Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.теоретические и правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1.теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми…………4
1.2.нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми...9
ГЛАВА 2.социальная работа с пожилыми людьми
2.1.формы и методы социальной работы с пожилыми людьми……………...16
2.2.социальные учереждения оказывающие помощь и поддержку пожилым людям…………………………………………………………………………......28
ГЛАВА 3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………38
3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

переделанный.docx

— 98.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.теоретические и правовые основы социальной работы с пожилыми людьми

1.1.теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми…………4

1.2.нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми...9

ГЛАВА 2.социальная работа с пожилыми людьми

2.1.формы  и методы социальной работы с пожилыми людьми……………...16

2.2.социальные учереждения оказывающие помощь и поддержку пожилым людям…………………………………………………………………………......28

ГЛАВА 3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста

3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………38

3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста…………………………………………………………………………43

Заключение………………………………………………………………………47

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Постоянное возрастание доли пожилых  во всём населении становится влиятельной  социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение  уровня и качества жизни ведут  к увеличению средней ожидаемой  продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс  устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных  одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень  естественной смертности в нашей  стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей  численности;  доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Человечество стареет,  и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне /1, с.15/.

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, возрастанием  в современных условиях роли  учреждений социального обслуживания  по организации социальной поддержки  пожилых людей;

- во-вторых, социальный работник  – это человек, который непосредственно  контактирует с клиентом, он знает  его проблемы и пытается ему  помочь;

- в-третьих, необходимость  выявления пожилых людей, опознавание  их проблем и  предпринятие наиболее эффективных способов по их устранению.

Объектом исследования является технология социальной работы с пожилыми людьми.

Предметом является процесс  предоставления различной помощи реабилитационными  центрами, социальными службами, а  также социальными работниками.

Целью работы является выявление  социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых  технологий социальной работы с данной категорией  граждан.

Задача социальных работников и близких людей сводится к  оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

ГЛАВА 1.Теоретические и правовые основы социальной работы с пожилыми людьми

1.1.теоретические  основы социальной работы с  пожилыми людьми

По прогнозам ООН, к 2025 году численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнение с 1950 годом их численность  возрастет более чем в 5 раз, тогда  как население планеты увеличится только в 3 раза. В населении Российской Федерации в 2005 году численность  пожилых людей составила 30,2 млн. человек, из них лица в возрасте 85 лет и старше составляли 1387 тысяч  человек. С возрастом потребность в медицинской и социальной помощи увеличивается. В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Реабилитация стала одной из социальных проблем, к которой привлечены не только врачи различных специальностей, но и психологи, педагоги, юристы, социологи./2/.

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался  непосредственно после так называемой демографической революции, одним  из двух основных проявлений которой  был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Среди пожилых  людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин /3/. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменение демографической структуры, отражающееся на рынке труда и в-четвертых, изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей.

В современной социальной геронтологии предприняты попытки  построения теоретических конструктов, определяющих самобытность жизненного этапа пожилых людей, его социальных соотношений.

Теория разъединения. Сторонники данной теории делают акцент на изменениях в организационной структурированности социальной жизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей и коммуникаций, уменьшения внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, называются уход на пенсию или уменьшение интенсивности и объема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей, изменение возрастных требований в семье, урбанистический стиль жизни.

Указанные изменения по-разному  воспринимаются и психологически осваиваются  каждым человеком. В связи с этим новые адаптационные стратегии  на финальном этапе жизни, способствующие овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критический моментов в жизни пожилого человека. Это особенно важно, поскольку переход от одной социальной ситуации существования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды) никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создав почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.

Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой, по А. ван Теннепу, совершается в три этапа: сегрегация - отделение человека от старого окружения и разрыв с прошлым; транзиция - промежуточное состояние, «пустыня бесстатусности»; инкорпорация - последующее включение индивида в свою социальную группу, но уже в новом качестве. Старый человек часто застревает на этапе транзиции со всеми вытекающими из этого последствиями, фиксирующимися как разрыв, разлад, надлом. Между тем состояние перехода как поворотный момент в жизненном пространстве личности содержит в себе ценнейшую возможность личностного роста через реализацию некоего потенциала. В этом контексте такие институты культуры, как «обряды переходы» - исповедь, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной жизненной ситуации, когда человек, дистанцируясь от потока обыденной повседневной жизни, трансформирует культурно-исторический опыт социума в определение собственной стратегии поведения, корректирует свои взаимоотношения с окружающим миром /4/.

Теория активности связывает особенности данного жизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, с неповторимо-индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы осуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций, социокультурных ориентаций. При этом открытость, проникновение в социальный поток или, напротив, тенденцию отворачиваться от жизни соотносят с вариативностью индивидуальных реакций. Сохранение жизненной активности, многообразия вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты в первую очерезь изменениям, и даже большие изменения воспринимаются ими не как укроза, а скорее как вызов своим возможностям.Сегодня представители «третьего возраста» имеют различные поведенческие установки, реализующиеся в повседневных практиках: плыть по течению на манер щепки; искать новые стратегии, не отставать от требований сегодняшнего дня; жить, делом заниматься и терпеть, дожидаться перемен к лучшему; приноровиться к обстоятельствам, но и обиды никому не спускать; оберегать свою натуру, противиться всяческим изменениям /4/.

Теория возрастной стратификации. Ряд исследователей сосредоточивают внимание на анализе возрастных ценностных показателей в обществе (размер и способ дохода, «открытость» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы, возрастная институциональность).

Теория наименования. Эта теория интерпретирует проблемы старости как следствие неадекватного ее восприятия или «навешивания ярлыков». Данная теория фокусирует внимание на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминирующий характер существующих стереотипов старости и находит свое метафорическое выражение в ярлыках. Давление социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком. Различные схемы приписывания социальных атрибутов пожилому человеку различаются лишь по объекту идентификации: старость - болезнь, старость - бедность, старость - зависимость. Однако навязываемая социальным окружением модель поведения не является тотальной и непреодолимой. Выбор поведенческих моделей в значительной мере зависит от самоопределения, приобретающего в конкретных ситуациях приоритетное значение /4/.

Теория социальной девиации. Существуют также подходы, определяющие содержание старости на основе представлений о некоторых нормах или идеалах развития личности, главным источником которых служит экспертное знание агентов социального контроля, прежде всего медицины, психиатрии. Бытие человека определяется как адекватное или девиантное, то есть отклоняющееся от некоторых норм «личностного здоровья». Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя трактуются в данном случае как варианты отклоняющегося поведения, как провал в архаичную неотрегулированность жизни. Диагноз «девиантное поведение» фиксирует сверхспелетенность старости и негативных сторон бытия. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление.

Темпоральная теория старости. В качестве основания для социопсихологических обобщений выделяют своеобразное взаимодействие периодов времени как определяющую, структурирующую основу всего построения повседневности пожилого человека. В различные возрастные периоды воспроизводятся разные модели видения, организации времени. Практически никогда три основных времени не воспринимаются как равные: может доминировать или прошлое. Или настоящее, или будущее. Количество времени, которое, по представлению пожилых людей, у них «есть», весьма незначительно, что влияет на темп действий, степень, с которой на человека оказывает влияние прошлое или с которой он «втянут» в будущее /4/.

Пожилой человек не может  держаться в стороне от мира, заполняя личную жизнь сентиментальной любовью  к прошлому. Если пожилые люди не примут сознательно условия существования  своего времени, с которым они  фактически связаны, они составят лишь искусственную группу с необоснованными  притязаниями.

Старость рассматривается  и как элемент человеческого  бытия и развития, определенным образом  институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений, транслирующихся молодым возрастным группам.

В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры отмечаются изменения содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные с процессами информатизации современного общества. Привилегия старости - наличие жизненного опыта, который превращается во внутренний фактор жизни человека, выступающий гарантией взвешенности принимаемых решений и поступков, осознания социальной ответственности.

Тенденции новаторства и  преемственности заложены в основе механизмов динамики развития личности. Нередко эти тенденции отслеживаются  как враждебные, несовместимые. Действительно, современный этап общественного  развития усложнил взаимоотношения  между ними, но не заглушил главного - синхронного воздействия на становление  личности как двух сторон единого, связанного процесса /4/.

Теория субкультуры. Старость представляется по модели субкультуры. Имеются в виду особые смысловые ресурсы, виды действий, формирующиеся на базе социокультурной системы, характерной для времени жизни данного поколения.При всем разнообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одному поколению, прослушивается некоторый общий тон, объединяющий их мироощущение, существует набор типовых реакций, санкционированных общественными структурами и долгой традицией. Субкультура позволяет сохранить психологически-мировоззренческую устойчивость и культурную идентичность. При субкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельности пожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества. Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих внимание пожилых людей.

Теория геронтологической  трансцендентальности получила развитие в трудах шведского ученого Ларса Торнстама. Старость определяется как этап жизни, когда в полной мере реализуется способность человека к трансцендированию (иным видению и оценке) наличной действительности, проявляется стремление к высшим, надприродным смыслам и ценностям. Из центра жизни уходит все наносное, несущественное, лишнее; человек становится способным оторваться от пут чувственного осязаемого бытия и поступать соответственно своим, собственно человеческим установлениям посредством свободной творческой деятельности, духовного усилия. Согласно данной теории на заключительной стадии природного роста в направлении зрелости и мудрости происходит переосмысление фундаментальных вопросов: человек начинает меньше себя идентифицировать с профессиональным занятием и в то же самое время становится более избирательным в выботе социальной и других типов активности; возрастает чувство близости к более старшему поколению и уменьшается заинтересованность в иных социальных взаимодействиях; снижается интерес к материальным ценностям, происходит нарастание чувства космического единения с духом универсума; переосмысливается ценность времени, пространства, жизни и смерти /4/.

Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми