Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:06, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является: рассмотрение теоретических основ осуществления коррекционной работы при ДЦП.
Задачами реферата являются: ознакомиться с клиническими, психологическими и личностными особенностями детей с церебральным параличом, рассмотреть различные виды коррекционной работы при ДЦП (медицинская, психологическая, коррекция нарушений речи, чтения и письма).

Содержание

Введение 4
Глава 1. Клинические, психологические и личностные особенности детей с церебральным параличом 6
§ 1. Клинические особенности ДЦП 6
§ 2. Психологические особенности детей с церебральным параличом 9
§ 3. Особенности личности детей с диагнозом ДЦП 10
Глава 2. Коррекционная работа при ДЦП 12
§ 1. Медицинская коррекция 12
§ 2. Психологическая коррекция познавательных процессов и эмо-циональных нарушений 14
§ 3. Коррекция нарушений речи, чтения и письма 18
Глава 3. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом в специальных (коррекционных) учреждениях (на примере работы краевого реабилитационного центра)
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ДЦП 1.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитая природных дарований (24,с.274). Профориентация содействует социальной адаптации молодых людей с ДЦП к общественно-производственной деятельности, помогает им в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом состояния здоровья, его потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.

Выделяют следующие аспекты профориентации: социально-экономический, психолого-педагогический и медико-физиологический, которые находятся в тесной взаимосвязи.   

Экономический аспект профориентации — это процесс управления выбором профессии и места работы в соответствии с потребностями общества и возможностями личности.

Социальный аспект профориентации заключается в формировании ценностных ориентации в профессиональном самоопределении молодых людей. Представления о той или иной профессии, виде труда, оценки и отношение к этим видам знаний складываются под влиянием оценок общественного мнения ближайшего социального окружения.

Психологический аспект профориентации состоит в изучении структуры личности, создании методов изучения и оценки профессионально значимых ее свойств, а также различных типов деятельности и профессий. Психологические исследования призваны вскрыть сущность процессов соответствия системы «человек-профессия» и способствовать формированию профессиональной направленности. Психологический аспект переплетается с педагогическим.

Педагогический аспект профориентации в полной мере проявляется при организации профессионального обучения учащихся с ДЦП, что ведет к формированию у них профессиональных интересов, соответствующих психофизическим и физическим особенностям, облегчает своевременное выявление и развитие их профессиональных наклонностей.

Медико-физиологический аспект профориентации выдвигает такие основные задачи, как разработка критериев профотбора в соответствии с состоянием здоровья (24,с.275).

Трудовая подготовка в Барнаульский школе-интернате осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка.

В Барнаульской школе-интернате для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата работы различные трудовые мастерские: швейная, столярная, слесарная.

Допрофессиональная подготовка ведется по восьми направлениям: сапожная, столярная, слесарная, швейное дело, машинное вязание, лазоплетение, изготовление керамических сувениров, овладение навыками работы на компьютере.

В ходе профориентационной работы с инвалидами по ДЦП специалисты Барнаульской школы-интерната придерживаются следующей системы состоящей из четырех этапов:

1. Предварительный этап. До встречи с ребенком с ДЦП нужна профориентационная помощь, психолог должен познакомиться с предварительной информацией о нем. На основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу (определить проблему и наметить пути ее решения).

Первичную информацию о профессиональных ориентирах учащегося с ДЦП можно получить, например, в первоначальной беседе с ребенком, которому нужна профориентационная помощь. В ходе беседы выясняются необходимые сведения о нем, его интересы и склонности, а также наличие профессиональных интересов, степень продуманности путей приобретения профессии, наличие резервных профессиональных намерений, адекватность оценки учащимся своих возможностей в овладении избранной деятельностью и т. д.

При изучении профессиональных намерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить следующие факты:

—  есть ли у учащихся предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (учебные заведения, конкретные предприятия и т. д.);

—  имеются ли резервные профессиональные намерения на случай, если не осуществятся основные, и т. д. Можно полагать, что профессиональные намерения серьезны, если учащийся с ДЦП отвечает на вопросы о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режима и условий работы и т. д.

