Технологии социальной работы с детьми-инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Проблема детской инвалидности является актуальной во всём мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. – дети и подростки [14;32]. На 1января 2006 года общая численность инвалидов составила 12546 тыс. человек. Из них 27% инвалидов имеют среднее общее образование; 11%-высшее. 70% инвалидов безработные [9;219]. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. На 2003 г. в органах социальной защиты населения состоит на учете 641,9 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики(59%).

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1 Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей- инвалидов
1.2 Причины и структура детской инвалидности
Глава 2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Технологии социальной реабилитации инвалидов
2.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, использующиеся в условиях Центра лечебной реабилитации детей-инвалидов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 66.30 Кб (Скачать файл)

Помимо своего профессионального предназначения каждый специалист играет в группе как бы определенную роль, которая может быть постоянной, но может и меняться в зависимости от обстоятельств. Эта роль зависит от личности взрослого, особенностей его характера, отношения к детям. Как правило, в команде специалистов такие роли гармонично складываются сами собой, но в некоторых случаях приходится играть роль необходимого, но отсутствующего в наличии «персонажа».

Для поддержания атмосферы общего дома в группе есть человек, который всех организует, объединяет, все знает и может помочь в любой ситуации — общая «мама». Во время игры по отношению к ребенку может исполняться роль «друга», «старшего брата» и т. п. В группе подготовки к школе появляются новые роли: «учитель», который знает, что и когда нужно делать, «помощник», подсказывающий, как выполнить требование «учителя»; остается роль «друга», который ничего не требует, может просто поиграть с ребенком во время перемены.

Работу команды координирует один специалист, ответственный за ребенка. Он определяет, в какой момент провести дополнительную консультацию врача, вместе с врачом разрабатывает курс реабилитационных мероприятий, набор необходимых занятий, уменьшение или увеличение нагрузки ребенка в Центре. Очень важно, чтобы специалисты работали вместе, регулярно обсуждали результаты своей работы, делились наблюдениями, высказывали свои пожелания, рекомендации другим специалистам.

Регулярно (один раз в неделю) проводятся педсоветы. Специалисты обсуждают изменения, произошедшие с каждым ребенком за последнюю неделю. На педсоветах решаются вопросы об изменении расписания занятий, назначении необходимых консультаций.

Очень важную роль в реабилитационной работе с ребенком принимают его родители. Именно они выполняют основную работу по развитию ребенка и преодолению существующих у него трудностей. Специалисты помогают родителям, дают рекомендации, оценивают происходящую динамику, ставят новые актуальные задачи. Ребенок приезжает на занятия только 1 -2 раза в неделю на несколько часов. Все остальное время, пока ребенок находится дома, его родители выполняют задания, полученные от педагогов, сами ищут способы работы с ним [15;52].

Для адаптации ребенка в группе на занятиях может присутствовать кто-то из близких родственников ребенка (мама, бабушка) - не только для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, но и для более полного понимания родителями и близкими проблем их детей, для освоения форм работы с ними. Именно родители в наибольшей степени заинтересованы в результатах реабилитационной работы. Родители лучше любого специалиста знают своего ребенка, хотя и не обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы самостоятельно помочь ему преодолеть существующие трудности. Активная позиция родителей - одно из требований, которые предъявляются к семье ребенка.

Одной из важнейших задач, которые ставят перед собой специалисты Центра, является включение каждого ребенка, который попал к нам на занятия или на консультацию, в образовательный процесс, повышение его образовательного уровня. Очень часто в результате занятий ребенок с выраженными нарушениями познавательной сферы и поведения становится способен поступить в специализированный детский сад, в который раньше его отказывались принять.

Поступление ребенка в детское учреждение можно считать особенно важным, поскольку там он получит возможность длительное время находиться среди сверстников. Лучше, если это будет интеграционное учреждение, в котором вместе занимаются и играют разные дети.

Опыт работы интегративных детских садов показывает, что маленькие дети готовы принять любого ребенка. Здоровые дети играют вместе с детьми с синдромом Дауна, и никому в голову не приходит не принимать в игру или дразнить менее сообразительного, особенно медлительного или «некрасивого» ребенка. Отрицательное и враждебное отношение к «другому» формируется позже, в более старшем возрасте.

Также в Центре лечебной реабилитации начинают внедрять компьютерные технологии. Использование в работе новых информационных технологий имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль за действиями обучаемого. Однако при всех положительных сторонах компьютер не может заменить педагога.

В заключении можно выделить следующие технологии социальной реабилитации детей-инвалидов, использующиеся в центре:

- создание  групп детей-инвалидов для игровой  реабилитации;

- психологическое  консультирование как детей, так  и их родителей;

- проведение  консультаций с семьей по воспитанию  детей-инвалидов;

- взаимодействие  с различными государственными  учреждениями и общественными  организациями по вопросам устройства  детей-инвалидов в обычные школы  и детские сады;

- коррекция  ценностей детей-инвалидов;

- педагогическая  работа с детьми-инвалидами;

-профессиональная  реабилитация, которая включает  формирование профессиональных  навыков и подготовки к будущей  профессии подростков и молодых  людей с серьезными нарушениями  психического развития.

В нашей стране инвалида на улице можно встретить редко. Объяснений этому много: трудно выйти на улицу, люди не обращают внимания на того, кто находится рядом с ними или, наоборот, осуждают того, кто ведет себя непривычным образом. Другая причина в том, что многие находятся в изолированных учреждениях (школах-интернатах, больницах). До сих пор матери, родившей ребенка с нарушением, еще в роддоме предлагают отказаться от него, оставить в специализированном детском доме.

 

 

Заключение

 

Термин "инвалид" в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие "человек с ограниченными возможностями" в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию.

- Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

- Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

- Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

В задачи системы социальной реабилитации входят:

1. Умственное  развитие детей

2. Формирование навыков правильного поведения

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

4. Физвоспитание

5. Самообслуживание

6. Бытовая ориентировка и социальная адаптация

7. Приобретение навыков внимательного отношения к окружающим,

чувства дружбы, товарищества, коллективизма, знаний о правилах поведения в общественных местах

8.Формирование знаний об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей.

9. Получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства [26;29].

Система реабилитации, ориентированная на детей с ограниченными возможностями, открывает им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.

Осуществление прорыва в практике поддержки людей с ограниченными возможностями - демонстрация современных инновационных технологий, содействующих интеграции их в общество.

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный  закон «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской  Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563

2. Указ Президента  Российской Федерации от 2.10.1992 г. №1156 « О мерах по формированию  доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности » // Собрание  актов Президента и Правительства  РФ. 1992. №14. Ст. 1097

3. Постановление  Правительства РФ от 21.08.1994 г. №927 « Об обеспечении формирования  доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности »

4. Федеральная  целевая программа «Дети России»  на 2003-2006 годы: Постановление Правительства  РФ от 03.10.2002 г №732 //Собрание законодательства  РФ 2002 №41 ст. 3984; 2004 №37 ст. 3737

5. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении  льгот инвалидам и семьям, имеющим  детей-инвалидов» // Собрание законодательства  РФ. 1996. № 32. Ст. 3936

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами»

7. Алексеева Л. С. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России". М., 1997 г.

8. Горшунова Н. К Медицинская и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями .- Курск, 2006, 100 с.

9. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. - Красноярск, 1993, 195 с.

10. Дементьева  Н. Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М.: ЦИЭТИН, 1991, 135 с.

11.Игнатьева С.А. Логопедические технологии в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. – Курск, 2006. – 200 с.

12. Поддбная Т. Н., Поддубный А. О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов-на-Дону, 2005. – 347 с.

13.Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. - М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб).

14 Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. М, 2006.-464 с.

15.Технологии социальной работы: Учебник под ред. Е. И. Холостовой.-М,2002.- 400 с.

16.Технологии социальной работы: Учебник под ред. И. Г Зайнышева. М,2000.-240 с.

17. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М, 2005.- 340 с.

18. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М,2002. – 272 с.

19. Ярская-Смирнова Е.Г. Социальная работа с инвалидами. М, 2005. – 310 с.

20. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании //Дефектология.1997.–№3, с.67.

21. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов //СоцИС.2002.- №6, с.116-121.17.

22. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 1998. - №2, с. 115.

23. www .qov . spb. ru .:7.03.07 15:40

24. sponsorstvo.ru .:7.03.07 15:55

25. www .victorycenter . ru.: 7.03.07 15.58

26. www . regnum .ru.: 7.03.07 16.00

 

 

Приложение 1

 

Указ Президента российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1156

"О мерах  по формированию доступной для  инвалидов среды жизнедеятельности"

(Извлечение)

В целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информатики постановляю:

1. Установить, что не допускаются:

проектирование застройки городов и других поселении, разработка проектов на строительство и реконструкцию зданий и сооружений без учета требовании доступности их для инвалидов, разработка новых средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов, - с момента вступления в силу настоящего Указа;

застройка городов и других поселений, строительство и реконструкция зданий и сооружений без обеспечения требований доступности их для инвалидов, а также серийное производство средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов, - с 1 января 1994 года.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Конституция Российской Федерации ст. 15, ч. 4.

 

Приложение 2

 

Приказ от 25 ноября 2003 г. № 567

 

О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства

 

В целях совершенствования помощи детям-инвалидам и инвалидам с

детства

Приказываю:

1. Утвердить  Концепцию "Совершенствование медико-социальной и

психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства" (приложение № 1) и План мероприятий по реализации Концепции (приложение № 2).

2. Контроль  за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра А.И.Вялкова.

 

Министр

Ю.Л.Шевченко

 

Приложение 3

 

Приказ «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»

Министерство здравоохранения

Российской Федерации

Приказ от 29 января 1997 г. № 30

 

Министерство труда и социального

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми-инвалидами