Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Рабочая программа

6

Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»

13

Конспект учебного материала

13

Практические задания

25

Модуль 2. История становления и развития социологии.

32

Конспект учебного материала

32

Практические задания

61

Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.

66

Конспект учебного материала

66

Практические задания

73

Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.

79

Конспект учебного материала

79

Практические задания:

91

Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.

97

Конспект учебного материала

97

Практические задания

108

Модуль 6. Социальная структура и стратификация.

115

Конспект учебного материала

115

Практические задания

121

Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.

128

Конспект учебного материала

128

Практические задания

136

Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.

142

Конспект учебного материала

142

Практические задания

149

Модуль 9. Социальные конфликты.

154

Конспект учебного материала

154

Практические задания

161

Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.

166

Конспект учебного материала

166

Практические задания

174

Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.

179

Конспект учебного материала

179

Практические задания

186

Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.

190

Конспект учебного материала

190

Практические задания

196

Контрольный модуль

198

Тестовые задания

200

Тематика рефератов

220

Контрольные вопросы

221

Краткий словарь

226

Учебная литература

234


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное белорусское общество вступило на путь инновационного развития. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие эффективными методами, средствами и формами управления экономикой. Социология – дисциплина, которая не только помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, но и непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.

Поскольку, основными принципами организации образовательного процесса в Республике Беларусь провозглашаются: принцип гуманизации обучения, принцип фундаментализации, принцип компетентностного подхода, принцип социально-личностной подготовки, принципы междисциплинарности и интегративности; социология для студентов может выступать в качестве моста между гуманитарными и специальными знаниями по профессии. Учебная дисциплина «Социология» является обязательной для всех специальностей на І-й ступени обучения, согласно Образовательному стандарту Республики Беларусь.

Социология – наука, предметом изучения которой является общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп, общностей, отношения личности и общества, закономерностей индивидуального и массового поведения людей. Социологией накоплен достаточный объём теоретических, практических и методических знаний для передачи их из поколения в поколение, внедрения в общественное и индивидуальное сознание посредством преподавания социологии как учебной дисциплины в высшей школе. Можно выделить несколько векторов социологического обучения и воспитания в системе высшего образования:

1. ориентация личности  на статус в обществе (на занятиях  по социологии студенты учатся  анализировать свой социальный  статус, видеть цивилизованные пути его повышения, взаимодействовать с представителями разных социальных слоёв);

2. ориентация личности  на позицию в конкретной социальной  группе (изучение социологии позволяет  студентам осознать и скорректировать  свои социальные роли);

3. ориентация личности на саморазвитие (у студентов формируется понимание значимости личности, её самоценности; воспитываются такие качества, как целеустремлённость, ориентация на успех, конкурентоспособность, самокритичность, стремление к самореализации);

4. общая образованность и функциональная грамотность личности (студенты не только получают социальные знания, но и учатся их приобретать и применять на практике; это позволяет развивать свою личность вне организованного учебного процесса).

Социология является важной компонентой социально-гуманитарного образования студентов. В рамках социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения, при подготовке по образовательной программе І-й ступени, должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

  • культурно-ценностные и личностные ориентации;
  • гражданственности и патриотизма;
  • социального взаимодействия;
  • коммуникации;
  • здоровьесбережения;
  • самосовершенствования.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник должен развить следующие межпредметные компетенции:

  • владение методами системного и сравнительного анализа;
  • сформированность критического мышления;
  • умение работать в команде;
  • владение навыками проектирования и прогнозирования;
  • сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость, а также мотивационно-ценностная ориентация;
  • умение учиться, постоянно повышать клавалификацию.

Данный учебно-методический комплекс построен таким образом, чтобы студент имел возможность не только ознакомиться с учебным материалом, но и выработать определённые компетенции. Каждый модуль содержит конспект учебного материала, составленный на основе требований программы, список необходимой при подготовке по теме литературы, практические задания, отрывки текстов из произведений известных социологов и вопросы для их анализа, творческое задание, темы для рефератов и докладов со списком рекомендуемой литературы. Кроме того, выделен специальный контрольный модуль, который содержит: тесты по каждой теме, тематику рефератов по всему курсу, контрольные вопросы по дисциплине, а также систему контроля знаний по дисциплине.

В конце учебно-методического комплекса помещён краткий словарь терминов, общий список учебной литературы по всему курсу, составленный на основе литературы находящейся в библиотеке Полоцкого государственного университета.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

1.Цели изучения дисциплины

Курс “социология” направлен на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков эффективных управленческих решений.

Основные цели изучения дисциплины:

  • развитие социологического мышления студента;
  • формирование фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли;
  • раскрытие спецыфики социальных отношений и процессов в Республике Беларусь;
  • формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социальной активности.

Основные задачи изучения дисциплины:

  • дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя её специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
  • создать у студентов теоретико-методологический фундамент для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, о происходящих в нём социальных процессах в контексте основных научных социологических направлений, школ и концепций;
  • научить студентов практически применять полученные социологические знания при анализе современных социальных процессов, включая процессы социального неравенства, конфликтов, социальной стратификации общества;
  • способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и имеющих научное представление о методах проведения социологических исследований.

В процессе изучения дисциплины «социология» студент должен сформировать следующие компетенции:

должен знать и самостоятельно объяснять:

  • основные социологические понятия и категории, задачи и функции социологии;
  • основные социологические цели белорусского общества;
  • тенденции развития современных социальных процессов;
  • специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;
  • социально-стратификационную модель белорусского социума;
  • характеристики социальных общностей в Беларуси, особенности социальных и социокультурных процессов и социальную политику в Республике Беларусь;

должен уметь:

  • анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;
  • использовать социологические знания для принятия эффективных управленческих решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей;
  • вести поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ социальной информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем;
  • решать задачи и тесты, которые служат закреплению учебного материала.

 

2.Содержание учебного материала

 

Название тем, их содержание

п/п

Название

темы

Содержание темы

1

2

3

1.

Введение в дисциплину «Социология»

Определение социологии, её объекта, предмета и метода. Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами (математикой, информатикой). Социология и статистика. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.)

Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Необходимость знаний отраслевой социологии для профессиональной социализации специалиста, реализации научного регулирования социальными процессами и в повседневной жизни.

Понятие социологической парадигмы и её многообразие. Основные направления и школы в социологии. Методы социологической науки. Социология как отрасль научного знания и как учебная дисциплина.

Роль социологии в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза.

2.

Тема 1. История становления и развития социологии.

Социология как наука об обществе. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в XIX ст., основные вехи её развития.

Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы. Формирование основных парадигм (К. Маркс, Э.Дюркгейм, М. Вебер). Теория и метод социологии. Позитивистская и психологическая ориентации.

Западная социология в ХХ ст. Периодизация социологии ХХ ст. Эмпиризация социологии в 20-е гг. ХХ ст. Структурный функционализм и его критика социологами субъективистской ориентации в неклассической социологии. Постнеклассический этап: от модерна к концепциям постмодерна. Размывание предметного поля социологии и её теоретико-методологический кризис. Попытки создания интеграционных теорий (Э. Гидденс, П. Бурдье, Ю. Хабермас).

Развитие отечественной социологии. Основные теоретические направления в кон. XIX – нач. ХХ ст. Советская социология, её основные достижения. Развитие социологии в Беларуси, России и других постсоветских республиках.

3.

Тема 2. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.

Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. Модель устойчивого развития белорусского социума.

Культура как социальное явление. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.

4.

Тема 3. Культура как система ценностей и норм.

Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Культурные парадигмы и их содержание. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.

Специфика отдельных культур. Белорусская культура и её компоненты. Функции культуры. Типы культур. Традиции белорусской культуры и их влияние на развитие современного белорусского общества.

Понятие культурного развития  культурной деградации. Теория культурного отставания. Социальная культура и культура социальной жизни. Социокультурные ориентации в современном белорусском обществе.

5.

Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности.

Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма “социального поведения,” символического интеракционизма, конфликта).

Процесс формирования личности. Структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности.

Социальная среда, активность, и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Социализация белорусской молодёжи. Социокультурные ориентации современной молодёжи.

Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.

6.

Тема 5. Социальная структура и стратификация.

Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.). Их основные различия.

Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия “социальный класс,” “социальная группа,” “социальный слой (страта),” “социальный статус.” Многообразие моделей стратификации.

Социальная структура современного белорусского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы  в динамике и роль каждой из них в развитии белорусского общества проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

Процедура формирования многомерных слоёв. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как вариант стратификационного подхода: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита.

7.

Тема 6. Социальные общности и социальные группы.

Определение понятия «социальная группа». Виды социальных общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп. Большие и малые социальные группы. Первичные и вторичные группы. Референтные группы. Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие процессы в современном белорусском обществе.

Понятие социальной общности, её характерные черты. Виды социальных общностей. Территориальная общность. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Типы этносов (этнических групп): племя, народность, нация. Этническая стратификация.

Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования глобального общества. Причины обострения межнациональных отношений. Решение национально-этнических проблем в Республике Беларусь. Национальная политика Беларуси.

8.

Тема 7. Социальные институты и социальные организации.

Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О. Конт, Ф. Теннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др.). Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные роли в институтах. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов.

Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Признание и престиж социального института. Основные институты: семья, производство, государство, образование и др. Сферы влияния каждого института. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов.

Социальные институты в современном белорусском обществе, их классификация. Специфика функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.

9.

Тема 8. Социальные конфликты.

Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические проблемы социальных конфликтов у К. Маркса. Основные конфликтные теории в XX ст. Функции социального конфликта, их применение в анализе современных политических и экономических конфликтов. Управление конфликтом как новая парадигма мышления и действия, её использование в белорусской практике.

Этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период действия конфликтов. Национальные противоречия. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.

10.

Тема 9. Социальный контроль и социальное управление.

Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др.

Особенности социального управления и социальной политики в Республике Беларусь. Модель устойчивого развития белорусского общества. Социологическая экспертиза как способ выявления масштаба отклонений социально-экономических показателей развития объекта от нормативных показателей, заложенных в программы развития белорусского государства.

11.

Тема 10. Специфические и отраслевые теории.

Отраслевые социологические дисциплины (экономическая социология, социология  образования, медицины, права, политики, религии и т.п.) и специальные социологические  теории (молодёжи, морали, семьи и др.). Их соотношение и взаимосвязь с общей социологией.

Место отраслевых социологий в структуре социологических знаний. Объект, предмет, функции и методы исследования отраслевых социологий, их отличие от общей социологии. Классификация отраслевых социологий. Теории, объясняющие социальную жизнь общества в единстве с другими сферами жизни социума. Теории, анализирующие социокультурные явления и развитие личности.

Развитие отраслевых социологических дисциплин как рефлексия на потребности практической жизни. Социология образования.

12.

Тема 11. Виды и типы социологических исследований.

Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа.

Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерение социальных явлений. Подготовка отчёта о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.

Социологическое моделирование как метод исследования социальных и экономических отношений и процессов.

Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов