Государственная гражданская служба как социально-управленческий институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть государственную гражданскую службу как социально-управленческий институт и определить условия и факторы повышения его эффективности в современных российских условиях.
Задачи исследования:
• изучить социально-управленческие особенности государственной гражданской службы Российской Федерации в современных условиях;
• выяснить сущность и современное содержание понятия государственной гражданской службы как социально-управленческого института;

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Глава I.
Социально-управленческие особенности государственной гражданской службы Российской Федерации в современных условиях ……..
Глава II.
Сущность и современное содержание понятия государственной гражданской службы как социально-управленческого института …..
Глава III.
Пути повышения эффективности государственной гражданской службы как социально-управленческого института в современных российских условиях ……………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..
Список использованных источников и литература ........................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по ГГС - соц-упр-институт.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Институт высшего  и послевузовского профессионального  образования

 

 

кафедра государственной  службы и кадровой политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Стр.

Введение …………………………………………………………………

3

Глава I.

Социально-управленческие особенности государственной гражданской службы Российской Федерации в современных условиях ……..

 

 

6

 

Глава II.

Сущность и современное содержание понятия государственной гражданской службы как социально-управленческого института …..

 

 

 

19

Глава III.

Пути повышения эффективности  государственной гражданской службы как социально-управленческого института  в современных российских условиях ……………………………………………………

 

 

 

33

 

Заключение ……………………………………………………………..

 

49

Список использованных источников и литература ........................

53


 

 

Введение

 

В Конституции РФ закреплено положение (ст. 3), что  Российская Федерация  осуществляет свою деятельность посредством  государственных органов, и, следовательно, народовластие реализуется именно в деятельности этих органов, которая не должна противоречить потребностям общества. Государственные гражданские органы, согласно Конституции, наделены определенными властными полномочиями и обладают в их пределах своей компетенцией. Каждый государственный орган (на уровне Федерации или субъекта Федерации) имеет свою структуру и схему распределения полномочий и компетенции.

В целях обеспечения  единства и полноты реализации государственного подхода к выполнению властных функций государства необходима особая система - государственная служба, выполняющая важную роль в осуществлении властных полномочий государственных органов. Сегодня Законом РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» определены три основных составляющих государственной службы - гражданская, военная и правоохранительная, которые своими органами всецело «покрывают» широкое пространство задач государственного управления и осуществления властных полномочий.

В Законе РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба определяется как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, выраженная в непосредственном исполнении должностных обязанностей. Таким образом, Закон РФ вводит понятие «государственная гражданская служба» в систему элементов государственного управления, создает правовое поле его существования и определяет деятельностное содержание. Однако, войдя в систему органов управления, государственная гражданская служба приобретает свойства реального объекта социальной действительности, может сама рассматриваться в качестве системного элемента государственного управления и как самостоятельная организационная сущность, социально-организационная система.

В этом отношении понятие «государственная гражданская служба» значительно шире своего законодательного выражения. Она может рассматриваться в организационном, правовом, управленческо-деятельностном и социальном отношении. В институциональном виде государственная гражданская служба также имеет свои особенности – она может рассматриваться, в зависимости от поставленных целей ее исследования и анализа результатов функционирования, как государственно-правовой, государственно-управленческий либо социальный институт. Но ее можно рассматривать и в пересекающихся по функциям аспектах проявлений, например, в качестве социально-управленческого института. Собственно задачи подробного анализа различных сторон проявления государственной гражданской службы в реальной практике ее функционирования, а также необходимость определения задач и направлений ее разностороннего развития делают избранную тему работы актуальной и своевременной.

 

Объект исследования – государственная гражданская служба Российской Федерации.

Предмет исследования – проблемы функционирования и развития государственной гражданской службы как социально-управленческого института в современных российских условиях.

Цель исследования – рассмотреть государственную гражданскую службу как социально-управленческий институт и определить условия и факторы повышения его эффективности в современных российских условиях.

Задачи исследования:

  • изучить социально-управленческие особенности государственной гражданской службы Российской Федерации в современных условиях;
  • выяснить сущность и современное содержание понятия государственной гражданской службы как социально-управленческого института;
  • определить пути повышения эффективности государственной гражданской службы как социально-управленческого института в современных российских условиях.

 

 

 

 

Глава I.

Социально-управленческие особенности 

государственной гражданской службы

Российской  Федерации в современных условиях

 

Формирование и развитие в России институтов правового государства и гражданского общества невозможно без четко отработанных и хорошо налаженных отношений между ними.  Особую роль в этом играет государственная гражданская служба, характеристики которой как социального института требуют раскрытия особенностей, в первую очередь, через социально-управленческое взаимодействие с государством и гражданским обществом.

Это определяют внешние  социальные функции  государственной гражданской  службы, направленные на обслуживание и обеспечение потребностей и интересов граждан, групп людей, коллективов и общества в целом. Не меньшее влияние оказывают внутренние социально-психологические взаимоотношения, складывающиеся в системе органов государственной гражданской службы как совокупности людей, профессионально связанных в процессе совместной деятельности. Большое значение имеет и наличие связи между объективно обусловленным поведением должностных лиц, принадлежащих к  государственной гражданской  службе, и их государственной гражданской жизнью в обществе.

Важным компонентом  в развитых странах являются институты  гражданского общества, решающие задачи удовлетворения социальных потребностей населения, защиты их правовых, экономических, культурных и других интересов. Именно в этих институтах находит своё практическое выражение потребность населения в самоорганизации, саморегулировании общественных связей и отношений. При этом государство и гражданское общество взаимно контролируют друг друга, что обеспечивает демократический характер структуры и функционирования общественного организма. При этом по отношению к государству гражданское общество является одновременно объектом и субъектом управления – с одной стороны, подвергаясь воздействию со стороны государства, регулирующего систему отношений между людьми для реализации их общего интереса, а с другой – активно воздействуя на государство, учитывая особые и общие интересы составляющих его людей и социальных общностей.

Сегодня нет единого  подхода к определению понятия  «гражданское общество». Ряд учёных понимают под ним совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные ценности, интересы и потребности людей.

Согласно другой позиции, гражданское общество является особым механизмом государственного управления и представляет собой сферу реализации многообразных частных интересов  отдельных индивидов и групп.

Кроме того, гражданское общество характеризуется развитыми экономическими, социальными, культурными, духовными отношениями между его членами, в рамках которого воплощаются и реализуются права и свободы человека.

При этом приоритетной задачей  должно являться создания основ для возникновения и развития правового государства, ориентированного на соблюдение прав человека, которое может успешно развиваться лишь одновременно с гражданским обществом. И лишь совокупная реализация целей и задач этих институтов, а не противопоставление их друг другу может привести к положительному результату.

Элементы гражданского общества в той или иной форме  существовали в России всегда, а сейчас в стране наступил качественно новый этап в процессе его формирования, результативное завершение которого требует выполнения ряда условий, основными из которых являются:

1.Создание социального рыночного хозяйства, так как независимые от государства саморганизующиеся структуры малого и среднего бизнеса, образующие прочный фундамент гражданского общества могут появиться только в условиях реально функционирующего рынка.

2.Наличие собственности, причём не обязательно частной.

3.Наличие в обществе развитой социальной структуры, отражающей разнообразные интересы различных социальных групп и слоёв населения.

4.Формирование реальных демократии, народовластия и самоуправления народа, так как именно сочетание каждым гражданином своих собственных интересов с интересами народа может создать надёжную базу для наиболее полного воплощения в жизнь принципов демократии и свободы личности.

5.Создание правовой основы гражданского общества, предусматривающей равную ответственность государства и граждан друг перед другом и перед законом, строгую подчинённость власти и всех граждан нормам права.

6.Высокий уровень развития личности, её внутренней свободы, политической и правовой культуры, без чего население не сможет в полной мере осознать и принять ценности гражданского общества.

7.Создание механизмов диалога и эффективного взаимодействия негосударственных институтов и государства.

Одним из важнейших инструментов регулирования процессов взаимодействия государства и гражданского общества является государственная гражданская служба, которая в силу специфики своего положения, зачастую становится объектом воздействия со стороны общества, что обусловлено первичностью социальной природы последнего по отношению к объекту этого воздействия. В гражданском обществе происходят все социальные изменения, накапливаются новые качественные характеристики его структурных элементов, формируются интересы и потребности индивидов и социальных групп.

Партнёрские отношения  государства и гражданского общества возможны лишь при условии сосредоточения основных усилий государства не на проблеме удержания власти правящей элитой, а на решении задач рациональной организации жизни общества: обеспечении экономической эффективности, достижении стабильности и общественного порядка, роста благосостояния населения и пр. В наибольшей мере всем отмеченным выше требованиям соответствует понятие «социальное государство», к числу которых, согласно Конституции, относится и Россия. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в последнее время, указанное положение Конституции является пока ещё только декларативным лозунгом.

К сожалению, современные  отношения государства и граждан строятся в большинстве случаев на основе скрытой (в виде недовольства, недоверия власти), или открытой (забастовки, акции протеста и т.п.) политической конфронтации. Ввиду же наиболее частого взаимодействия граждан с институтом  государственной гражданской  службы, указанные конфронтационные отношения в первую очередь распространяются на него.

Социальный характер функционирования  государственной гражданской  службы в этих взаимоотношениях определяется политическими (патриотизм, способность отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданства), профессиональными (интеллектуальность, компетентность, организаторские способности, новаторство) и личностными качествами (моральные, физические, коммуникабельные) государственных служащих на формирование которых, в свою очередь, оказывают влияние и социальный строй общества, и система воспитания и образования, и собственно практика функционирования  государственной гражданской  службы.

В связи с этим, в  механизмах реализации новых задач  государственной гражданской  службы в условиях рынка происходят качественные изменения. Прежде всего, возникла необходимость фактически придерживаться принципа равного партнёрства и баланса интересов участников договоров, так как в новых условиях государственная гражданская служба обязана сотрудничать с рыночными хозяйствующими субъектами, с негосударственными, общественными организациями и др.

Современная модель  государственной гражданской  службы отражает результаты политических, социально-экономических, административно-управленческих реформ в современной России, а также зарубежный и российский исторический опыт. При этом нужно помнить об особенностях  государственной гражданской  службы каждой отдельно взятой страны и даже отдельных её регионов, что обусловлено типом государства, его устройством, политическим режимом, менталитетом народа, особенностями управления, профессионализмом кадров и т.д. Особое значение имеют социальные нормы, традиции, закреплённые законодательством в качестве правовых норм. Эти посылки в значительной степени обусловливают специфику функционирования  государственной гражданской  службы в Российской Федерации, раскрыть которую в современных условиях формирования правового, социального государства возможно только на основе подхода, соединяющего методы экономической, политической, управленческой, социальной науки и практических отраслей знания.

Информация о работе Государственная гражданская служба как социально-управленческий институт