Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:06, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является: рассмотрение теоретических основ осуществления коррекционной работы при ДЦП.
Задачами реферата являются: ознакомиться с клиническими, психологическими и личностными особенностями детей с церебральным параличом, рассмотреть различные виды коррекционной работы при ДЦП (медицинская, психологическая, коррекция нарушений речи, чтения и письма).

Содержание

Введение 4
Глава 1. Клинические, психологические и личностные особенности детей с церебральным параличом 6
§ 1. Клинические особенности ДЦП 6
§ 2. Психологические особенности детей с церебральным параличом 9
§ 3. Особенности личности детей с диагнозом ДЦП 10
Глава 2. Коррекционная работа при ДЦП 12
§ 1. Медицинская коррекция 12
§ 2. Психологическая коррекция познавательных процессов и эмо-циональных нарушений 14
§ 3. Коррекция нарушений речи, чтения и письма 18
Глава 3. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом в специальных (коррекционных) учреждениях (на примере работы краевого реабилитационного центра)
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ДЦП 1.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

§ 2. Психологическая коррекция познавательных процессов и эмоциональных нарушений.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как способ психологического воздействия, направленный на коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокорреционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП очень велик; от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости.

Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме патологии развития ― недоразвитие высших форм мыслительной деятельности (абстрактного мышления). У больных с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в трудностях обобщения сенсорных сигналов.

Основными задачами психологической коррекции сенсорных процессов являются:

1) обучение детей усвоению сенсорных  эталонов и формирование перцептивных операций;

2) развитие константности, предметности и обобщенности восприятия;

3) развитие скорости восприятия объектов.

Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности, которая является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений.

Память детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного запоминания обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемого материала.

В числе направлений психокоррекции памяти у детей с церебральным параличом можно выделить следующие:

1) увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;

2) развитие приемов ассоциативного  и опосредованного запоминания  предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:

1) обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

2) обучение использованию вспомогательных  предметов (орудийные действия);

3) формирование наглядно-образного  мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психолога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями, психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности. Психокоррекционные занятия  с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Спектр эмоциональных нарушений у детей и подростков с различными формами ДЦП чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, которые нередко встречаются при спастической диплегии и гемипаретической формах. Также у детей и подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривации.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей ― это организованная система психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на 2 группы: основные и специальные. К основным методам относятся: игротерапия, арттерапия, психоанализ, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг.

Специальные методы включают тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидульно-психлогических факторов. Это две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. Игра ― это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности создавшейся ситуации. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра позволяет человеку переживать удачи, успех, раскрывать свои физические и психические возможности. Эти свойства игры как деятельности отражают ее богатый психокоррекционный потенциал.

Также при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков используются групповые методы психокоррекции.

Если рассматривать психокоррекцонный процесс как систему, то можно выделить четыре блока: диагностический, главная цель которого ― изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, приводящих к эмоциональному неблагополучию ребенка; установочный, который преследует цель ― формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия; коррекционный, главной целью которого является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием; оценочный, на котором анализируются отчеты родителей о поведении детей в начале и после занятий. Оценивают также поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после.

В процессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального реагирования, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует эмоциональные отношения и переживания, способы реагирования.

Важное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующая тренировка. Основные цели этих занятий: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до пяти человек) группой детей. Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает ребенку возможность управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмоционального напряжения у детей с двигательными нарушениями целесообразно использовать психомышечные тренировки. Данный метод включает четыре задачи:

1) обучение ребенка расслаблять  мышцы тела и лица методом  прогрессивной мышечной релаксации, по Джекобсону;

2) обучение с определенной силой  воображения, но без напряжения представлять содержание формулы самовнушения;

3) обучение удерживать внимание  на мысленных объектах;

4) обучение воздействию на себя  необходимыми словесными формулами. Психомышечные тренировки могут быть использованы с детьми от 10 лет и старше.

 

§ 3. Коррекция нарушений речи, чтения и письма.

