Типы поселений, как мезофакторы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения

Содержание

Введение
Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
1.6 Факторы социализации.
Выводы по первой главе
Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.
1.Сельское поселение и его особенности.
1.1 Сельский образ жизни и социализация.
2. Город, как тип поселения.
2.1 Город и социализация.
3. Малый город, как тип поселения.
3.1 Малый город и социализация.
4. Поселок, как вид поселения.
4.1 Поселок и социализация.
Выводы по второй главе
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Функции  социализации.

 

     Социализация  осуществляет основополагающие  функции развития индивида и  общества:

- нормативно-регулятивная  функция, формирующая и регулирующая  жизнедеятельность человека в  обществе посредством воздействия  на него специальных социальных  институтов, определяющих образ  жизни данного общества во  временном контексте;

- личностно-преобразовательная  функция, индивидуализирующая человека  посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

- ценностно-ориентационная  функция, формирующая систему ценностей  определяющих образ жизни человека;

- коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения  с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией  с целью формирования его образа  жизни;

- прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

- творческая функция, в  процессе реализации которой  рождается стремление творить, отыскивать  выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать  мир вокруг себя;

- компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых  физических, психических и интеллектуальных  свойств и качеств человека.

      Функции  социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития  индивида и общества. Функции  направляют активность индивида, определяя более или менее  перспективные пути развития  личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить  себя в определенной сфере  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Уровни  социализации.

 

     Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический уровень.

Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логи-кой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический  уровень.

Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

     Уровни социализации  демонстрируют основу человеческой  личности, влияние социальных институтов  на ее формирование, рассматривая  личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также  общественных институтов на личность.

     Включенность  в обозначенные выше уровни  обуславливает пространственно - временную  непрерывность процесса социализации  на протяжении всей  жизни человека.

     Поскольку  социальная среда есть явление  динамическое, результатом социализации  являются все новые и новые  качества, приобретаемые в процессе  социальной жизни, благодаря завязыванию  все новых связей, отношений с  другими людьми, общностями, системами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Стадии  и формы социализации.

 

     Стадии социализации  можно выделить, проанализировав  возрастную периодизацию. Так как  каждому возрастному этапу соответствуют  определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно  выделить шесть стадий социализации. 

1.    Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2.    Идентификационная  стадия (до 3-х лет). Этот период  отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных, растительного  мира. Это период становления  и функционирования так называемого  «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.

3.    Корреляционная  стадия (3-5 лет). Для данной стадии  характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.

4.    Экспансивная  стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.

5.    Конвентивная стадия  (11-15 лет). Характеризуется «взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.

6.    Концептуальная  стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом  в самостоятельную жизнь. Перед  юношеством возникает необходимость  самоопределения, выбора жизненного  пути в профессиональном плане. Юношеский возраст выгодно отличается  от всех предыдущих самостоятельностью  в формировании целостной системы  взглядов, оценок, ценностных ориентаций  и установок.

     На каждой  стадии воздействие на индивида  осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Но  чаще всего эти две формы  воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

     Выделяют две  формы социализации подрастающего  поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

     Направленная  форма социализации – это специально  разработанная определенным обществом  система средств воздействия  на человека с тем, чтобы сформировать  его в соответствии с целями  и интересами этого общества.

     Ненаправленная, или стихийная форма социализации  – это автоматическое формирование  определенных социальных навыков  в связи с постоянным пребыванием  индивида в непосредственном  социальном окружении.

     Резюмируя  вышесказанное можно отметить, что  любой социальный институт, будь  то школа, семья или любительское  объединение могут воздействовать  на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит  от программы деятельности того  или иного социального института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Факторы социализации.

 

Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации).

     Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

1. мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2.    макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

3.    мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

4.    Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе.

 

     Резюмируя  вышесказанное, социализация – это  сложный непрерывный  процесс, протекающий  на биологическом, психологическом  и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.      Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.      

     Функции социализации  раскрывают, и определяют процесс  развития индивида и общества. Функции направляют активность  индивида, определяя более или  менее перспективные пути развития  личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить  себя в определенной сфере  деятельности.

     Включение  в уровни (биологический, психологический, социально- педагогический) обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей  жизни человека

     Поскольку  социальная среда есть явление  динамическое, результатом социализации  являются все новые и новые  качества, приобретаемые в процессе  социальной жизни, благодаря завязыванию  все новых связей, отношений с  другими людьми, общностями, системами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.

 

1.Сельское  поселение и его особенности.

 

     Сельские поселения — места сосредоточения населения, для которого характерен специфический образ жизни, исторически сложившийся в процессе занятия жителями селъскохозяйственным трудом.

Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, 27 % населения нашей страны живет в сельской местности (по данным переписи 2002 г. — около 39 млн. Это в основном совпадает с ситуацией в развитых странах). Весьма многочисленно оно в южных регионах России. Наоборот, в Сибири и на Европейском Севере России — его сравнительно мало. 
     В общем виде можно назвать следующие типы сельских поселений, различающихся по количеству жителей и некоторым другим признакам: 
аул — горное селение в Северо-Кавказском регионе с различным количеством жителей обычно моноэтнического состава; 
деревня — небольшое поселение с малым количеством жителей (исторически не имевшее храма), типичное для Северо-Западного и Уральского регионов; 
село — крупное поселение (порой с несколькими тысячами жителей), нередко хозяйственный и культурный центр для ближайших деревень и хуторов, а иногда и административный центр (исторически имевший храм), в последние десятилетия не всегда с моноэтническим населением; типично для Центрального, Поволжского и Сибирского регионов; 
станица — крупное поселение (исторически казачье) в Северо-Кавказском регионе, количество жителей может достигать нескольких десятков тысяч, состав населения нередко полиэтни-чен; хозяйственный, культурный, а нередко и административный центр для близлежащих более мелких поселений; 
хутор — поселение вне сел и станиц в Северо-Кавказском регионе, обособленный земельный участок с усадьбой владельца в различных регионах (в Сибири его могут называть заимкой); 
стойбище — становище кочевников Сибири; оседлое поселение малочисленных народов Приамурья и Сахалина. 
     Для сельских поселений характерны относительно малая плотность населения и стабильность его состава; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и крайне ограниченные возможности для проведения досуга (за исключением станиц и части крупных сел). 
     Реально существующие сегодня сельские поселения можно рассматривать как мезофактор социализации большой части населения России, ибо при всем многообразии (маленькие деревеньки, большие села, многолюдные станицы) они обладают рядом т и-пичных характеристик, которые в целом можно назвать сельским образом жизни. 
     Во-первых, от своеобразия природных факторов зависят особенности жилья, утвари, особенности социального взаимодействия, выстраивается аграрный календарь, на основе которого формируется праздничный цикл. Семейные циклы, находящиеся в тесной взаимосвязи с календарной обрядностью, таким образом, также оказываются связанными с природными. Особенности дорог и водных путей, заданные географическими условиями, организуют коммуникативное и экономико-хозяйственное пространство с другими селениями и регионами (А.С.Обухов). 
     Во-вторых, ритм жизни сельских жителей достаточно размерен, нетороплив (кроме периодов сева, уборки и т.п.), сохраняет элементы природосообразности. Время, как правило, не рассматривается ими как социальная ценность. 
     В-третьих, сельский труд имеет свои особенности: подчиненность ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных хозяйствах, в саду, огороде занимает у сельских жителей, по данным последних исследований, буквально полжизни — в среднем 181 день в году). 
     В - ч е т в е р т ы х, жизнь селян в большой мере «публична», т. е. доступна для соседей, а «приватность», т.е. обособленность и интимность, вызывает осуждение и даже агрессию окружающих. 
     В - пятых, для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношениях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей. 
     Стабильность состава жителей сельских поселений, как правило, этническая однородность, слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи способствуют сохранению в жизненном укладе селян элементов традиционного образа жизни соседской общины. 
     Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей сельского поселения.

Информация о работе Типы поселений, как мезофакторы социализации