Типы поселений, как мезофакторы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения

Содержание

Введение
Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
1.6 Факторы социализации.
Выводы по первой главе
Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.
1.Сельское поселение и его особенности.
1.1 Сельский образ жизни и социализация.
2. Город, как тип поселения.
2.1 Город и социализация.
3. Малый город, как тип поселения.
3.1 Малый город и социализация.
4. Поселок, как вид поселения.
4.1 Поселок и социализация.
Выводы по второй главе
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

 

   Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.

   1.1. Понятие «социализация».

   1.2. Этапы социализации.

   1.3. Функции социализации.

   1.4. Уровни социализации.

   1.5. Стадии и формы социализации.

   1.6 Факторы социализации.

Выводы по первой главе

 

   Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.

   1.Сельское поселение и его особенности.

      1.1 Сельский образ жизни и социализация.

   2. Город, как тип поселения. 

      2.1 Город и социализация.

   3. Малый город, как тип поселения.

      3.1 Малый город и социализация.

   4. Поселок,  как вид поселения.

      4.1 Поселок и социализация.

Выводы по второй главе

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Стержневой  проблемой общественного развития  является гармонизация взаимоотношений  общества с каждой отдельно  взятой личностью, то есть ее  социализация. Особенно актуальной  для общества является социализация  подрастающего поколения. Именно  в период детства, отрочества  и юности складываются основные  структуры личности, качественные  характеристики которой, в существенной  степени зависят от степени  педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности  и общении.

     Социальное  самоопределение человека одинаково  актуально и для прошлого, и  для настоящего столетия, но оно  существенно зависит от социально-политической  и экономической системы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся  по своему характеру.

     Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.

Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др.

     Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем – непосредственное влияние факторов социализации.

   При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.

Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.

Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.

На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Объект исследования: Условия, влияющие на социализацию личности человека.

Предмет исследования: Типы поселений  как факторы социализации личности.

Цель: Определить степень влияния среды жизнедеятельности на социализацию человека.

Задачи:

  1. Изучить понятие и сущность социализации личности.
  2. Произвести сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке.
  3. Изучить типы поселений и их влияние на социализацию личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.

 

1.1 Понятие  «Социализация».

 

     «Социализация  личности» - одно из ведущих понятий  социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное  социальное явление. В научной  литературе можно встретить различные  определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный  многогранный процесс по:

             - усвоению индивидом на протяжении  его жизни социальных норм  и культурных ценностей того  общества, к которому он принадлежит;

            - усвоению и дальнейшему развитию  индивидом социально-культурного  опыта;

            - становлению личности, обучению  и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной  общности, группе;

           - включению человека в социальную  практику, приобретению им социальных  качеств, усвоению общественного  опыта и реализации собственной  сущности посредством выполнения  определенной роли в практической  деятельности и т. д.

     Общим для  всех подходов является рассмотрение  социализации как результата  и механизма приобретения личностью  социального опыта в процессе  жизнедеятельности.

     В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

     К середине  ХХ века социализация  превратилась  в самостоятельную меж-дисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

     Попутно отметим, что почти до 60-х годов ХХ  века, говоря о социализации, почти  все ученые имели в виду  развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в  последние десятилетия детство  перестало быть единственным  фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось  на взрослость и даже на  старость.

     Многогранный  процесс социализации включает  в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно  само вхождение индивида в  социальную среду (онтогенез) в результате  активного взаимодействия между  ним и окружающим социальным  миром. В процессе этого взаимодействия  осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.

     Социализацию  нельзя отождествлять с развитием  личности, которое происходит и  вне общества. Социализацию также  нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит  в построении таких взаимосвязей  детей с обществом, которые обеспечивают  их социализацию. Более того, в  настоящее время воспитание рассматривается  в двух аспектах. Воспитание в  узком смысле означает процесс  целенаправленного воздействия  на развитие личности в целях  подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле  – это воздействие на человека  всей социальной действительности  с целью усвоения им социального  опыта. И в первом и во втором  случае воспитание предполагает  односторонний целенаправленный  процесс. Социализация же основана  на двусторонней активности.

     Резюмируя  вышесказанное, попытаемся дать  расширенное определение социализации. Социализация – это сложный  непрерывный  процесс, протекающий  на биологическом, психологическом  и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Этапы социализации.

 

     В ходе социализации  можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно  формирование новых потребностей, их осознание и перевод в  систему ценностей. Новые потребности  играют роль ведущих на своем  этапе развития. Можно выделить  семь этапов.

     Первым этапом  социализации является восприятие  индивидом социальной информации  на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом  следует непременно учитывать  фактор своевременности подачи  информации.

     Вторым этапом  социализации подростка является  интуитивное соотнесение получаемой  информации с генетически заложенным  кодом, собственным социальным опытом  и формирование на этой основе  собственного к ней отношения. На этом этапе социализации  первостепенное значение приобретают  глубинные переживания. Каждого  человека будоражат, а ребенка  в особенности, часто необъяснимые  чувства, позывы совершить то  или иное деяние, причем как  позитивное, так и негативное. Именно  к этим чувствам, к состоянию  души неосознанно прислушивается  человек при восприятии и оценке  той или иной информации. Другой  фактор, оказывающий сильное воздействие  на этом этапе социализации  – микросреда, в которой преимущественно  пребывает ребенок. Это может  быть двор, друзья, класс, но чаще  всего это семья и, когда новая  информация вступает в противоречие  с установками, полученными ребенком  в этой среде, наступает внутренний  конфликт, который ему предстоит  разрешить.

     Отсюда третий  этап – выработка установки  на принятие или отторжение  полученной информации. В качестве  факторов, оказывающих воздействие на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.

     В качестве  четвертого этапа выступает формирование  ценностных ориентаций и установка  на действие. В качестве ведущего  фактора благоприятствующего положительному  исходу этого этапа выступает  идеал.

     Основой пятого  этапа служат поступки, логически  выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что  в одних случаях поступки следуют  сразу за получением информации  словно «взрывная реакция», и, только  потом прорабатываются второй  – четвертый этапы, в других  они возникают лишь в результате  неоднократного повторения определенных  воздействий извне, проходя через  этап обобщения и закрепления.

     На шестом  этапе формируются нормы и  стереотипы поведения. Этот процесс  происходит во всех возрастных  группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное  состояние. В шесть лет усваивается  норма не драться, а в шестнадцать  – отстаивать свои и других  честь и достоинство.

     Седьмой этап  выражается в осмыслении и  оценке своей социальной деятельности.

     Из данного  пункта можно сделать следующий  вывод. Социализация как поэтапный  процесс протекает в сознании  и поведении детей во множестве  параллелей по поводу каждой  социальной информации, причем, придя  к своему логическому завершению  – самооценке, на определенном  этапе жизни этот процесс повторяется  вновь по тому же поводу, но  уже на новом качественном  уровне.      

Информация о работе Типы поселений, как мезофакторы социализации