Возникновение и развитие социологии в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Психологическое направление в социологии - одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.
Целью данной работы является изучение возникновения и направлений развития и становления социологии в XIX - веке, Без знания этих моментов в истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии как науки об обществе.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века.
2. Психологическое направление в социологии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

ваня социология.docx

— 101.57 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивидов, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую М. Вебер называет также "ожиданием" и без которой  действие не может рассматриваться  как социальное.

Что же такое "ориентация на другого"? Разъясняя этот существенный момент социального действия, М. Вебер пишет: "Социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов (месть за нападение в прошлом, оборона при нападении в настоящем, меры защиты против будущего нападения). В качестве “других" могут выступить известный индивид или неопределённо многие и совсем неизвестные (например, “деньги" означают средство обмена, которое действующий индивид принимает при обмене, так как ориентирует своё действие на ожидание того, что в будущем при обмене их примут в свою очередь неизвестные ему и неопределенно многие другие)".

Таким образом, действия, ориентированные  на вещи или же связанные с природными явлениями (люди раскрывают зонты, когда  начинается дождь), подражание и т.п. социальными, по М. Веберу, не являются. Даже хозяйственная деятельность человека не социальное действие, если не принимает  во внимание других людей.

Введение этой характеристики - "ориентации на другого" - необходимо М. Веберу для того, чтобы перевести  действие в плоскость взаимодействия и тем самым преодолеть тот "методологический индивидуализм", который сразу  бросается в глаза при знакомстве с социологией Вебера. Одновременно классик указывает на то, каким  образом, в какой форме существуют коллективности (тотальности) для социологической  науки. Они рассматриваются лишь в той мере, в какой они признаются самими людьми, постольку, поскольку  люди ориентируют на них своё поведение.М. Вебер поясняет, что существование таких общностей, как "государство", "союз" с точки зрения социологии означает не что иное, как большую или меньшую возможность того, что индивиды в своих действиях принимают во внимание эти образования. Следовательно, с точки зрения М. Вебера, социальность не существует вне и помимо индивидов и лишь в той мере, в какой индивиды ориентируют на неё свои действия.

Представление о человеке как сознательном существе реализуется  у М. Вебера в понятии смысла действия. В социологии "объектом познания является именно смысловая связь  поведения".

Что такое смысл? Он прежде всего носит субъективный характер, это то, что данный субъект вкладывает в свои действия, то, как он их осмысливает. "Действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл". Речь, следовательно, не идёт об "объективном" смысле, который могут в конечном счёте получать действия индивида уже независимо от его собственных намерений. Смысл всегда предполагает субъекта, для которого он существует. Во-вторых, смысл связан с теми целями и задачами, которые ставит перед собой субъект, с теми средствами, которые он выбрал для их достижения.

В связи с этим формулируется  и основная задача социологии.М. Вебер считает, что социология должна быть "понимающей". Её цель - понять смысл социальных действий, и тем она отличается от естественных наук. "Социология, - пишет М. Вебер, - означает науку, которая хочет истолковывающим образом понять социальное действие и благодаря этому причинно объяснить его в его протекании и следствиях". Сознание действующего индивида оказывается, таким образом, необходимым для того, чтобы действие выступило в качестве социальной реальности. Изучить же её - значит понять смысл, который вкладывают в свои действия индивиды.

Понимание - ещё одна важная в социологии М. Вебера категория. На первый взгляд, она чрезвычайно сближает социологию с психологией. Однако на деле понятным может быть только осмысленное  человеком действие. Другими словами, социологу понятно может быть лишь то, что понятно самому индивиду, т.е. тот смысл, который субъект вкладывает в свои действия. "Непосредственно наиболее понятным по своей смысловой структуре, - пишет М. Вебер - является действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со средствами, которые считаются (субъективно) однозначно адекватными для достижения (субъективно) однозначно и ясно сознаваемых целей". Такое действие М. Вебер называет целерациональным, ибо оно направлено к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей и использует для достижения этих целей средства, признаваемые адекватным им самим. Естественно, осмысленное целерациональное действие не является предметом психологии, а его понимание психологическим, ибо цели человека не могут быть понятыми, если исходить только из анализа его психологической жизни.

Здесь мы подходим к ещё  одной важной для социологии М. Вебера категории, категории идеального типа.

Целерациональное действие - это не некая всеобщая модель действия, даже не преобладающий в эмпирической действительности тип. Это идеальный тип, который в чистом виде редко встречается в действительности.

Идеальный тип, по мысли М. Вебера, это определённая теоретическая  схема, конструкция, модель, созданная  самим исследователем путём выделения, заострения тех элементов действительности, которые этот исследователь считает  типичными. Такими идеальными типами являются, например, "господство", "капитализм", "церковь", "секта", "христианство" и т.п. Эти идеальные типы - некие обобщения; в реальности же исследователь имеет дело с индивидуальными социальными явлениями, по Веберу, с социальными действиями индивидов. Ещё раз напомним: для М. Вебера субъектами действия могут быть только индивиды, а не коллективные образования.

Идеальные типы имеют значение лишь как средства и инструменты  социального исследования. Так, целерациональное действие служит образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия, в особенности реально существующие. К самим идеальным типам в связи с этим предъявляются определённые требования. Поскольку цель социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к их пространственно-временным характеристикам, то и идеальные типы должны быть настолько "чистыми", чтобы быть годными для исследования любой страны в любую эпоху. Идеальные типы конструируются так, словно социальное действие происходит в идеальных условиях. Отклонение от идеального типа всегда можно заметить, исследовать, выразить в общезначимых понятиях только с помощью идеального типа. Так, сам М. Вебер выделяет по принципу сравнения с целерациональным целую шкалу социальных действий:

более или менее приближённо  достигнутый правильный тип;

(субъективно) целерационально ориентированный тип;

действие, более или менее  сознательно и более или менее  однозначно целерационально ориентированное;

действие, ориентированное  не целерационально, но понятное по своему смыслу;

действие, по своему смыслу более или менее понятно мотивированное, однако нарушаемое - более или менее  сильно - вторжением непонятных элементов;

действие, в котором совершенно непонятные психические или физические факты связаны "с" человеком  или "в" человеке незаметными переходами.

 

2. Психологическое направление  в социологии

 

К концу XIX - началу XX веков  наступает кризис биолого-натуралистических  концепций.

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций  психологии начинают обосновываться разнообразнее  знания, что способствует усилению и психологической тенденции  в социологии. Кроме того, к последней  трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета  сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость  в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом  этих встречных движений и явилось  психологическое направление в  социологии.

Психологическая социология никогда с теоретической точки  зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, "психологию народов", групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия.

Психологический эволюционизм Сторонники психологического эволюционизма  Л.Ф. Уорд, Ф.

Гидденс считали, что "социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека". Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. Лестер Уорд (1841-1913). Американский ученый, первый президент Американской социологической ассоциации. Считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных сил.

Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни связывает с биологически наследуемыми инстинктами.

"Психология народов"

"Психология народов" (М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает главной силой истории "народный дух", или "дух целого". Основная задача сторонников концепции - познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов.

Идеи психологии народов  получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому  поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в "Лекциях о душе человека и  животных". Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной "Психологии народов". Уже в "Лекциях" на основании курса, прочитанного в  Гейдельберге, Вундт изложил мысль  о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов.

Групповая психология К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.

Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век - век  социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия  и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития - "эру толпы", что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу. Разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Трактуя толпу как группу людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами, Лебон выделял характерные черты толпы: зараженность общей идеей, сознание собственной силы, утрату чувства ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами.

Теория подражания (интеракционализм).

Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы - это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в "логическую дуэль" с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений - обновляющая мысль, а закон всемирного повторения - основной закон общественной жизни. Основные работы Габриеэля Тарда (1843-1904) - это "3аконы подражания" (1892),"Социальная логика" (1901),"Социальные законы" (1901). "Мнение и толпа" (проблемы толпы) Основной тезис: социальные явления и события являются психологическими по своей природе, так как они состоят из взаимодействия индивидуальных умов, обусловленных индивидуальными убеждениями и желаниями.

Основная проблема: отношение "я" к другим "я", их взаимное влияние, постоянное, малозаметное или  значительное. Это и определяет социальную жизнь. Основа общественного взаимодействия - индивид. Индивид - первичная социальная клеточка общества (О). О вырастает из индивида. На эту тему полемизировал он с Дюркгеймом в течение 25 лет. Для Дюркгейма О первично и из него возникает индивид, а у Тарда наоборот. Если индивид первичен, то особый интерес представляет его психология. Социальный процесс характеризует как определенную циркуляцию желаний и идей. Эта циркуляция протекает в 3-х осн. формах:

1) репетиция или имитация 2) оппозиция 3) адаптация.

Главное в О - подражание. Тард исходит из логического анализа различных форм социального взаимодействия, доказывая, что основу составляет ассимиляция индивидом установок, верования, чувств других людей. Следовательно, задача социологии - изучение законов подражания, на чем строятся человеч взаимодействия Предмет социологии - исследование и описание динамики идей, убеждений, желаний, внутренних переживаний субъекта. О - это подражание. Подражание - вид гипнотизма. Социальные конфликты объясняются противоречиями между различными направлениями подражания. Ссылаясь на механизм подражания, Тард объясняет общественное мнение, обычаи, моды, религию и все прочие социальные явления. Из подражания вытекает интерес к психологии. Толпа - физическое собрание, объединение разнородных незнакомых друг другу элементов. Общие черты толпы: вера, страсть, эгоизм, коллективное самолюбие, односторонняя иррациональная подражательность.

Классификация толпы: выжидающая толпа; внимающая толпа;

Информация о работе Возникновение и развитие социологии в XIX веке