2. Общая оценка ситуации. Оценить ситуацию ориентации и консультирования можно по следующим ее составляющим: особенности данного учащегося (в чем он сам видит для себя проблему), условия консультирования (насколько они позволяют решать его проблемы), самооценка психолога (насколько он готов помочь данному ребенку). На этом этапе важно не столько «исследовать» учащегося с ДЦП, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение здесь имеет организация эмоционально-доверительного контакта с ним. Развитие этого контакта в ходе профориентации происходит по следующей логике: вначале - максимальная доброжелательность, далее — доброжелательность и конструктивность, в конце — доброжелательность и оптимистическое настроение.

3. Выдвижение (или уточнение) профконсулътационной гипотезы, которая включает: общее представление о проблеме и возможные пути и средства ее решения (если на предварительном этапе была выдвинута предварительная консультационная гипотеза, то после реальной встречи с учащимся она может быть отредактирована).

Представленные выше этапы являются подготовкой к реальному взаимодействию, которое начинается с третьего этапа: совместное с ребенком-инвалидом уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Смысл данного этапа заключается в том, чтобы и психолог и учащийся с ДЦП работали над единой проблемой, над единым предметом их дальнейшей совместной деятельности.

4. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и не активизирующих методов, например стандартизированных психодиагностических средств.

Важно выявить интересы и склонности ребенка с ДЦП к определенным видам деятельности, профессиям. Основным показателем здесь является стремление к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности. Информацию об интересах и склонностях учащихся можно получить из наблюдений за их деятельностью, бесед о предпочитаемых ими видах деятельности с ними и их родителями.

Психологическое профдиагностическое обследование позволяет оценить адекватность профвыбора ребенка его реальным психическим возможностям и выявить специфику психологических детерминант этого выбора.

Углубленное психологическое обследование дает ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях:

-- о состоянии интеллектуально-мнестических функции, особенностях структуры интеллекта и об уровне интеллектуального развития в целом;

--  о состоянии психических функций, о свойствах личности и темперамента, обеспечивающих предпочтение той или иной динамики трудовой деятельности, специфики ее организационных условий;

--    об особенностях личности и характера, определяющих направленность на ту или иную содержательную сторону профдеятельности, о наличии специальных склонностей и способностей.

Так, анализ интеллектуальных параметров позволяет определить вероятность доступности профессий, характеризующихся высокой степенью интеллектуальных нагрузок в целом (умственных видов деятельности), предъявляющих специфические требования к определенного рода мыслительным операциям (абстрактно-логическим, образным и т.п.) и состоянию отдельных интеллектуально-мнестических функций — памяти, внимания, восприятия (например, операторские, водительские профессии).

При профессиональной деятельности, характеризующейся монотонностью, алгоритмизированностью операций, наиболее значимыми являются такие психологические параметры, как эмоциональная устойчивость, способность концентрации внимания, склонность к формированию относительно жестких стереотипов поведения и т. п.

Существенно важными характеристиками для оценки возможности успешного овладения профессией могут быть показатели коммуникативной активности и степень владения коммуникативными навыками, экстра- или интроверсии, эмоциональной ригидности и пластичности, особенности структуры доминирующих ценностных ориентации (утилитарных, социальных и т.п.). Анализ этих данных позволяет определить степень рациональности того или иного профвыбора, исходя из коллективности или индивидуальности условий труда, степени его престижности, личной ответственности, преимущественно творческого или исполнительского уклада и т. п.

Итоговое профориентационное заключение формируется на основании обобщения клинико-функциональных, психологических и педагогических исследований.

О высоком уровне профессиональной направленности учащихся можно сделать вывод на основании следующих данных:

1)  преобладает ли высокая  мотивация в выборе профессии (интерес к содержанию труда, осознание социальной значимости выбранной профессии и т. д.);

2)  если в кругу профессиональных  интересов преобладают такие, которые  удовлетворяются в активно-деятельностных формах (занятия в кружке, участие в конкурсах и т. д.).

Низкий уровень профессиональной направленности определяется другим соотношением мотивов и интересов. В этом случае преобладают материальные мотивы выбора профессии (зарплата, престижность, условия труда и т. д.) или косвенные — внешние по отношению к данной профессии (принуждение родителей, местонахождение учебного заведения). При низком уровне профнаправленности интерес к данной деятельности либо отсутствует, либо преобладают относительно пассивные по своему характеру интересы (например, чтение научно-популярной литературы по предполагаемой специальности).                                                                                                                                                                    

После окончания школы-интерната подростки могут продолжить профессиональное обучение в профучилищах, лицеях, колледжах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Детский церебральный паралич — сложное заболевание, связанное с патологией движений. У ребенка с ДЦП в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта.

Итак, в процессе написания курсовой работы, были рассмотрены клинические симптомы ДЦП при разных формах заболевания, особое внимание было уделено особенностям психического состояния, в том числе высшим психическим функциям, таким, как сенсорные функции, зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез, предметно-практическая деятельность, в зависимости от формы и тяжести этого заболевания.

 Также были рассмотрены особенности коррекционной работы при ДЦП, которая включает медицинскую коррекцию, психологическую коррекцию познавательных процессов и эмоциональных нарушений, и коррекцию нарушений речи, чтения и письма.

Основной акцент был сделан на содержание комплексной реабилитации детей с диагнозом ДЦП, которая рассматривалась на примере деятельности Барнаульской Краевой Специальной (коррекционной) Общеобразовательной школы-интерната для детей  с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Благодаря обучению детей с двигательной патологией  в специальных (коррекционных) учреждениях такого типа происходит реабилитация детей-инвалидов, их социализация. Условия этих учреждений дают возможность детям приобрести знания в объеме основной средней школы и допрофессиональные умения и навыки. Таким образом, дети подготавливаются к последующей жизни в обществе.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы / Под ред. С.А. Беличевой. — М, 2003. - № 4.
  2. Гуслякова Л.Г., Чудова С.Г. Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ОВ. – Барнаул, 1999.- 98с.
  3. Дети с нарушением развития: хрестоматия. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 326с.
  4. Детский Церебральный паралич. Хрестоматия / составители - Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. — СПб.: «Дидактика Плюс», 2003. - 520 с.     
  5. Документальная база Барнаульской Краевой Социальной (коррекционной) Общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  6. Игнатьева С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. — М.: «ВЛАДОС», 2004. - 304 с.
  7. Исскуство жить: Библиографический указатель по проблемам социальной реабилитации инвалидов. Барнаул, 1998. – 30с.
  8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М.: «Академия», 2004. - 144 с.
  9. Лебединский Л.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция – М., 1990. - 2005 с.
  10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями   опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001.- 268 с.
  11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: «ВЛАДОС», 2003. - 408 с.
  12. Малер А.Р. Новое в организации помощи детям-инвалидам//Дефектология. -1996.- №1.-с.83-86.
  13. Малер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида//Дефектология. -1995.-№5.-с.15-20.
  14. Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: «Владос», 2003. - 304 с.
  15. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. — М.: «Академия», 2002. — 480 с.
  16. Острова милосердия. Информационно-библиографическое пособие. — Барнаул, 2003. - 74 с.
  17. Равные возможности - для детей-инвалидов. Миф или реальность//Социальное обеспечение. -1994.-№5.-с.15.
  18. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. — М.: «Академия», 2000. - 400 с.
  19. Система психологической помощи детям инвалидам в семьях//Работник социальной службы.-1997.-№1.-с.21-23.
  20. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Барнаул, 1997.-64с.
  21. Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид: Социологическое изучение отношение родителей к стрессовой ситуации//Социологические исследования,-1997.-№1.-с.83-89.
  22. Тащева А.И. Психологическая реабилитация с детьми инвалидами//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998.-№3.-с.17-29.
  23. Хамаганова Т.Г. Психологическая коррекция нарушений адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1998.-№1.-с.44-54.
  24. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. — М.: «ВЛАДОС», 2004. - 368 с.

Информация о работе Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП