Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение и развитие социологии 4
2. Социологическое учение О.Конта 6
3. Социологическое учение Г.Спенсера 13
Заключение 17
Библиографический список 18

Вложенные файлы: 1 файл

Галкина ЕС Контрольная работа по социологии - копия.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

Основной и главной  действительностью, по Конту, из которой  должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности. Конт писал: «Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения»3. При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса.

Под обществом Конт понимал  органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или  какой-то его большой части, связанным  с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе.

Конт стоял у истоков  системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального  организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Итак, Конт ввел в научный  оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе. Это учение он нередко называл еще социальной философией. Последнее понятие близко по значению понятию «философия истории», которое употреблял Гегель в своем учении о развитии общества и исторического процесса в целом. Конт пользовался также понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.

Общественные явления, отличие от биологических, постоянно  находятся в состоянии изменения, преобразования и развития во времени. Их сущность – историчность.

Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические  идеи, которые управляют миром  и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.

Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки - не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях.

Значение научного вклада О.Конта состоит в том, что он впервые обосновал необходимость  научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития на основе эмпирических исследований.

Позитивизм подвергался  интенсивной и разнообразной  критике, пережил кризис на рубеже XIX-XX веков, но получил продолжение в XX веке, пережив концептуальное преобразование, и в виде неопозитивизма стал методологией эмпирической социологии. Нас же будет интересовать такое проявление позитивизма как органицизм, выразившийся в творчестве Г. Спенсера. Под органицизмом в социологии понимается присвоение обществу основных черт биологического организма: его целостности, единства и взаимосвязи органов, их специализации на выполнении отдельных функций.

 

  1. Социологическое   учение  Г.Спенсера

Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией представлены и развиты в трудах английского социолога Герберта Спенсера (1820—1903)(Рис.2.).

Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая  к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Однако Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями. Социальный организм покоится в конце концов не на мнениях, но почти всецело на характерах».

Таким образом, Спенсер  стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это  и не связывается с его аналогией  общества с биологическим организмом. Попытка объяснить явления, происходящие в общественной жизни, биологическими аналогиями во многом связана с теорией Дарвина. Появившись в середине XIX века, она оказала сильное влияние на социологию, породив различные биологизаторские социологические концепции, в том числе и социал-дарвинистские. Суть последних состояла в том, что их авторы переносили на общество и доводили до логического конца принципы естественного отбора и борьбы за существование, видя в них универсальную модель эволюционного процесса.

Особенно ценным для  понимания происхождения многих социальных институтов, изучения общества явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое явление изучается в его развитии. Переворот, совершенный в биологии эволюционной теорией Дарвина и воспринятый многими социологами, значительно усилил историко-сравнительный метод изучения культурных и социальных форм жизни.

Первый социологический  труд Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 г. В 60-90-е годы Спенсер, создавая систему синтетической  философии, пытался объединить все  теоретические науки того времени. В эти годы были написаны: «Основные начала», «Основания психологии», «Основания биологии», «Основания социологии», «Основания этики», «Основания социологии» были предварены самостоятельной книгой «Социология как предмет изучения».

Свои социологические воззрения Спенсер, подобно Конту, выводил путем дедукции из философских принципов. Хотя Спенсер относился к Конту весьма критично, но все же считал, что французский мыслитель в понимании социальных явлений значительно превосходил все прежние подходы и называл его философию «замыслом, полным величия.

Центральное понятие  всей мировоззренческой концепции  Спенсера – эволюционизм. По его  определению эволюция является интеграцией  материи, именно эволюция переводит  материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое — общество — не может и не должно поглощать отдельную личность. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Как он писал: «...Идеалом, к которому мы идем, является общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода достигнет по возможности наибольшей широты».

Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в  том, является ли сотрудничество людей  в достижении общей цели добровольным или принудительным. Он делит общество на два типа: «военное» и «промышленное», которым и соответствуют эти два типа отношений людей.

Спенсер не дал формального  определения социологии и ее отношения  к другим общественным наукам. В  целом он видел в социологии науку  о «надорганическом» развитии, которая одновременно описывает этот процесс и формулирует его законы. Причем он нисколько не сомневается в необходимости социологии как самостоятельной науки — науки, свободной от различных, в том числе и классовых, предрассудков.

Его труд «Основания социологии» (1877 г.) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы на этнографическом материале. Он пытается теоретически реконструировать физическую, интеллектуальную и особенно религиозную жизнь первобытного человека, выяснить происхождение его основных идей и представлений.

Большое внимание Спенсер  уделил уточнению и разработке понятийного  аппарата социологии. Так он анализирует  понятия общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций  различных систем и органов общественной жизни. Можно сказать, что он заложил фундамент формирования понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. В значительной степени этому способствовали аналогии человеческого общества с биологическим организмом, которые он проводил. Безусловно, он делал различие между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл различия Спенсер видел в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе — наоборот. Как он отмечал: «Общество существует для блага его членов, а не члены существуют для блага общества».

На громадном этнографическом  материале английский мыслитель  последовательно рассматривает  эволюцию семейных отношений: первобытные  половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей; эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений: государство, представительные учреждения, суд и т.д. Не обошел своим вниманием Спенсер религиозные учреждения, промышленность и ее структуру. Таким образом, социология у Спенсера выступает как всеобъемлющая наука, включающая общую теорию исторического развития (эволюцию).

Вообще, первая часть  его «Оснований социологии» посвящена  главным образом исследованию первобытного человека, причем по большей части  его духовной стороне, анализу чувств и верований, которым он придавал большое социологическое значение в определении характера общественной жизни. То есть речь практически идет об описании первобытной культуры человечества, первобытном мировоззрении, где, как и в других частях своего произведения, он пользовался исключительно сравнительно-историческим методом, и что не имело ни малейшего отношения к вопросу о том, является ли общество организмом, или же чем-то отличным от него.

Органические аналогии получают у Спенсера применение, когда он рассматривает политические учреждения, которые, собственно говоря, и являются у него настоящим социальным организмом. Хотя и здесь многое не нуждается в органических аналогиях и, в частности, определение и переход от «военного» общества к индустриальному.

Анализ спенсеровских  «Оснований социологии» показывает, что он подчас чисто внешним образом  соединяет взгляды, навеянные органической аналогией с результатами сравнительного изучения, этнографическими и историческими  данными, которые рассматриваются с эволюционной точки зрения. Это дает основание сказать, что в действительности социология Спенсера, ее содержание и смысл характеризуются не столько органической аналогией, сколько применением к изучению общественных явлений сравнительного метода. Именно он является у Спенсера исходной базой развития его социологической концепции.

 

 

Заключение

 

Социологическое знание стремится вобрать в себя всё  лучшее, что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют её движение вперёд. Среди проблем, ставших ведущими для социологии, на современном этапе развития являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, «человеческие отношения», общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Однако предстоит ещё многое сделать для изложения действительной теории развития социологической мысли, свободной от предубеждений, идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годы пренебрежения этим направлением в науке.

Библиографический список

  1. Добреньков В.Н., Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М. 2001.
  2. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Гардарики, 2008. – 344 с.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – Библионика, 2008. – 224 с.
  4. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – Юнити, 2009. – 448 с.
  5. Трошкин Е.И.. История социологии: Учебное пособие. – Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 200 с.
  6. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях. – Питер, 2009. – 224 с.
  7. Социология. Общий курс / Под ред. Е.Ф. Коханова. – Инфра-М, 2009, – 332 с.
  8. Онлайн энциклопедия Кругосвет - http://www.krugosvet.ru

1 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – Библионика, 2008

2 Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – Юнити, 2009

3 ' Конт О. Дух позитивной философии.- СПб, 1910.- С. 13- 19 // в кн. Социология / Под ред.  
В.Н. Лавриненко. – Юнити, 2009






Информация о работе Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер)