Гендерные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социаль­ных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследова­ния — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития пробле­матики пола и межполовых отношений в отечественной научной тра­диции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и понятие гендерных взаимоотношений………………………..4
2. Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….....6
3. Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимо­действия………………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

гендерные отношения.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

В гендерных стереотипах отражены нормативные требования к по­ведению и взаимодействию мужчин и женщин, причем те поведенческие практики, которые предписаны женщинам, как правило, в общественном сознании предстают как менее ценные и значимые. Гендерные стереотипы потенциально дискриминационны.

Стереотипы не только отражают характеристики мужчин и женщин и сложившиеся формы и модели взаимодействий между группами, но задают ориентиры поведения в формировании отношений между гендерными группами.

В ситуациях конфликтного межполового взаимодействия под влия­нием гендерных стереотипов, предписывающих традиционные модели поведения для мужчин и для женщин (для мужчин доминирование, а для женщин — подчинение), неконструктивные типы поведения в кон­фликте проявляются чаше, чем в ситуациях взаимодействия партнеров одного пола.

Основными характеристиками гендерных стереотипов, как и любых других социальных стереотипов, являются согласованность, схематич­ность и упрощенность, эмоционально-оценочная нагруженность, ус­тойчивость и ригидность, неточность.

Гендерные стереотипы под влиянием реальных поведенческих прак­тик жизнедеятельности людей могут трансформироваться. Современные тенденции трансформации гендерных стереотипов проявляются во вклю­чении в образ типичной женщины ряда качеств, которые традиционно ассоциировались с образом типичного мужчины: целеустремленности, активности, соревновательности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пол — одна из ключевых категорий социальной жизни. Процесс отнесения людей, предметов и видов деятельности к «мужскому» и «женскому» роду называется тендерной типизацией.

Тендерные стереотипы — это представления о типичных личностных свой­ствах мужчин и женщин. Культурные стереотипы — это существующие на уровне общественного сознания образы полов, которые можно обнаружить в средствах массовой информации, искусстве и литературе. Личные стерео­типы относятся к индивидуальным убеждениям о типичных свойствах мужчин и женщин. Тенденция подчеркивать мужские лица и женские тела получила название фейсизма.

Стереотипы оказывают наибольшее влияние на восприятие, когда люди не располагают достаточной информацией, когда пол человека особенно бро­сается в глаза и когда этот человек не обладает достаточной степенью власти. Одна из проблем, связанных с тендерными стереотипами, состоит в том, что они могут искажать наши оценки успешности мужчин или жен­щин в их трудовой деятельности или в школьном обучении.

Тендерная идентичность, или знание о том, что мы являемся мужчиной или женщиной, приобретается в раннем детстве. Важнейшей вехой на пути пси­хического развития становится момент, когда дети узнают, что их пол является неизменным и постоянным.

Представления о мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) — важнейшие элементы нашей Я-концепции.

Существуют четыре теоретических подхода к пониманию причин половых различий. Биологический подход подчеркивает роль физических разли­чий, половых гормонов и эволюции. Подход с позиций социализации сконцентрирован на путях, которыми мы приобретаем сравнительно устойчивые гендерные характеристики через процессы моделирования и подкрепления, начиная с раннего детства. Подход с позиций социальных ролей утвержда­ет, что люди склонны подчиняться ожиданиям, предъявляемым к связан­ным с полом социальным ролям, таким как роль мужа или медицинской сестры. Еще один подход указывает на ситуационную изменчивость чело­веческого поведения, обусловленную такими факторами, как половой со­став группы, характер решаемой задачи или реализуемой деятельности и социальные ожидания других людей.

Аттитюды, касающиеся мужских и женских ролей, со временем становятся все менее традиционными. Вместе с тем муж­чины склонны выражать более традиционные аттитюды, чем женщины.

В повседневной жизни женщины и мужчины используют свои основные способности и мотивацию по-разному, включаясь преимущественно в спе­цифические для своего пола виды деятельности. Традиционные тендерные роли предписывают разделение труда по половому принципу и наделяют большей властью мужчин. Несмотря на социальные изменения, оба этих традиционных паттерна по-прежнему продолжают сохраняться, Однако в целом возможности людей сегодня в меньшей степени ограничены их тен­дерными ролями, чем это было в прошлом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Айвазова, С. Гендерное равенство в контексте прав человека.      (http://www.owl.ru/win/books/gender)

2.      Гидденс,Э. Социология.     (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3212215)

3.      Клецина, И. С.  Психология гендерных отношений. (http://www.humanpsy.ru/klyotsina/gender-macro)

4.      Крюкова, А.Л. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. – Мн.: Белкниг, 2004. – 491с.

5.      Мелешко, Т.А. Проблема самореализации: гендерный аспект        БИП-С ПЛЮС, 2005. – 289с.

6.      Рубинштейн,  С.Л. Основы общей психологии.                             (http://www.alleng.ru/d/psy/psy010.htm)

7.      Смелзер, Н. Социология  (http://www.alleng.ru/d/sociol/soc026.htm)

22

 



Информация о работе Гендерные отношения