Государственная политика занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является рассмотрение государственной политики занятости населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) выявить сущность и цели государственной политики занятости;
2) определить основные направления политики занятости;
3) указать правовые документы, регулирующие занятость населения;
4) раскрыть функции и задачи службы занятости населения;
5) проанализировать современное состояние обеспечения занятости населения и определить тенденции дальнейшего развития государственной политики занятости населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политика занятости населения ………………………………………...5
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости………….……......5
1.2 Основные направления политики занятости……………………………… 8
Глава 2. Государственное регулирование занятости населения…………….12
2.1 Правовое регулирование занятости населения……………………………12
2.2. Государственная служба занятости населения …………………………..15
2.3. Современное состояние обеспечения занятости населения
в России и перспективы дальнейшего развития………………………17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная политика занятости населения.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3 
Глава 1. Политика занятости населения ………………………………………...5 
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости………….……......5 
1.2 Основные направления политики занятости………………………………  8 
Глава 2. Государственное регулирование занятости населения…………….12 
2.1 Правовое регулирование занятости населения……………………………12

2.2. Государственная служба занятости населения …………………………..15

2.3. Современное состояние обеспечения занятости населения

 в России и перспективы дальнейшего развития………………………17 
Заключение……………………………………………………………………….23 
Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время постоянно происходят сдвиги объема и структуры спроса на труд в связи с  быстро меняющейся экономикой. Это диктует необходимость более гибких отношений работодателей и работников, синхронной подстройки качественных характеристик рабочей силы под изменяющиеся требования рынка труда, совершенствования способов адаптации и социальной защиты работников.

Недавний мировой финансово-экономический кризис отчетливо показал, что даже долго и хорошо работавший механизм регулирования занятости способен дать сбой, усугубляемый процессами интеграции и глобализации экономик. 

Сформировавшиеся на протяжении последних двух десятилетий проблемы на рынке труда – структурные диспропорции, снижение уровня социальной защищенности, недостаточные темпы роста числа рабочих мест, разросшийся неформальный сектор, слабый контроль миграционных потоков, – по-прежнему сохраняются. Возрастающая интегрированность в мировое сообщество, несомненно, усилит непостоянство российского рынка труда. Тем самым актуализируется важность эффективной государственной политики занятости. Сегодня остро стоит вопрос формирования более гибкого механизма государственного регулирования, обеспечивающего как социальную защищенность работников, так и  эффективную  взаимную подстройку спроса.

Актуальность темы исследования заключается в чрезвычайно высокой значимости рынка труда для экономического и социального развития общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость.

Целью данного исследования является рассмотрение государственной политики занятости населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. выявить сущность и цели государственной политики занятости;
  2. определить основные направления политики занятости;
  3. указать правовые документы, регулирующие занятость населения;
  4. раскрыть функции и задачи службы занятости населения;
  5. проанализировать современное состояние обеспечения занятости населения и определить тенденции дальнейшего развития государственной политики занятости населения.

Объект исследования - сфера занятости населения.

Предметом исследования являются направления и механизмы реализации государственной политики занятости.

В работе использовались труды ученых и экономистов, материалы периодической печати и источники в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Политика занятости населения

1.1 Сущность и цели государственной политики занятости

 

Занятость - это совокупность общественных отношений по поводу вовлечения и использования рабочей силы в процессе трудовой деятельности; показатель занятости характеризует определенный уровень не только количественного, но и качественного использования рабочей силы.

Государственная политика занятости представляет собой часть общегосударственной социально-экономической политики, направленной на наиболее полное использование национального человеческого потенциала и его развитие. Обязанностью государства является создание условий, способствующих  реализации гражданами их права на труд, что не тождественно государственному патернализму и не упраздняет личной ответственности за собственное материальное благополучие1.

Политика занятости рассматривается в узком и широком понимании.

В узком понимании политика занятости направлена на максимальное вовлечение экономически активного населения в трудовую деятельность. В этом случае объектом государственного воздействия является безработное население, а целью политики  – минимизация безработицы и смягчение ее последствий. В широком понимании политика занятости представляет собой  относительно самостоятельную часть социально-экономической политики, направленную на: расширение возможностей занятости посредством содействия созданию достойных рабочих мест;  формирование рабочей силы определенного качества в соответствии с требованиями и перспективами развития экономики; рациональное распределение и перераспределение рабочей силы по отраслям и регионам; эффективное использование рабочей силы. Объектом политики занятости в этом случае является все трудоспособное население, а целью – реализация права не только на свободно избранную и полную, но и продуктивную занятость, сопряженную с высоким уровнем социальной защиты граждан. 

Подобная трактовка дает возможность четко разграничить понятия «регулирование рынка труда» и «регулирование занятости». Первое представляет собой набор инструментов воздействия на спрос и предложение на рынке труда с целью обеспечения их сбалансированности, второе – комплекс мер, оказывающих влияние на процессы формирования, распределения, перераспределения и использования рабочей силы в целях реализации конституционных прав и свобод граждан.

Государственная политика занятости направлена на решение следующих основных задач2:

• максимально возможное удовлетворение потребностей экономически активного населения в оплачиваемой работе путем использования имеющихся в распоряжении государства средств, направленных на стимулирование развития производства товаров и услуг в организациях всех форм собственности;

• расширение масштабов эффективной занятости на основе создания и сохранения высокопроизводительных рабочих мест с благоприятными условиями труда и экономически обоснованным уровнем его оплаты путем использования рыночных механизмов хозяйствования;

• развитие качества рабочей силы, повышение уровня ее профессионализма, конкурентоспособности на рынке труда и профессиональной мобильности на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального образования;

• минимизация масштабов и уровня безработицы, предупреждение длительной безработицы;

• обеспечение материальной поддержки безработных граждан;

• повышение роли трудовой миграции в создании единого национального рынка труда с учетом профессиональных интересов граждан и потребностей экономики в рабочей силе.

Цели и задачи государственной политики занятости конкретизируются применительно к каждому этапу социально-экономического развития и согласовываются с направлениями структурно-инвестиционной, демографической, внешнеэкономической политики, политики финансовой стабилизации, доходов и экономического роста.

Важным элементом государственной политики занятости является политика на рынке труда, предусматривающая3:

• трудоустройство в кратчайшие сроки ищущих работу граждан с учетом удовлетворения потребностей организаций в работниках определенных профессий и специальностей;

• расширение возможностей трудоустройства путем стимулирования предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, организации общественных работ, создания специализированных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью или испытывающих особые трудности в процессе поиска работы;

• повышение конкурентоспособности ищущих работу граждан;

• социально-трудовую адаптацию безработных граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке государства на рынке труда;

• обеспечение на социально приемлемом уровне материальной поддержки безработных граждан.

 

 

 

 

 

1.2 Основные направления  политики занятости

 

Одной из функций государственной социальной политики является содействие занятости и защиты от безработицы населения.

Государственная политика занятости населения реализуется по двум направлениям – по активной и пассивной политике4.

Пассивная политики занятости населения - это совокупность мероприятий направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат  на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. Действие пассивной политики ограничивается безработными.

    • содействие развитию малого бизнеса и самозанятости;
    • ассоциации предпринимателей Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях.

Главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет, контролирует и регулирует интересы партнеров на рынке труда. 

Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.

Активная политика занятости носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.

Основными формами активной политики занятости являются: 

  • стимулирование создания новых рабочих мест;
  • организация общественных работ;
  • использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, рабочая неделя);
  • развитие нестандартных форм занятости (надомничество, совместительство);
  • содействие развитию малого бизнеса и самозанятости.

Последняя форма является наиболее перспективной, т.к. именно развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства стимулирует развитие частной собственности, развитие предпринимательской активности способствует насыщению рынка товарами и услугами и т.д.

Самое важное для государства - средства вложенные в программу поддержки активной  политики содействия занятости в отличие от компенсационных выплат (пособий по безработице) окупаемы и возвратны.

Подавляющее большинство промышленно-развитых стран с социально-ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

В развитой рыночной экономике субъектами  на рынке труда выступают работодатели и работники (органы) представляющие их интересы - ассоциации предпринимателей. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях. Главная функция государства заключается в том, что она формирует, определяет, контролирует и регулирует интересы партнеров на рынке труда.

Комплексно процесс государственного регулирования рынка труда включает в себя административные и экономические методы. Однако сегодня многие ученые чаще рекомендуют административные методы, чем рыночные, справедливо критикуя рыночные методы государственного регулирования социально-трудовой сферы за неэффективность и антисоциальность. Так стимулирование поиска работы через отмену субсидий и другой материальной помощи безработным подчас «толкает» их на социальное дно жизни, а не стимулирует поиск. Или финансирование программ по приобретению новых профессий незанятым населением часто ведет к нерентабельному расходу бюджетных денег, при отсутствии положительного результата.

Обращаясь к опыту других стран можно увидеть, что эффективное регулирование рынка труда начинается с административных государственных мер, подкрепляемых экономическими стимулами, когда создание определенного экономического «поля» регулируется не рыночным механизмом, а административным, законодательным порядком, тем самым, поддерживая зарождающийся экономический субъект или отраслевую структуру. И чем сильнее спад в экономике, как свидетельствует недавний экономический кризис 2009-2011 годов, тем более жесткими бывают меры административного воздействия.

Дальнейшая социализация экономических отношений, прежде всего, требует разработку долгосрочных перспектив проведения политики занятости. К экономическим методам политики занятости можно отнести5:

- создание условий  инвестиционной активности;

- условия постоянного экономического роста;

- механизмы обеспечения программы  подготовки на уровне среднего  специального и профессионального  обучения, переподготовки в целях  формирования рациональной структуры  рынка предложения рабочей силы;

Информация о работе Государственная политика занятости населения