В коррекции речевых расстройств при ДЦП необходима согласованная деятельность психолога, логопеда, педагога и родителей.

Дети с ДЦП испытывают особые трудности при сосании. Для активизации оральной области следует стимулировать тактильные рефлексы в области рта, губ, щек; вызывать ощущения вкуса (сахара, соли, хинина, лимона); использовать запахи (духи, цветы и др.).

Рекомендуется сочетание разных стимулов. Следует помнить, что лечение и коррекция дефектов функционирования артикулярного аппарата детей с ДЦП на раннем этапе развития является главной задачей.

Для стимулирования появления артикуляции необходимо, чтобы ребенок мог контролировать мелкие движения и дифференцировать движения губ и челюстей, языка через выполнение упражнений, которые требуют большой определенности. Для этого необходимо формирование контроля за положением тела. С этой целью проводится работа в «рефлекс-запрещающей» позе ребенка, чтобы оценить мышечный тонус.

Коррекционную работу рекомендуется начинать с движений и упражнений, которые доступны, легко получаются у ребенка. Упражнения и движения должны быть разнообразны, интересны для ребенка, но самое главное, они должны быть функциональными, т.е. облегчать движения языка, формировать координацию движений серии движений, которые необходимы в процессе кормления и речи.

Актуальным и перспективным является проведение с первых месяцев жизни ребенка комплексной работы психолога и логопеда с физиотерапевтом и акцентирование внимания на проприоцептивной сфере и контроле движений.

Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но ― особенно ― от правильности подбора коррекционных приемов для достижения максимальной возможности в развитии.

Среди детей, страдающих церебральным параличом примерно 40% имеют расстройство чтения [10; c. 236]. Дислексия ― сложное страдание, которое диагностируется примерно у 7-9% детей с расстройством чтения [10; c. 236]. Именно дислексия обусловливает стойкую неуспеваемость в начальной школе и значительные трудности в усвоении программного материала в старших классах.

Методика коррекции дислексии построена на воспитании у ребенка способности к восприятию графического образа буквы, слога, слова и предложения без опоры на семантическую значимость, лишая его возможности читать по догадке, опираясь на логические ― смысловую память. Чтение бессмысленных слов и текстов, составленных по законам морфемных образований и грамматических связей русского языка, позволяет сосредоточить внимание на графическом образе, а не пытаться домысливать слово или целый текст.

Коррекция дислексии проводится в несколько этапов:

I этап. Проводятся специальные подготовительные упражнения по развитию зрительного восприятия цвета, формы и пространственных отношений.

II этап. Тренировка чтения разных слогов.

III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки: гаурезанкар, мордкан, кортиаля, малакартар, чиндростон.

IV этап. Чтение текстов, которые составлены по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости, по типу «глокая куздра…»[10; c. 237].

При коррекции нарушений письма нужно учитывать форму дисграфии и в зависимости от этого строить систему психологической и логопедической работы при оптической, аграмматической дисграфиях или дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

Несформированность двигательного навыка письма выдвигает необходимость рационального определения дозировки выполнения письменных и контрольных работ.

Учитывая двигательные особенности учащихся с ДЦП, их быструю истощаемость, необходимо варьировать формы выполнения письменных заданий. Так, например, одним ученикам предлагается вставить в слова (или числа), написанные на карточке, нужную букву (или цифру), другим ― писать не в тетради, а в альбоме, разлинованном для этой цели; можно предложить писать на общей или индивидуальной доске мелом. В наиболее тяжелых случаях ребенок может выкладывать слова и предложения на специальных магнитных досках, возможно выполнение работы на компьютере.

Таким образом, применение различных психолого-педагогических и логопедических приемов коррекции речевых нарушений чтения и письма способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с ДЦП.

 

4. Профессиональная ориентация детей в Барнаульской Краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Важнейшим аспектом комплексной реабилитации учащихся с ДЦП является профессиональная реабилитация, включающая в себя профориентацию.

Информация о работе Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП