Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение и развитие социологии 4
2. Социологическое учение О.Конта 6
3. Социологическое учение Г.Спенсера 13
Заключение 17
Библиографический список 18

Вложенные файлы: 1 файл

Галкина ЕС Контрольная работа по социологии - копия.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная  работа по социологии

на тему: «Возникновение социологии как самостоятельной  
науки (О.Конт, Г.Спенсер)»

 

 

 

2011

 

План 

 

Введение

 

Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим - в рамках нового времени (Ш. Монтескье).

Однако большинство  исследователей считают, что появление  социологии необходимо рассматривать  в связи с развитием капитализма  в первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания.

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению  социологии, включало в себя две  наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них  был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.

Термин «социология» (от лат. societas - общество и греч. logos учение) впервые был введен в оборот французским мыслителем О. Контом в 1838 г., Т.е. намного позднее того, как началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении и сейчас - науку об обществе.

Но если до 1830-х гг. проблемы общественной жизни вплетались в общую ткань мировоззрения, не выделяясь в специальный предмет  изучения, то ближе к середине XIX в. произошло конституирование социологии как отдельной науки.

 

 

  1. Возникновение и развитие социологии

Социология как самостоятельная  наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в середине XIXв. Не потому, что появился новый объект исследования, а потому, что существовавшие в тот период науки об обществе – прежде всего социальная философия – столкнулись с методологическими проблемами, которые невозможно было решить в рамках существовавшей системы научного знания.

История каждой науки свидетельствует, что вначале  зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII – начала XIX столетия.

А выйти на такое обобщение  ему помогли непосредственные его  предшественники и учителя, которые  подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни  в общества. В трудах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), А. Сен-Симона (1760 –1825) и др. Был осуществлён глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, замечено изменение роли человека как активного участника исторического процесса.

В этот период под влиянием Великой французской  революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими  ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая  волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали не столько  абстрактного, сколько позитивистского  изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое развитие других общественных наук – истории, экономики, права, социальной философии – лишь высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения.

Наиболее  интенсивно в становлении социологии участвовали ученые, пишущие на французском, немецком. английском языках. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать  столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

Французский социолог Конт Огюст и английский социолог Г. Спенсер  существенно обогатили предмет  науки своими трудами. Огюст Конт в свою очередь был выдающимся философом, социологом, основателем школы позитивизма, а также ввел в употребление сам термин “социология”. Основными трудами стали «Курс позитивной философии» в шести томах (1830—1842), а также «Система позитивной политики» в четырёх томах (1851—1854).

Герберт Спенсер, в свою очередь, был выдающимся британским социологом, философом и религиоведом, внес свой вклад практически во все  области гуманитарного знания. Г. Спенсер – один из родоначальников  позитивизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века.

  1. Социологическое  учение   О.Конта

Конт Огюст (Comte Auguste) (19 января 1798 – 5 сентября 1857, Франция, XIX в. - французский философ, социолог, основатель школы позитивизма (рис. 1). Социология как высшая ступень венчала иерархию основных наук: математика — астрономия — физика — химия — биология. Социология призвана изучать законы наблюдаемых социальных явлений, как и любая другая наука, не прибегая к помощи трансцендентных начал.

Французский философ Огюст Конт первым наиболее полно и ярко обосновал необходимость новой науки об обществе. Идейной основой его социологической концепции стал закон «трех стадий», согласно которому индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения  наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать  мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как"1. Существование неизменных естественных законов – условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения – ее предназначение. О. Конт создает свою классификацию наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология, где каждая из наук есть своеобразная ступень по отношению к последующей. На вершине такой иерархии наук находится социология, она своего рода царица наук, потому что изучает самую сложную сферу реальности – общество. Все науки служат для социологии теоретико-методологическим образцом, так как она позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней особенно много теологических и метафизических элементов, до сих пор воображение господствует над наблюдением. Ее предстоит только создать, и О. Конт считает себя призванным это совершить.

Контовский позитивизм строился на утверждении: общество и  природа это качественно однородные явления (онтологический натурализм), поэтому процессы, происходящие в обществе, возможно исследовать с помощью познания законов природы (методологический натурализм). Помимо этих принципов, позитивизм отстаивал и принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений (особенно политических) относительно сущности изучаемых явлений и процессов, а также получаемых результатов.

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим  и метафизическим теориям об обществе и человеке. Он критиковал предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов. То есть Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались «как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу»2. Ведь согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные  индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет и общество.

 С этим нельзя  не согласиться.  Действительно,  уровень развития отдельных людей,  их деловых качеств и культуры  – важный фактор развития общества. Это ясно видно сегодня на  примере нашего общества,  когда  от деловых качеств, политической компетенции и духовной культуры людей, решающих ключевые вопросы нашей жизни зависит и сама жизнь. Поэтому надо развивать в людях эти качества. Однако сами по себе эти качества ни в ком развиваться не могут. Необходимо как минимум наличие таких социальных институтов, как воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений, выработать в себе соответствующие социальные качества. Необходимо включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осуществлять на современном уровне производственную, политическую и духовную деятельность - писателя, художника, композитора, ученого и т. д,

Таким образом, подчеркивалась решающая роль общества в формировании личности, роль социальной среды в формировании отдельных людей. Но не только навыки в той или иной области деятельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, его социальные и политические институты, а также системы образования и воспитания.

Человек может играть малую или  большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально - политические и другие институты.

Огюст Конт развивал именно такой  подход к обществу и его развитию. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются в работах Конта.

Ключевая роль в стабилизации общества, по мнению О.Конта, принадлежит  семье, потому что семья – это  наиболее естественное «начало общества». Эта «естественность» обусловлена  тем, что в семье присутствуют в единстве, как биологическое, так  и социальное начала. Второй институт – стабилизатор общества – духовный. Это моральный стабилизатор общества (ограничитель злых помыслов и дел и побудитель добрых). Третий институт – стабилизатор – государство. Но он способен обеспечивать стабильность общества, только будучи под контролем духовного института. Вывод таков: если в  обществе нет гуманистических объединяющих идей или признания их духовного приоритета, то это порождает интеллектуальную анархию, за которой следуют политические катаклизмы: перевороты, революции, войны. Поэтому гражданам вне зависимости от их социального и политического положения для того, чтобы обеспечить и сохранить стабильность общества, необходимо бережно относиться к семье и хранить баланс духовной и светской власти.

Информация о работе Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер)