Государственная служба занятости: структура, задачи, права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ №287 – ФЗ от 25.12. 2008 г.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Государственное регулирование занятости населения 3
1.1 Общая характеристика законодательства о занятости населения 3
1.2 Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения 5
Глава 2. Деятельность государственной службы занятости 8
2.1 Цель, задачи, структура и основные направления деятельности государственной службы занятости 8
2.2 Функции государственной службы занятости 10
2.3 Органы Федеральной службы по труду и занятости, их права и обязанности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 43.03 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное Государственное  Бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА 

И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Кафедра «Экономики, социологии труда и управления персоналом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

По дисциплине: «Система управления занятостью и рынком труда»

Тема: «Государственная служба занятости: структура, задачи, права и обязанности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Выполнил студент

                     6-го курса, группы 273-з

                     Кирилл Павлович Поляков

                     __________________________

                                      (подпись)                                                          

 

                     Доцент

                     Галина Алексеевна Булатова

                                                                                                 _________________________          

                                                                                                 (подпись)

                     Работа защищена

                     ___________________2012г.

 

                     Оценка__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Государственное регулирование  занятости населения 3

1.1 Общая характеристика  законодательства о занятости  населения 3

1.2 Основные принципы  государственной политики в области  содействия занятости населения 5

Глава 2. Деятельность государственной службы занятости 8

2.1 Цель, задачи, структура  и основные направления деятельности  государственной службы занятости 8

2.2 Функции государственной  службы занятости 10

2.3 Органы Федеральной  службы по труду и занятости,  их права и обязанности 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

Глава 1. Государственное регулирование занятости населения

1.1 Общая характеристика законодательства о занятости населения

 

Правовые, экономические  и организационные условия обеспечения  занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ №287 – ФЗ от 25.12. 2008 г.

Закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» в первой главе «Общие положения» дает легальные  определения важнейших понятий  в сфере занятости, а также  участвующих в этой сфере объектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов в систему законодательства о занятости входят в первую очередь  – Конституция РФ - ст. 37, которая предусматривает право на защиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), которая в ст. 23 (п. 1) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

К нормативным актам, регулирующим занятость населения относятся  также: Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости», которое закрепляет полномочия, организацию деятельности службы.

Немаловажное значение имеет  также Положение об организации  общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997г., (с  изменениями от 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г.).

Оплачиваемые общественные работы в целях обеспечения временной  занятости организовывают органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и  при участии территориальных  органов Федеральной службы по труду  и занятости.

Существует еще целый  ряд нормативных актов, имеющих  отношение к занятости населения, среди них можно выделить, например: Постановление Правительства РФ от 02.07.2007 г. № 422 « О финансировании материальных затрат безработных граждан  в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность  по предложению органов государственной  службы занятости населения»; Постановление  Правительства РФ от 22. 04. 1997 № 458 (в  ред. от 14. 12.2006 г. «Об утверждении  порядка регистрации безработных  граждан»; Приказ Минздравсоцразвития  РФ от 16.06.2008 № 281н «Об утверждении  административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.11. 2007 г. № 726 «Об утверждении административного  регламента предоставления государственной  услуги по психологической поддержке  безработных граждан» и др.

Отношения в сфере занятости  и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами, локальными и нормативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.

1.2 Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения

 

В Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство  проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в  области содействия занятости населения  направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту  национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

- поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

- предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

- поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места, прежде  всего для граждан, испытывающих  трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории РФ и иностранных  граждан на территории Российской  Федерации, соблюдение международных  трудовых норм [Ст. 5 Федеральный  Закон « О занятости населения  в РФ» (в ред. ФЗ № 287 –  ФЗ от 25. 12. 2008 г.) // СПС « Консультант  плюс»].

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

Глава 2. Деятельность государственной службы занятости

2.1 Цель, задачи, структура  и основные направления деятельности  государственной службы занятости

 

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель - управление занятостью, но в масштабах государства.

Эти службы помогают:

- тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;

- предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;

- государству, чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

- оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

- организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

- предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

- оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

Государственная служба занятости  населения включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, осуществляющие переданные  в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия;

3) государственные учреждения  службы занятости населения [Закон  РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) "О  занятости населения в Российской  Федерации"].

Деятельность государственной  службы занятости населения направлена на:

1) оценку состояния и  прогноз развития занятости населения,  информирование о положении на  рынке труда;

2) разработку и реализацию  программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения,  включая программы содействия  занятости граждан, находящихся  под риском увольнения, а также  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы;

3) содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям в подборе необходимых  работников;

4) организацию мероприятий  активной политики занятости  населения;

5) осуществление социальных  выплат гражданам, признанным  в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим  Законом и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации;

6) осуществление контроля  за обеспечением государственных  гарантий в области занятости  населения.

Услуги, связанные с содействием  занятости населения, предоставляются  гражданам бесплатно.

Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

Информация о работе Государственная служба занятости: структура, задачи, права и обязанности