Влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций выпускников школы и их влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности.
Задачи исследования:
1. Анализ научной психолого-педагогической литературы по теме.
2. Рассмотрение понятий «жизненный смысл и ценности», определение их важности и места в понятии «личность» в трудах отечественных и зарубежных психологов.
3. Выявление особенностей юношеского возраста, как периода начала формирования жизненных смыслов и ценностей.
4. Определение особенностей формирования жизненных смыслов и ценностей в старшем школьном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ…………………………………………………...6
1.1 Понятие ценностей и ценностного отношения………………………….6
1.2 Понятие здорового образа жизни……………………………………….16
1.3 Условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни……………………………………………………………………………...20
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ….………..27
2.1 Организация и методики исследования………….……………………..27
2.2 Результаты исследования………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…

Вложенные файлы: 1 файл

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ЗОЖ.docx

— 92.34 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ…………………………………………………...6

1.1 Понятие  ценностей и ценностного отношения………………………….6

1.2 Понятие  здорового образа жизни……………………………………….16

1.3 Условия  формирования ценностного отношения  к здоровому образу жизни……………………………………………………………………………...20

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО  ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ  ЖИЗНИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ….………..27

2.1 Организация  и методики исследования………….……………………..27

2.2 Результаты  исследования………………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………………36

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….……………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выдвижение проблемы укрепления здоровья молодого поколения в число приоритетных задач социального и экономического развития нашей страны обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки.

Вступая в жизнь, человек ставит перед собой определенные цели и стремится к их осуществлению. В достижение их он вкладывает свой ум, знание, волю, труд. Его жизнь принимает определенную направленность. От правильного понимания жизни и выбора конечной цели во многом зависят наше сознание и поведение, отношение к близким, товарищам и обществу.

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке – философии, социологии, психологии, педагогики.

Необходимо отметить, что ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов.

Не секрет, что именно в юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что именно юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей.

Важной социально-психологической особенностью ранней юности является перестройка сферы общения. Предмет общения, т.е. отношения и ценности, по поводу которых происходит обмен информацией, определяется проблемами своей личности, нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. Возникает необходимость рассмотрения и оценки возможных альтернатив, главным образом в сфере своих ценностно-смысловых ориентаций, жизненных позиций.

Значительная часть старшеклассников еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Эти результаты показывают неравномерность формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций на различных этапах первичной социализации.

В последнее время не только в системе здравоохранения, но и в системе образования мы все чаще слышим такие выражения как «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии», «формирование здорового образа жизни».

Анализ литературы по данной тематике показал, что исследований, которые изучают механизм формирования здорового образа жизни и ценностных ориентаций молодежи очень мало. И как теоретических, так и практических наработок по данной тематике почти нет.

Цель нашего исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций выпускников школы и их влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности.

Задачи исследования:

1. Анализ  научной психолого-педагогической  литературы по теме.

2. Рассмотрение  понятий «жизненный смысл и  ценности», определение их важности  и места в понятии «личность»  в трудах отечественных и зарубежных  психологов.

3. Выявление  особенностей юношеского возраста, как периода начала формирования  жизненных смыслов и ценностей.

4. Определение  особенностей формирования жизненных  смыслов и ценностей в старшем  школьном возрасте.

5. Диагностика  отношения к здоровому образу  жизни, как одному из важнейших  жизненных смыслов и ценностей  у учащихся старших классов.

Гипотеза исследования состоит в следующем: среди жизненных ценностей понятие «здоровье» занимает не самое важное место, а «ведение здорового образа жизни» не является жизненным смыслом большинства старшеклассников.

База исследования: учащиеся 11 классов СШ № 8 г. Борисова.

Задачи экспериментально-исследовательской части данной курсовой работы:

  1. Изучить ценностные ориентации старшеклассников выпускников.
  2. Выявить ценностные ориентации учащихся по отношению к здоровью и здоровому образу жизни.

3. Сделать  вывод и разработать рекомендации  по формированию ценностных ориентаций  к здоровью и здоровому образу  жизни.

Методики исследования:

1. Тестирование  по методике Рокича: «Мой ценностный портрет».

2. Анкетирование  по тесту «Факторы сохранения  здоровья», «Факторы разрушения  здоровья».

3. Статистический  метод процентного соотношения.

4. Методика  анализа и обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

 

1.1 Понятие ценностей и ценностного  отношения

 

Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [27, с.207].

В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) Ценность – как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.

в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [14, с.442].

Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. "Суперэго" Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения – оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. По словам Фрейда, "суперэго ребенка в действительности конструируется … по модели суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению" [4, с.22].

Прегенитальная ориентация у З. Фрейда характеризуется такими чертами личности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда как генитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером, более высоким в этическом отношении [24, с.358]. Таким образом, характерология Фрейда подразумевает, что добродетель является естественной целью человеческого развития, однако связь между характером и этикой высказывается неявно. Как справедливо отмечает Э. Фромм, "она и должна оставаться довольно путаной, частью из-за противоречия между фрейдовским релятивизмом и имплицитным признанием гуманистических этических ценностей, частью из-за того, что Фрейд, уделяя главное внимание изучению невротического характера, недостаточно внимания уделял анализу и описанию генитального и зрелого уровней развития характера" [16, с.451].

Психоаналитическую теорию личности Фрейда можно отнести к числу психодинамических, использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы. Однако, по Фрейду, основные потребности и мотивы поведения самой личностью неосознаваемы и находятся в состоянии конфликта с социальными нормами. В этой связи совершенно справедливо высказывание Б.В. Зейгарник: "неприемлемым в учении Фрейда в методологическом отношении является для нас не факт признания бессознательного, а его трактовка как явления, противоречащего сознанию, – это, во-первых, а во-вторых, признание того, что основным механизмом развития личности является биологическая потребность, удовлетворение которой не может произойти из-за социальных нормативов, что все атрибуты сознательной жизни человека представляют собой лишь символы вытесненных биологических потребностей" [15, с.11]. Эту же критику можно отнести и к представителям инстинктивизма и бихевиоризма. В данных направлениях утверждается, что все мотивы человеческого поведения направлены к "редукции напряжения" [31, с.182]. По мнению Э. Фромма, "это представление о биологически имманентных ценностях. Доводы некоторых представителей этого направления мысли сводятся к тому, что такие переживания, как любовь, преданность, групповая солидарность, коренятся в соответствующих чувствах животных" [26, с.214].

Многие неофрейдисты, в частности, Э. Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнению Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Фромм делит их на две категории:

а) официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности.

б) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).

Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, "... в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия" [16, с.285]. Фромм подчеркивает известную автономию по отношению к органическим потребностям, социальный и исторический характер собственно человеческих потребностей и мотивов. Пытаясь объединить социологический и психоаналитический подходы, Э. Фромм соотносит прегенитальный и генитальный типы ориентации З. Фрейда с "непродуктивным" и "продуктивным" типами ориентаций, отличающимися направленностью на различные системы ценностей. Им выделяется несколько типов непродуктивной ориентации: рецептивный (получающий), эксплуататорский (берущий), накопительский (сохраняющий) и рыночный (обменивающий). Продуктивная ориентация (производящий, дающий тип характера), по словам Э. Фромма, отличается подчинением всех усилий человека целям роста и развития всех его потенций [15, с.54]. Однако в трактовке исторических и социальных событий Э. Фромм апеллирует к психологическим механизмам.

Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Социальный характер он определяет как "более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивидуума и его возможностей их удовлетворить" [8, с.321]. По его мнению, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные "ориентированный изнутри" и "ориентированный извне" типы социального характера.

Поведение первого определяется интернализованными в раннем детском возрасте нормами, ценностями и жизненными принципами. "Ориентированная изнутри" личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей "позитивное лидерство".

Поведение "ориентированной извне" личности определяется не собственными принципами, а "другими", т.е. ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. При этом "ориентированный извне" человек характеризуется не только слабым "суперэго", представляющим собой интернализованую систему норм и ценностей, но и слабым самостоятельным "Я". Такой человек обезличен, стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становится объектом манипулирования [3, с.298].

Информация о работе Влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности