Высшее профессиональное образование: современное состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее и послевузовское профессиональное образование.

Содержание

Глава 1 Становление и развитие профессионального образования в России
1.1 Развитие высшего профессионального образования
Глава 2 Высшее образование: современное состояние и тенденции развития
2.1 Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
2.2 Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России

Вложенные файлы: 1 файл

реферат социальное образование.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

Развитие образования  происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие  оказывают различные факторы, основными  среди которых являются:

- социальная и  экономическая нестабильность в  обществе, острый дефицит финансовых  средств в связи с кризисным  положением в экономике;

- неполнота и  несовершенство правовой базы  в области образования;

- систематическое  неисполнение норм законодательства.

К числу актуальных проблем развития системы высшего  и послевузовского образования  РФ относятся:

1) Неудовлетворительное  финансирование. Потребность образовательных  учреждений в финансовых средствах  обеспечивается за счет бюджетных средств менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования.

2) Отсутствие действенных  механизмов контроля за исполнением  норм законодательства, защиты прав  субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства  в области образования.

3) Несовершенство  координации деятельности отраслевых  систем высшего образования как  в масштабе РФ, так и её субъектов.  Поддержание вертикальных связей  между отдельными уровнями управления  осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий.

4) Устаревание учебно - материальной базы образовательных  учреждений. Сокращение капитальных  вложений, рост темпов износа  зданий, опережающих темпы их  реконструкции и нового строительства.

5) Увеличение разрыва  преемственности уровней общего  и высшего профессионального  образования. Так, уменьшается  количество выпускников средних  школ, способных выдержать вступительные  экзамены в ВУЗы без дополнительной  подготовки.

6) Кадровое обеспечение  образовательных учреждений. Сохраняется  устойчивая тенденция старения  педагогических работников, снижается  количество молодых специалистов  вследствие низкого уровня оплаты  труда и социального престижа  профессии, слабой социальной  защищенности.

7) Необходимость  усиления государственного и  общественного контроля деятельности  негосударственных образовательных  учреждений всех уровней образования,  качества предлагаемого образования  вследствие увеличения их количества, отсутствия необходимой учебной  базы и преподавательских кадров.

8) Замкнутый характер  процесса подготовки кадров высшей  квалификации, ограниченный рамками  региональных научных школ, не  всегда обеспечивающих высокий  уровень научной подготовки.

9) Ухудшение взаимодействия  ВУЗов с организациями промышленности, опытными и экспериментальными  базами, что ведет к снижению  качества учебного процесса, прежде  всего свертыванию энергоемких  лабораторных работ и практической  подготовки будущих специалистов  и др.

Эти и другие проблемы системы образования Российской Федерации требуют незамедлительного  решения на основе сформированных направлений  модернизации и развития.

 

2.2 Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования России.

Модернизация российской системы образования, провозглашённая  в 2000 году, до сих пор вызывает ожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли на второй план, а проблемы организационно-экономического реформирования продолжают оставаться крайне актуальными.

По мнению Филиппова  В., реформа – это изменение  сути образования, заключающейся в  его бесплатности, соблюдении государственных  стандартов, а модернизация – это  «осовременивание».

Модернизация образования  – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может  осуществляться как ведомственный  проект. Определение направлений  модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Это масштабная программа  государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского  образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

В ближайшее время  предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального  образования в соответствии с  требованиями промышленности, сферы  услуг, культуры, армии, государственной  службы и др.

Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:

- прогнозирование  потребностей рынка труда, создание  кооперации сети образовательных  учреждений, рекрутинговых агентств, служб занятости;

- информатизация  образования и оптимизация методов  обучения использование технологий  открытого образования;

- углубление интеграционных  и междисциплинарных программ, их  соединение;

- оптимизация перечней  профессий и специальностей, по  которым осуществляется подготовка  кадров;

- радикальное улучшение  материально-технической базы профессиональных  учебных заведений и др.

Основными направлениями  развития высшего и послевузовского  профессионального образования  в современных условиях являются:

- реализация и  совершенствование правовой базы, корректировка и разработка нормативных  документов в соответствии с  Конституцией РФ, Законом РФ «Об  образовании», ФЗ РФ «О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании» и др.;

- разработка мер,  способствующих выполнению системами  высшего и послевузовского профессионального  образования функций, соответствующих  их общественному и государственному  предназначению;

- формирование и  обеспечение социально - экономических  механизмов расширения доступа  граждан к получению высшего  и послевузовского профессионального  образования за счет средств  федерального бюджета;

- увеличение вклада  системы высшего и послевузовского  профессионального образования  в развитие фундаментальных научных  исследований и распространение  научных знаний, развитие культуры  и искусства;

- обеспечение условий  для развития личности и творческих  способностей студентов, индивидуализации  форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных  профессиональных образовательных  программ высшего и послевузовского  профессионального образования;

- совершенствование  научно - исследовательской и научно - технической деятельности ВУЗов  и других организаций системы  образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники, необходимой инфраструктуры;

- развитие участия  ВУЗов в международной деятельности  РФ на принципах эквивалентности  и экономической целесообразности  и др.

В процессе осуществления  указанных мер ожидается достижение следующих результатов:

- удовлетворение  потребностей граждан в высшем  и послевузовском профессиональном  образовании, общества и государства  в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в  том числе посредством аспирантуры  и докторантуры;

- повышение качества  высшего профессионального образования  и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное  образование;

- повышение конкурентоспособности  выпускников высших учебных заведений  на рынке труда;

- развитие системы  дистанционного обучения;

- вхождение в  международное информационное и  коммуникационное пространство, в  том числе за счет распространения  технологий дистанционного обучения;

- реализация и  совершенствование современных  технологий изучения иностранных  языков;

- создание предпосылок  и условий для последующих  широкомасштабных инноваций в  образовательный процесс и др.

Большое внимание уделяется  разработке механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью  реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться, и внедряться с учётом региональной специфики.

Важное значение имеет введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных  именных финансовых обязательств (ГИФО), благодаря сочетанию которых  расходы семей на высшее образование  сократятся, а эффективность использования этих средств повысится.

Однако Аванесов В. считает, что ЕГЭ надо рассматривать  как широкомасштабный социально  – политический эксперимент, последствия  которого будут иметь, скорее всего, отрицательное значение для миллионов граждан страны.

Для стимулирования научно-исследовательской деятельности высшей школы будут расширены  масштабы её финансовой государственной  поддержки, в том числе – в  форме грантов на конкурсной основе.

Финансовое обеспечение  системы образования и установленных  мероприятий необходимо осуществлять путём увеличения бюджетного финансирования образования и привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Общие финансовые расходы, необходимые для развития системы  образования рассчитываются, исходя из норм законодательства об образовании  в части финансирования системы  образования и мер по обеспечению  государственных гарантий работникам системы образования, обучающимся.

Предполагается  постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней на функционирование системы образования (раздел «Образование»  функциональной классификации расходов бюджета РФ) и на осуществление  установленных Федеральной Программой мероприятий и проектов с достижением  к 2005 году расчетной потребности  в средствах.

Субъектами РФ в  соответствии с региональными программами  развития образования и органами местного самоуправления в пределах их компетенции будет осуществляться финансирование мероприятий и проектов за счет средств собственных бюджетов.

 

 

 

 

 

Заключение

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 90-х годов в России оказали  существенное влияние на её систему  образования, позволив реализовать  академическую автономию ВУЗов, обеспечить вариативность образовательных  программ, развитие негосударственного сектора образования. Однако произошедший в тоже время общесистемный социально-экономический  кризис существенно затормозил позитивные изменения. В современных условиях образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости  и самодостаточности.

Роль образования  на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к  демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны

При рассмотрении многоуровневой структуры высшего профессионального  образования обнаруживается ряд  серьёзных проблем, от решения которых  зависит характер её дальнейшего  развития. Становление этой структуры  требует новых методических усилий, дополнительного кадрового обеспечения  и целенаправленной финансовой поддержки.

Решение задачи коренного  улучшения системы образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной  и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно  предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Закон РФ «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

2. Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» N 125-ФЗ от 22.08.1996 (в ред. от 07.07.2003 N 119-ФЗ)

3. Аванесов В. Куда ведут реформы образования // Народное образование. 2001.

4. Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002.

5. Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2002.

6. Филиппов В. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // Российская Федерация сегодня. 2003.

Информация о работе Высшее профессиональное образование: современное состояние и тенденции развития