Влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций выпускников школы и их влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности.
Задачи исследования:
1. Анализ научной психолого-педагогической литературы по теме.
2. Рассмотрение понятий «жизненный смысл и ценности», определение их важности и места в понятии «личность» в трудах отечественных и зарубежных психологов.
3. Выявление особенностей юношеского возраста, как периода начала формирования жизненных смыслов и ценностей.
4. Определение особенностей формирования жизненных смыслов и ценностей в старшем школьном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ…………………………………………………...6
1.1 Понятие ценностей и ценностного отношения………………………….6
1.2 Понятие здорового образа жизни……………………………………….16
1.3 Условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни……………………………………………………………………………...20
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ….………..27
2.1 Организация и методики исследования………….……………………..27
2.2 Результаты исследования………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…

Вложенные файлы: 1 файл

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ЗОЖ.docx

— 92.34 Кб (Скачать файл)

По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни – важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Однако данного уровня развития достигает лишь небольшой процент юношей. Подтверждением тому может служить исследование системы ценностно-смысловых ориентаций личности у старших школьников (именно системы, а не отдельных ценностей), проведенное под руководством И.В. Дубровиной. Данное исследование показало, что ценностные ориентации, как устойчивое свойство личности, полностью сформированы у одной трети юношей и девушек, у 24 % школьников ценностные ориентации только начинают формироваться и еще не превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников (39 %) еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Эти результаты показывают неравномерность формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций на различных этапах первичной социализации.

В этой связи становится актуальным высказывание Г. Дюпона об условиях личностного формирования. Он считает, что то, что в условиях стихийного развития остается уделом избранных, в специально организованных условиях может стать среднестатистической нормой. Вершинной целью психологического образования, предметом которого и является отношение общего – особенного – уникального на всех уровнях психологической реальности, по его мнению, должна стать эмоционально-личностная автономность как умение согласовывать мораль окружающей среды и нравственные нормы индивида. По мнению И.Ю. Малисовой, обеспечение старшеклассников адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений дает возможность актуализации самопознания, ориентации на диалогическое взаимодействие, развития сензитивности, личностного самораскрытия, что в конечном итоге способствует формированию ценностно-смысловых ориентаций личности.

Из результатов проведенного нами экспериментального исследования необходимо сделать следующие выводы:

здоровье – как самая большая ценность не оцениваема старшеклассниками первостепенно,

не связывают идеально по показателям Рокича учащиеся 11 классов здоровье и здоровый образ жизни,

ценности ассоциируются с понятием счастья очень в широком диапазоне в параллельных классах,

высоко ценят учащиеся в юношеском возрасте свободу, свое мнение и уверенность в себе,

богатство занимает 6-9 позицию, выпускники трудно представляют себя свободными без экономического достатка,

здоровый образ жизни занимает 3-13 позиции, что еще раз подчеркивает, что здоровье и здоровый образ жизни не занимает в представлениях юношей и девушек идеальную позицию.

Таким образом, при проведении исследовательской части данной курсовой работы, поставленная нами гипотеза была полностью подтверждена, т.е. среди жизненных ценностей понятие «здоровье» занимает не самое важное место у школьников, а «ведение здорового образа жизни» не является жизненным смыслом большинства старшеклассников в современном белорусском обществе.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 1984. – т.5. – № 5. – С. 63-70.
  1. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. – М., 1980. – 232 с.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., Наука, 1977. – 344 с.
  3. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск., 1989. – 195 с.
  4. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж, 1995. – 640 с.
  5. Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х. т., Т. 2: Пер. с франц. – М., 1992. – 376 с.
  6. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М., 1990. – 384 с.
  7. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 102-109.
  8. Данч И. Развитие и совершенствование личности в процессе трудового воспитания // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 67-78.
  9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. – 272 с.
  10. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. – 287 с.
  11. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. – С. 3-12.
  12. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психол. журн. – 1993. – т.14. – №4. – С. 130-136.
  13. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопр. психол. – 1984. – № 4. – С. 5-14.
  14. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М., 1979. – 175 с.
  15. Кон И.С. Социализация. – БСЭ, 3-е издание., т.24. – С. 221.
  16. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967. – 383 с.
  17. Круглов Б.С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной – М., 1989. – С. 12-14.
  18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976. – 192 с.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. – 304 с.
  20. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. – Новосибирск, 1992. – 216 с.
  21. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. – М., 1970. – 685 с.
  22. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психолог. журн. – 1994. – т. 14. – № 4. – С. 94-102.
  23. Марксистско-Ленинская социология / Отв. ред. Осипова Г.В., Иванов В.Н. – М., 1988. – 263 с.
  24. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – M., 1982. – С. 182-186.
  25. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М., 1994. – 176 с.
  26. Немов Р.С. Психология. в 2-х т., Т. 1. – М., 1994. – 576 с.
  27. Немов Р.С. Психология. в 2-х т., Т. 2. – М., 1994. – 496 с.
  28. Оллпорт Г. Личность в психологии. – СПб., 1998. – 345 с.
  29. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – 239 с.
  30. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., – М., 1990. – 494 с.
  31. Развитие личности ребенка: перевод с англ. / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987. – 272 с.
  32. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. под ред. С.М. Черкасова. – СПб., 1995. – 288 с.
  33. Рыбалко Е.А. Становление личности // Социальная психология личности. – Л., 1974. – С. 20-31.
  34. Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции – Красноярск, 1995. – С. 147-148.
  35. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.
  36. Серый А.В., Яницкий М.С. Динамика смысложизненных ориентаций и интернализация локуса контроля в процессе обучения в вузе // Психолого-педагогические проблемы образования. Кемерово, 1998. – С. 183-189.
  37. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психол. журн. – 1994. – т. 15. – № 6. – С. 121-127.
  38. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопр. психол. – 1976. – № 4. – С. 26-34.
  39. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989. – 168 с.
  40. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Два класса ценностей по М. Рокичу

 

Список А (терминальные ценности):

 

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3. здоровье (физическое и психическое);
  4. интересная работа;
  5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8. наличие хороших и верных друзей;
  9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  15. счастливая семейная жизнь;
  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17. творчество (возможность творческой деятельности);
  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б (инструментальные ценности):

 

  1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; воспитанность (хорошие манеры);
  2. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  3. жизнерадостность (чувство юмора);
  4. исполнительность (дисциплинированность);
  5. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  6. непримиримость к недостаткам в себе и других;
  7. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  8. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  9. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  10. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  11. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  12. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  13. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  14. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  15. честность (правдивость, искренность);
  16. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  17. чуткость (заботливость).

 

 

 

Приложение 2

 

Сводная таблица результатов методики Рокича по первым четырем выборам в 11 «А»

ФИО

Терминальные ценности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Богович К.

*

               

*

     

*

   

*

 

2

Богович Ю.

 

*

   

*

       

*

   

*

         

3

Буйко О.

   

*

     

*

         

*

 

*

     

4

Бут-Гусаим А

 

*

 

*

             

*

     

*

   

5

Вабищевич К

           

*

   

*

     

*

   

*

 

6

Гобачева О.

   

*

     

*

           

*

*

     

7

Грицевич А.

   

*

 

*

       

*

             

*

8

Завацкая М.

 

*

       

*

       

*

   

*

     

9

Занкавец Ю.

     

*

*

             

*

     

*

 

10

Колесникович

*

         

*

*

     

*

           

11

Колесник С.

   

*

       

*

           

*

*

   

12

Кохнович Ю

*

   

*

             

*

       

*

 

13

Козич В.

 

*

   

*

       

*

*

             

14

Лобко Ю.

     

*

     

*

     

*

     

*

   

15

Павлович Д.

         

*

     

*

       

*

 

*

 

16

Пискун М.

 

*

 

*

     

*

         

*

       

17

Пушан О.

*

         

*

 

*

 

*

             

18

Сахарук В.

       

*

   

*

     

*

   

*

*

   

19

Селюжицкий

 

*

   

*

         

*

     

*

     

Кол-во выборов

4

6

4

5

6

1

6

5

1

6

3

6

3

4

7

4

5

1


 

Приложение 3

 

Сводная таблица результатов методики Рокича по первым четырем выборам в 11 «Б»

   

Терминальные ценности

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Брунич А.

           

*

   

*

     

*

   

*

 

2

Бретон Л.

 

*

   

*

       

*

   

*

         

3

Вересаев О.

   

*

     

*

         

*

 

*

     

4

Гринева А.

 

*

 

*

         

*

*

             

5

Гущеева Н.

                 

*

     

*

   

*

*

6

Дребедянко Т

   

*

 

*

 

*

             

*

     

7

Жуйкович А.

                 

*

 

*

*

       

*

8

Зрубко П.

           

*

*

     

*

   

*

     

9

Емельянова Л

         

*

           

*

   

*

*

 

10

Криволап Р.

*

       

*

*

*

                   

11

Кущенко С.

   

*

   

*

               

*

*

   

12

Любимова Т.

*

   

*

             

*

       

*

 

13

Матвеев Д

 

*

   

*

       

*

*

             

14

Носкович В.

             

*

     

*

*

   

*

   

15

Претынко Ж.

                 

*

   

*

 

*

 

*

 

16

Равеен С.

*

*

   

*

               

*

       

17

Савельева Д.

*

         

*

 

*

 

*

             

18

Струпенько Т

       

*

   

*

           

*

*

   

19

Трушко Б.

 

*

   

*

         

*

     

*

     

Кол-во выборов

4

5

3

2

6

3

6

4

1

7

4

4

6

3

7

4

5

2

Информация о работе Влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности