семьи. Ниже 500 долларов - бедность. Ниже 100 долларов - нищета (рис. 2). Аналогичны, ±20%, показатели в Англии, Испании, Японии и других странах. Стартовая Цена - 1000 долларов на человека в месяц.

 
   Рис. 2. Шкала зарплаты классов, США [4]

Если провести анализ ситуации в США или в Европе, бросается в глаза следующее. На рисунке 2 приведена стандартная классификация, одна из многих принятых классификаций населения США по различным классам. Необходимо подчеркнуть, что здесь приведены первые два класса: низший и средний. Внутри каждого класса наблюдается еще свое деление на подуровни: например, низший-низший, низший-средний и низший-высший, затем средний - низший и так далее. На данном графике не отмечен высший класс, потому что его шкала доходов и зарплат уходит далеко вверх.

Необходимо обратить внимание на весьма интересный специальный момент: Средний  класс по этой классификации начинается от зарплаты хотя бы в 2 000 долларов в месяц. Все что ниже 2 000 долларов в месяц и до 500 - Низший Класс.

На всякий случай необходимо уточнить, конечно, существуют люди и в Америке  и в других странах с доходом  ниже 500 долларов. Они официально называются бедными. Другими словами, ниже дохода в 500 долларов не существует понятия социальной стратификации, не существует понятия классов. Люди не могут реализовывать свои классовые признаки, имея на руках 100, 200 или 300 долларов в месяц.

Необходимо обратить внимание и  на то, что зарплата в 2 000 долларов примерно соответствует уровню дохода от 1 200 до 1 500 долларов в месяц на человека, включая так называемых иждивенцев - детей, не работающих членов семьи и пр.

Очень важный и интересный момент: если провести такой же анализ по европейским  странам, по другим развитым странам североамериканского континента, становится очевидной следующая тенденция.

Число дохода - 1 000 долларов в месяц на человека - является средней цифрой по разным странам. Она может быть несколько выше, как в США - 1 400, или в Великобритании - 1 200-1 400. В таких странах, как Португалия и Испания эта планка может опускаться до 750-800 долларов в месяц на человека. Такие колебания ±20% зависят и от налоговой системы, и от традиций ценообразования, и от социальной системы и других факторов.

Другими словами, 1 000 долларов в месяц на человека ±20% - тот самый входной билет в Средний класс. Не имея подобной суммы на руках, реализовать себя человеку как представителю Среднего класса невозможно.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что речь идет о поведении, которое  осуществляют миллионы, а в масштабах  России - десятки миллионов людей. Безусловно, можно представить отдельного индивидуума или даже несколько индивидуумов, которые, имея на руках 200 - 300 долларов в месяц, могут реализовать в своей жизни большинство характеристик Среднего класса: и ценностные, и поведенческие. Однако они уже не смогут реализовать определенное потребительское поведение (отдых, машина, квартира, обучение детей, ...) и тем самым уже не станут движущей силой экономики и рынка.

Но если говорить о  десятках миллионов жителей России, то необходимо опираться на определенные средние нормы поведения.

Вывод: доход в 1 000 долларов ±20% на человека в месяц - входной билет в Средний класс. Таких людей - более 60% населения США.

Анализ возникновения Среднего класса на рынке. Как правило, человек тратит 80-90% от того, сколько он получает. Эта классификация по шкале доходов и, соответственно, по шкале расходов действительно может проиллюстрировать значимость и весомость этого фактора для определения роли и места Среднего класса на рынке.

Диаграмма (рис. 3) иллюстрирует место Среднего класса на развитом рынке. Границы подвижны и зависят от страны: налоги, социальная система. Однако цифры определяют принципиальный порядок величин, ±20%.

Информация о работе Уровень жизни и его оценка