Влияние научно-технического прогресса на рабочий класс, крестьянство и интелигенцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством .

Вложенные файлы: 1 файл

Научно техн прогресс.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

Программа КПСС выдвигает  в качестве гл. экономич. задачи партии и сов. народа создание материально-технич. базы коммунизма. "Создание, наряду с могучей промышленностью, процветающего, всесторонне развитого и высокопродуктивного  сельского хозяйства – обязательное условие построения коммунизма. Партия организует мощный подъем производительных сил сельского хозяйства, который  позволит решить две основные, тесно  связанные между собой задачи: а) достигнуть изобилия высококачественных продуктов питания для населения  и сырья для промышленности; б) обеспечить постепенный переход  советской деревни к коммунистическим общественным отношениям и ликвидировать  в основном различия между городом  и деревней". С. х-во по технич. вооруженности и организации произ-ва будет приближаться к уровню пром-сти, с.-х. труд превратится в разновидность пром. труда. Движение деревни к коммунизму будет происходить при развитии обеих форм социалистич. с. х-ва – совхозов, как ведущих социалистич. предприятий в деревне, и колхозов, к-рые обеспечивают переход К. к коммунизму. "Колхоз как общественная форма хозяйства по характеру организации, демократическим основам, которые будут все больше развиваться, обеспечивает управление производством самими колхозными массами, развертывание их творческой инициативы, воспитание колхозников в духе коммунизма. Колхоз – это школа коммунизма для крестьянства".

Экономич. подъем колхозов создает  возможность увеличения осн. производств. фондов и повышения уровня обобществления колхозного произ-ва, благодаря чему организация и оплата труда будут  приближаться к формам гос. предприятий. Обществ. хозяйство колхозов со временем будет полностью удовлетворять  потребности колхозников и на этой основе личное подсобное приусадебное хозяйство изживет себя экономически. Культурно-бытовые условия в деревне  будут приближаться к условиям городов. С ростом производит. сил колхозов будут развиваться межколхозные производств. связи и объединения, а также совместные гос.-колхозные  предприятия – "...процесс обобществления хозяйства выйдет за рамки отдельных  колхозов" (там же, с. 83). Все эти  процессы будут придавать колхозно-кооперативной  собственности общенародный характер. Происходящее одновременно развитие общенародной гос. собственности в общенародную коммунистич. собственность будет  основой для стирания различий между  рабочими и колхозниками. Рабочий  класс, колхозное К. и интеллигенция  постепенно сливаются в социально-однородное коммунистич. общество.

4. Влияние научно-технического прогресса на интеллигенцию.

Известно, что до конца XVIII в. понятие «интеллигенция» означало «особо тонкое понимание».

 И происходило оно  от двух слов «интер» и «легеро», то есть «между строк». До 1914 г. сло-

во «интеллигенция» считалось  русизмом. В словаре Вебстера оно  писалось курсивом и означало «понимание». «Intelligentsia» трактовалось так –  русские интеллектуалы, находящиеся  обычно в оппо-

зиции правительству.Корни  слова «интеллигенция» восходят к латино-римскому периоду всемирной истории и происходят от глагола «понимать» (мыслить, размышлять). Именно эти качества личности всегда являлись одним из критериев для характеристики человека, относящегося к образованному, мыслящему слою общества. В течение веков формировалось и обогащалось само понимание сущности этого слоя.

Так, древнеримским мыслителям его сущность представлялась синонимом  способности понимать, познавать  не только окружающий мир, но и самоё себя. А в немецкой классической философии – это одновременно и создающая и размышляющая способность субъекта состояние «теоретического духа», достигшего своего самосознания. Приведённые значения как раз и указывают на особые свойства лич-

ности интеллигента (в идеале) – умение и стремление постоянно  оперировать не только рациональностью, но и всем ансамблем развивающихся  способностей человека (вплоть до редких, сенситивних качеств таланта). В силу своей неоднозначности, многоаспектности и многогран-

ности понятие «интеллигенция»  изучалось с различных сторон. Стратификационная модель западного  общества рассматривает интеллигенцию  в контексте социальной структуры  общества. Такая дифференциация общества выделяет высококвалифицированных  работников умственного труда как  привилегированный слой, наделённый властными преимуществами и выгодным экономическим положением. Дифференциация интеллигенции представляется в виде профессиональных корпоративных групп. Она объединена профессиональной деятельностью, интересами. Интерес основан на су-

ществовании социального  контроля и наличии особой системы  социальных норм внутри корпорации, устойчивости, взаимодействии на основе разделяемых  ожиданий каждого члена корпорации

в отношении других её членов. Успехом данного взаимодействия является согласованность действий, наличие общих социальных норм и идеалов, оценок в силу духовной близости членов данной кор-

порации.На Западе интеллектуалы  – это социальная группа представителей умственного труда, характерная  для всех современных индустриальных и постиндустриальных обществ, которые  претендуют не на нравственную миссию в обществе, а лиш на монополию экспертного знания, на профессионализм. Их отличительными признаками является культурный капитал – знания, культурно-творческие способ-

ности, которые стали предметом  куплипродажи, а для их обладателей  – источником дохода. Капитализация культуры порождает культурную буржуазию, что является характерной чертой нового класса. Интеллектуалы преобразуют культуру в источник дохода, в средство существования.

Современный мир выработал  институты социализации, где ключевые места могла занять интеллигенция. На Западе распространена позиция «интеллектуалоцентризма», который трактуется в смысле

«письменной квалификационной грамоты,дающей кредит и авторитет». Отождеств-

ление интеллектуалов с «новым классом»,как и обсуждение их роли, стало модным в американском обществе. Роль интеллектуала по отношению к буржуазии отождествлялась с понятием «враждебная культура». Причиной «враждебной культуры»

послужил рост числа людей  с высшим образованием, занятых интеллектуальнымтрудом.

В работах отечественных  исследователей раскрываются особенности функционирования российской интеллигенции в постсоветский период. Представляет интереспозиция, в которой выделяется четыре подхода к раскрытию понятия интеллигенция. Интеллигенция рассматривается как социально-профессиональная группа, выделяющаяся по таким критериям, как работа на профессиональной основе, связанная со сложным умственным трудом в сфере материального и духовного производства, наличие высшего или среднего специального образования. Данное определение интеллигенции практически ничем не отличается от термина «специалисты» и соотносимо с понятием «лица умственного труда».

Интеллигенция трактуется как  социальная общность, члены которой  обладают определёнными духовно-нравственными  личностными качествами, обострённым  социальным и нравственным чувством гражданской позицией. Данная точка зрения аккумулирует в себе пред-ставление об особом социальном предназначении интеллигенции как носителя передовых общественных идеалов и высоких моральных принципов.

 Третья точка зрения  представляет со-циокультурный подход, в рамках которого интеллигенция  выступает как совокупность лиц,  занимающихся сложным интеллектуальным  трудом и обладающих об-

щепринятыми духовно-нравственными качествами. Большинство исследователей этой точки зрения дополняют социологическую трактовку культурно-личностными признаками. Они признают,что интеллигенция во всех обществах является сложным и противоречивым по социальным взглядам и политической ориентации социально-духовным образованием.

В конце ХХ в. изменились социальные функции многих социальных групп. Это даёт повод некоторым исследователям говорить об исчезновении интеллигенции и замещении её «интеллектуалами». Неред-

ко этот процесс связывают  с развитием рыночной экономики, при которой на смену интеллигенции должен прийти средний класс, основу которого образуют «белые воротнички».

Таким образом, понятие «интеллигенция»  полиструктурно, многозначно. Оно имеет разные трактовки. Критерии, по которым определяется интеллигенция,достаточно относительны и имеют кон-

кретно-исторический характер. Понятие «интеллигенция» несёт отличительные признаки дореволюционного, советского и современного периодов. В первый период

получило развитие философско-культурное значение понятия с глубоким изучением культурно-нравственных признаков в определении феномена. Во второй –развиваются такие формально образую-щиеся признаки, как образованность, сфера деятельности, профессиональная принадлежность. Формировался социологический подход к определению интеллигенции. В третий период интеллигенция

изучается с позиции соціокультурного подхода (синтез первых двух подходов).Данное понятие

определяется наличием вузовского образования, современных навыков  и способностей   в профессиональной деятельности, что характеризует  высококвалифицированного специалиста  с высоким уровнем культуры, нравственности, интеллигентности. Посредством западного  социологического дискурса по проблеме интеллектуала раскрываются и дополняются  представления в изучении интеллигенции. Интеллигенцию разделяют также  попрофессиональной специализации  – на

интеллигенцию массовых профессий (учителя, врачи, инженеры, военные) и  на интеллигенцию научную и художественную.В  отечественной литературе, исследую-

щей проблемы идентификации  научно-технической интеллигенции, наиболее

часто используется социокультурный  подход, в соответствии с которым  последняя понимается как особая социокультурная группа высокообразованных и культурних людей с определёнными  духовно-нравст-

венными качествами, занятых  научным

или техническим творчеством  для выработки и реализации научных  идей, технических средств и технологий (в том числе информационных), а также обеспечивающих безопасное для человека, обще-

ства и природы функционирование техники и технологии и осуществляющих подготовку новых научно-технических  кадров. Выделяются критерии, позволяющие  выделить научно-техническую интеллигенцию  из общей массы занятых в научнотехнической  сфере: формальный (наличие диплома  о высшем техническом  образовании); социально-профессиональный (интеллектуальный труд в сфере науки и техники); креативный (наличие творческих способностей, техническое творчество); гуманистический (наличие гуманистических ценностей, гуманитарной культуры). Научно-техническая  интелли-

генция должна выступать  связующим звеном между наукой, техникой и культурой,

обеспечивая научно-технический  прогресс, не противоречащий социально-

культурному, духовному развитию человека и общества, устранять противоре-

чия между технической  и гуманитарной культурой. Её деятельность является все-

объемлющей и подразумевает:

-развитие материальной  культуры (обслуживание и совершенствование  материально-технического производства, разработку и внедрение новой  техники и технологии в целях  повышения качества жизни и  создания более комфортных условийтруда);

- развитие духовной культуры (гуманизация современной техники  и технологии);

- создание и распространение  научных и технических знаний  во всех сферах общества, в  том числе посредством распространения  электронных коммуникаций, информационных  технологий и компью терной  техники;

- управление научно-техническим  прогрессом общества для предотвращения

его негативного воздействия  на окружающую природную среду, личность, социум.

Вместе с тем исследование научно-технической интеллигенции  в определённый исторический отрезок  времени не может базироваться только на основе социо-культурного подхода  в силу этической,

морально-нравственной, ценностно-ориентированной  её характеристики. Будучине только стратой  мыслящих личностей, но и специфическим  духовным образованием, интеллигенция  прошла сложный путь перерождений, в основе которого лежала глобальная идея гуманистического переустройства России. Огромная мировоззренческая  значимость данного явления обусловила естественное неоднозначное,

порой настороженное, порой  неприязненное отношение к этому  слою со стороны политической верхушки, сочетающееся в то же время с чётким осознанием

со стороны властей  предержащих необходимости сотрудничества с представителями интеллигенции  в целях обеспечения должного интеллектуального уровня концептуальных политических программ

и политической деятельности в целом. Проблема участия интеллигенции  в общественно-политической жизни  принимает общегосударственный  характер. Российская действительность постсо-

ветского времени продемонстрировала несколько моделей отношения  интелли-

генции, в том числе  научно-технической, в частности, к  участию или неучастию в об-

щественно-политической жизни.Первая модель представлена теми выходцами  из интеллектуально-духовной страты, которые  предприняли попутку «хождения  во власть», непосредственного участия  в органах политической власти. Отметим, что со времени формирования слоя образованных людей ведёт свое начало и история его взаимоотношений  с властью.

Информация о работе Влияние научно-технического прогресса на рабочий класс, крестьянство и интелигенцию