Возникновение и развитие социологии в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Психологическое направление в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.
Целью данной работы является изучение возникновения и направлений развития и становления социологии в XIX - веке, Без знания этих моментов в истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века.
2. Психологическое направление в социологии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

ваня социология.docx

— 101.57 Кб (Скачать файл)

заявляющая о себе толпа; действующая толпа.

Публика - это социальное объединение, формирующееся под  воздействием самоконтроля, обладающее общим самосознанием, общим интеллектом. В процессе развития общества должна 27

произойти замена толпы этим социальным объединением - публикой.

Вывод: Тард объяснял всю соцжизнь О в терминах интерпсихологии, т.е. психологического взаимодействия двух индивидов из которых один подражает другому. Элементарный социальный факт - это результат соприкосновений и взаимодействий нескольких умов.

Основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) исходил из признания примата социального над индивидуальным. Квалифицируя свою позицию как " социальный бихевиоризм", Мид особенно подчеркивал, что единственно правильное объяснение сознания человека может быть дано лишь в терминах поведения а не наоборот, как полагали ранее.

Мид считал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет "символическое окружение". Согласно его концепции, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым он относил жесты и язык. По мнению Мида человек осознает себя, всматриваясь в других людей как в психологическое зеркало, а также действуя совместно с ними. При этом он полагал, что человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Люди постоянно разгадывают намерения других людей, анализируют их поведение, опираясь на свой опыт действий в подобных ситуациях.

Сущность теории символического интеракционизма состоит в том, что межличностное взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог. Осмысление и интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между его воздействием и ответной реакцией. В это время стимул связывается с определенным символом, на основе которого строится ответная реакция.

Отказавшись от биологизации общества, психосоциологи пытались преодолеть ограниченность эволюционизма. Их теоретические подходы приобретали все более аналитический характер. Однако это не избавило данное направление, как и всякое другое, от кризиса. Наиболее остро дискуссия о путях развития социологии проявилась в конце XIX в в Германии и была связана с именем Фердинанда Тенниса (1855 - 1836).

Теннис рассматривает  общественные отношения как волевые. Он подразделяет их в зависимости  от выраженного в них типа воли. Естественная инстинктивная воля, примером которой может быть материнская  любовь, направляет поведение человека как бы бессознательно. Рассудочная  воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером может служить  торговля. Естественная воля порождает  общину, рассудочная - общество. В общности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения, в обществе - расчетливый  разум. В ходе истории отношения  первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже  во "Введении в социологию' Теннис усложнил эту типологию, совместив  ее с делением на отношения "господства" и "товарищества", группы и объединения.

В 90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне самостоятельное психологическое направление. Хотя элементы психологизма встречались же у представителей субъективной школы (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

Социолого-психологические  концепции сложились в обеих  крупнейших областях отечественной  социологии - и в академической, и в публицистической. В социальной публицистике исключительным влиянием пользовалась субъективная социология как разновидность психологической.

В университетской науке  психологическое направление ранней российской социологии было представлено наиболее ярко бихевиористами В.М. Бехтеревым, И.П. Павловым, П.А. Сорокиным. Их социологическая концепция строилась на анализе сформулированной ими цепи: физиологические процессы - нервные процессы - социальные явления.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927) - крупный ученый и организатор  науки в различных областях:

невропатологии, физиологии, психиатрии, психологии, социологии. Его  незаурядный талант исследователя  и организатора в полной мере проявился  как до, так и после Октябрьской  революции.

В 1878 г. он окончил Медико-хирургическую  академию, а с 1885 г. заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета, где в 1893 г. создал психофизиологическую лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал "Неврологический  вестник". С 1893 г. он работает профессором  Военно-медицинской академии, а с 1897 г. являлся профессором Женевского медицинского института, В 1908 г. он стал одним из создателей Психоневрологического  института в Петербурге и его  первым директором. В 1918 г. он возглавил  им же созданный Институт по изучению мозга и психической деятельности, который позже был переименован в Государственный рефлексологический институт им.В.М. Бехтерева.

Главной своей научной  задачей он считал создание учения о личности как основе воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Собственную основную научную концепцию  он назвал рефлексологией, в ее рамках он выделял такие элементы как  рефлексы, синдромы, симптомы. Понятия  эти использовались им для диагностики  различных состояний человека и, в частности, нервных заболеваний.

Бехтерев занимался также  вопросами полового воспитания,

исследованием гипнотического внушения.

Основные работы Бехтерева, в которых поднята социологическая  проблематика:

Сознание и его границы (1888);

Психика и жизнь.2е изд. (1904);

Внушение и его роль в общественной жизни. Зе изд. (1908);

Психорефлексология (1910);

Рефлексология (1918);

Коллективная рефлексология (1921);

Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Наиболее видный представитель  этого направления - Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ (1843-1915). Основные работы Де Роберти по социологии и этике, вписанные на русском языке: “Социология" (1880), “Прошедшее философии" (1886), “Новая постановка основных опросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы вселенной" (1914), “Философия и ее задачи в XX веке” 1915).

Необходимо отметить, что  взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. В 80-х годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой. В 90-х расширяет предмет Социологии, включает в нее мораль, реально отождествляя социологию с этикой. Он писал: “Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая абстрактной социологией". По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задача социологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика, эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно существующее общество.

Во втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов он отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные условий и объективные законы общественного развития. Несмотря на то, что взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как “основном факторе" социологии. В социальной эволюция Де Роберти четко проявился психологизм.

По мнению Де Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - -философия - искусство - практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали основой его теории “четырех факторов цивилизации", и им уделялось особое внимание. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания", с этого начинается развитие цивилизации.

Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям.

По его мнению, двигателем любого социального явления могут  быть не только научные знания, но и  различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое  взаимодействие групп выступало  высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.

В первой половине 80-х годов  складывается социологическая теория Николая Ивановича Кареева (1850-1931).

Кареев - историк, социолог. Он преподавал в Варшавском, потом в Петербургском университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а с 1929 г. - почетным академиком Академии наук СССР.

Этого видного российского  историка и социолога часто также  причисляют к направлению академического психологизма в социологии, хотя его  вклад в развитие отечественной  социологии значительно более весом. Он был автором первого российского  учебника по социологии. Он также явился первым историографом отечественной  социологии.

Основные взгляды его  социологической теории нашли свое выражение в докторской диссертации  “Основные вопросы философии  истории", вышедшей в 1883 г. в 2-х томах. Среди социологических работ  можно отметить следующие:

“Сущность исторического  процесса и роль личности в истории" (1889), “Историко-философские и социологические  этюды" (1895), “Старые и новые  этюды об историческом материализме” (1896), “Введение в изучение социологии” (1897), “Историка. Теория исторического  знания” (1913), “Историология. Теория исторического процесса” (1915), “Общие основы социологии” (1919) и ряд журнальных статей. Им было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории.

Кареев критиковал контовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от биологии к социологии, минуя психологию. “Между биологией и социологией, - писал Кареев, - мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную”.

Психоаналитическая ориентация К XX веку психологические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.

3игмунд Фрейд (1856-1939) полагал,  что человек и общество находятся в состоянии покоторой доминируют бессознательные импульсы "ОНО", имеющие в своей основе сексуальный характер. Эти могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение  человека определяют иррациональные психические  силы, а не законы общественного  развития, что интеллект есть аппарат  маскировки этих сил, социальная среда  и человек находятся в состоянии  вечной и тайной войны, так как  среда с помощью механизмов социального  господства, особенно культуры, подавляет  природу человека.

Подавление, т.е. нормы и  запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.

Борьба между этими  вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами - одна из основных идей социальной теории психоанализа.

Разумно обуздывать инстинкты  и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны  культуре, ими должна руководить элита.

Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество.

По мнению 3. Фрейда, объединяющими  являются принудительные факторы, трудовые связи, "социальные чувства", особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой  социальных отношений.

Центральное положение концепции  З. Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему  и примирить их с культурой  через внутреннее освобождение человека.

Как сделать это? С одной  стороны, 3. Фрейд считал, что в  обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С  другой стороны, он видел возможность  эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью  психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм  и постфрейдизм.

Неофрейдизм Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея патологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как "ядро структуры характера", свойственное большинству членов определенной культуры. Функции социального характера Э. Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стереотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формирование социального  характера происходит, с одной  стороны, под воздействием социально-экономической  структуры, а с другой - природы  человека. Социально-экономическая  структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.

Информация о работе Возникновение и развитие социологии в XIX веке