Государственная политика занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является рассмотрение государственной политики занятости населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) выявить сущность и цели государственной политики занятости;
2) определить основные направления политики занятости;
3) указать правовые документы, регулирующие занятость населения;
4) раскрыть функции и задачи службы занятости населения;
5) проанализировать современное состояние обеспечения занятости населения и определить тенденции дальнейшего развития государственной политики занятости населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политика занятости населения ………………………………………...5
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости………….……......5
1.2 Основные направления политики занятости……………………………… 8
Глава 2. Государственное регулирование занятости населения…………….12
2.1 Правовое регулирование занятости населения……………………………12
2.2. Государственная служба занятости населения …………………………..15
2.3. Современное состояние обеспечения занятости населения
в России и перспективы дальнейшего развития………………………17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная политика занятости населения.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,0% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 39,7%, среди городских - 30,4%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 27,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2013г. их численность по сравнению с январем 2012г. уменьшилась на 126 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 13,0% составляет молодежь до 20 лет, 48,9% - от 20 до 24 лет, 19,8% - от 25 до 29 лет.

В январе 2013г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 25,6% (в январе 2012г. - соответственно 19,2% и 26,2%).

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

К основным проблемам занятости населения можно отнести: низкий уровень пособий по безработице в целом по стране, сокращение возможностей участия безработных в активных программах, предоставление вакансий с низкой оплатой труда. 

С учетом вышеназванных проблем и в целях формирования эффективного рынка труда основными перспективными направлениями государственной политик можно считать следующие10:

  • усиление роли государства как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице до минимальной заработной платы;
  • разработка на уровне субъектов Российской Федерации программ развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг;
  • создание правового механизма на уровне органов местного самоуправления, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях.

Все это создаст дополнительные благоприятные условия для проведения политики занятости населения и ее регулирования в условиях совершенствования разграничения полномочий, улучшит правовое и материальное положение безработного как человека и гражданина российского общества.

Таким образом, российская система регулирования занятости населения стремится к требованиям современного цивилизованного рынка труда, происходит обновление законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере трудоустройства и занятости. Основополагающими документами в этой сфере являются статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», ряд других законов.

Государственная служба занятости – это структура специальных государственных органов, призванная обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

К основным перспективным направлениям развития государственной поддержки занятости населения можно отнести: повышение роли государства на федеральном и региональном уровнях по вопросам регулирования занятости населения, разработка программ развития кадрового потенциала и усиление роли органов местного самоуправления в координации вопросов создания и сохранения рабочих мест.

 

Заключение

 

Государственная политика занятости направлена на реализацию прав граждан в области занятости, содействие полной, эффективной и свободно избранной занятости в интересах роста уровня и качества жизни населения и повышения эффективности экономики. Государство стремится свести безработицу в стране к социально и экономически обусловленному естественному уровню.

Государственная политика занятости направлена на трудоустройство в кратчайшие сроки ищущих работу граждан с учетом удовлетворения потребностей организаций в работниках определенных профессий и специальностей; расширение возможностей трудоустройства путем стимулирования предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, организации общественных работ, создания специализированных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью или испытывающих особые трудности в процессе поиска работы; повышение конкурентоспособности ищущих работу граждан; социально-трудовую адаптацию безработных граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке государства на рынке труда; обеспечение на социально приемлемом уровне материальной поддержки безработных граждан.

Правовое регулирование занятости населения обеспечивается такими основополагающими документами, как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», и другие законы.

Государственная политика занятости реализуется в двух формах – активной и пассивной. Активная политика предусматривает создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников; пассивная политика осуществляется путем  поддержки безработных выплатами пособий.

При проведении государственной политики занятости государство гарантирует каждому гражданину, обратившемуся в государственную службу занятости, бесплатный набор услуг по содействию трудоустройству в зависимости от индивидуальных половозрастных, профессионально-квалификационных и иных индивидуальных особенностей (профиля) таких граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в ред. закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. – 1993. - № 237; 2008. - № 267

2. Закон РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 г. с изменениями и дополнениями  от 22.08.2004  N 36-ФЗ)// Российская газета. – 1991. - №18.

3. Приказ Минздравсоцразвития  России «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 30.09.2010 № 847н // Российская газета. – 2010. - №256.

4. Адамчук В.В. Экономика  и социология труда: учебник для  вузов. – Москва: ЮНИТИ,2009. – 407 с.

5. Занятость и рынок  труда: новые реалии, национальные  приоритеты, перспективы. – Москва: Наука, 2008. – 254 с.

6. Комментарий к Трудовому  кодексу Российской Федерации / Под  ред. К.Н.Гусова.  – Москва: Проспект, 2008. – 928 с.

7. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость  населения, экономика ресурсов для  труда: Учебное пособие / Под ред. А.И. Рофе. – Москва: МИК, 2008. – 328 с.

8. Трудовое право учебник / Под ред. Ю.П.Орловского, А.Ф. Нуртдинова. -  Москва: Инфра-М, 2007. – 648 с.

9. Саруханов Э.Д. Управление  занятостью населения. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбУЭФ, 2009. – 256 с.

10. Экономика труда. / Под  ред. Власовой П.И. - Москва: Экономика, 2010. – 316 с.

11.Экономика труда: социально-трудовые  отношения: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – Москва: Экзамен,2009. – 736 с.

12. Коновалов Ю. Занятость, условия труда и доходы экономически активного населения России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. -№5. – С. 36-38.

13. Катульский Е. Основные  направления государственной политики  на российском рынке труда // Человек  и труд. – 2008. - №1. – С. 22-24.

14.  Костин Л. По поводу некоторых понятий теории рынка труда // Человек и труд. – 2007. - №12. – С. 13-16.

15.  Кязимов К. Политика  занятости и профессиональные  ресурсы // Человек и труд. – 2009. -№7. – С. 18-22.

16. Малышев Г. Занятость  населения // Информационные технологии территориального управления. - 2011. - № 6. – С. 37-38.

17. Починок А. О трудовом  потенциале России // Общество и  экономика. – 2009. - №7-8. – С. 26-27.

18. Пузыревский Г.Л. Отдельные  вопросы правового регулирования  занятости населения в Российской Федерации // Гражданин и право. – 2010. - №8. – С. 15-18.

19. Чижова Л. и др. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования // Человек и труд. – 2011. - №8. – С. 11-12.

20. Чукреев П.А. Комплексный  подход к регулированию регионального рынка труда // Человек и труд. – 2010. - №10. – С. 21-24.

21. Грицюк М. Интервью Руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрия Герций об итогах 2012 года [Электронный ресурс] / М. Грицюк . – URL: http://www.rostrud.ru/press-centre/48/xPages/entry.35974.html

22. Занятость и безработица в Российской Федерации  
в январе 2013 года [Электронный ресурс]/ - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/39.htm

 

1 Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – Москва: Экзамен, 2009. – С. 156.

2 Адамчук В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов. – Москва: ЮНИТИ, 2009. – С. 328-329.

3 Трудовое право учебник / Под ред. Ю.П.Орловского, А.Ф. Нуртдинова. -  Москва: Инфра-М, 2007. – С. 314.

4 Катульский Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Человек и труд. – 2008. - №1. –С. 22.

5 Кязимов К. Политика занятости и профессиональные ресурсы // Человек и труд. – 2009. -№7. – С. 18.

6 Пузыревский Г.Л. Отдельные вопросы правового регулирования занятости населения в Российской Федерации // Гражданин и право. – 2010. - №8. – С. 15.

 

7 Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник / Под общ. Ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – Москва: Экзамен, 2009. – С. 256.

8 Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2013 года [Электронный ресурс] /- URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/39.htm

 

9 Занятость и безработица в Российской Федерации  
в январе 2013 года [Электронный ресурс] / - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/39.htm

 

10 Малышев Г. Занятость населения // Информационные технологии территориального управления. - 2011. - № 6. – С. 37.


Информация о работе Государственная политика занятости населения