Влияние научно-технического прогресса на рабочий класс, крестьянство и интелигенцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством .

Вложенные файлы: 1 файл

Научно техн прогресс.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

Общественно-экономич. природа  К., его экономич. и политич. положение, а также идеология изменялись в зависимости от смены общественно-экономич. формаций и этапов их развития. Обществ. разделение труда – отделение  земледелия от скотоводства, ремесла  от с. х-ва – привело к развитию обмена, создало основу для углубления имуществ. неравенства и выделению  среди почти однородной массы  крестьян-общинников более богатых  семей. Обычно это были знатные семьи  старейшин, военных руководителей, жрецов и т.п. С появлением прибавочного труда и прибавочного продукта знатные  и богатые семьи, обладающие большим  количеством средств произ-ва, начали присваивать прибавочный продукт, обращая в рабов пленных, а  затем и обедневших соседей-общинников. В условиях рабовладельч. строя К. было неосновным, переходным классом. На первом этапе этого строя оно  составляло большинство населения  и занимало важное место в экономич. и политич. жизни общества, поставляя, как это было в Др. Риме, осн. военную  силу для гос-ва. Образование латифундий, ставших источником дешевых с.-х. товаров, произведенных рабами, усиление эксплуатации К. рабовладельч. гос-вом, помогавшим рабовладельцам захватывать  общинные земли и заставлявшим свободных  крестьян платить большие налоги, бросать свою деревню и идти в  войска, все более разоряли крестьян, превращали их в рабов, уменьшали  удельный вес К. в экономич. и обществ. жизни. Ослабление военной мощи рабовладельч. гос-ва, а с другой стороны, движение крестьян против рабовладельцев вызывали появление различных программ для  восстановления крест. х-ва. Напр., движение братьев Гракхов (133, 123–122 до н.э.) в  Др. Риме, проект указа императора Лю Ина (1 в. до н.э.) и реформы Ван Мана в Др. Китае (1 в.).

Обострение классовых  противоречий рабовладельч. общества привело к мощным восстаниям рабов, вместе с к-рыми действовали разоряющиеся крестьяне, напр. восстание Спартака [74 (или 73) – 71 до н.э. ], "Желтых повязок" в Др. Китае (184–205). В Др. Риме кризис рабовладельч. х-ва привел к тому, что  рабовладельцы начали в 1 в. делить свои земли на мелкие участки и раздавать  их рабам, отпущенным на волю, или разорившимся крестьянам, обязанным нести повинности в пользу землевладельца. Новые земледельцы  – колоны – закреплялись за земельными участками. Они были предшественниками  ср.-век. крепостных крестьян.

У многих народов, напр. у  герм. и слав. племен, рабство не вышло  за пределы патриархального, домашнего  рабства и они не пережили рабовладельч. формации. На основе разложения первобытнообщинного  строя складывался феод. строй.

В феодальном обществе Крестьянство стало основным классом, эксплуатировавшимся классом феодалов. Господство феодалов определяется крупной феод. земельной собственностью и личной зависимостью крестьян от феодалов, к-рая могла выражаться в разных формах: от обязанности платить умеренный оброк до полной зависимости крепостного. Крестьянин имел свое х-во, пользовался участком земли, к-рая считалась принадлежащей феодалу или феод. гос-ву. В отличие от раба, он не считался полной собственностью феодала, но последний путем внеэкономич. принуждения заставлял его отдавать прибавочный продукт в виде феод., докапиталистич. ренты на землю. На первом этапе феод.-крепостнич. формации феод. рента взималась в форме отработочной ренты и ренты продуктами. С развитием товарно-денежных отношений она обычно принимает форму денежной ренты. При возрастании спроса на с.-х. продукты, возможности их выгодного сбыта феодалы-помещики увеличивают собств. запашку, урезая наделы крестьян и заставляя их работать в х-ве феодала. В нек-рых странах, в частности в странах Вост. Европы, это выражалось в такой барщине, к-рая отнимала у крестьян почти все рабочее время. Несмотря на стремление феодалов изъять у крестьян весь прибавочный продукт, все же нек-рая самостоятельность крестьянина в ведении своего х-ва создавала иногда возможность накопления и на этой основе – усиления имуществ. неравенства, к-рое в дальнейшем, гл. обр. в период кризиса и разложения феод. х-ва, вело к классовому расслоению К.

Крестьянство постоянно вело борьбу против феодалов, особенно в периоды усиления эксплуатации. В этой борьбе проявляется осн. внутр. противоречие феод. общества: К. и крест. х-во представляют гл. производит. силу, но крестьяне являются гл. объектом эксплуатации феодалов, к-рая на определ. ступени задерживает и делает невозможным развитие производит. сил крест. х-ва.

В идеологии К. это противоречие отражалось в идеях равенства, равных прав на землю и освобождения от повинностей. Поскольку интересы господствующего  класса феодалов защищались религией, то антифеод. крест. идеология выступала  в виде различных ересей, в идеях  реформации (учение анабаптистов, Т. Мюнцера  и др.). В истории известны восстания, в к-рых участвовали широкие  массы крестьян (в сев. Италии под  руководством фра Дольчино в 1304–07, Жакерия во Франции в 1358, в Англии под руководством Уота Тайлера в 1381; Крестьянская война в Германии в 1524–25; в Китае в 1620–40-е гг., в  России под руководством И. Болотникова  в 1606–07, С. Разина в 1670–71, Е. Пугачева в 1773–75). Но крестьяне не могли разработать  последоват., законченной программы  борьбы, а организацию своих сил  строили по примеру господствующего  класса: руководитель армии восставших кит. крестьян – Ли Цзы-чэн, овладев в 1644 столицей – Пекином, принял титул императора, Пугачев называл себя императором Петром III. Крест. восстания терпели поражения, а при победе, как это было в Китае в 1644, не могли ее закрепить. История крест. движения против феодализма и крепостничества показывает, что оно может быть успешным лишь когда созревают объективные условия для перехода от феодализма к капитализму. Несмотря на конечные поражения, крест. восстания наносили сильные удары феодализму и усиливали его кризис. В бурж. революциях в период перехода от феодализма к капитализму К. составляло главную силу.

В капиталистич. обществе К. обычно сохраняется, но оно перестает  быть единым классом; происходит его  классовая дифференциация, глубина  и темпы к-рой непосредственно  связаны с развитием капитализма. К. распадается на пролетариат и  буржуазию. По определению Ленина, трудящиеся и эксплуатируемые массы в  деревне представлены след. группами: 1) с.-х. пролетариатом, 2) полупролетариями, или парцельными крестьянами, 3) мелкими  крестьянами, к-рые, покрывая потребности  своей семьи и своего х-ва, не прибегают  к найму чужой рабочей силы. Эти три группы составляют во всех капиталистич. странах большинство  населения деревни. Далее в деревне  есть: 4) средние крестьяне, к-рые  владеют на праве собственности  или аренды участками земли, к-рые  позволяют получить известный излишек, способный, по крайней мере в лучшие годы, превращаться в капитал, и 5) крупные  крестьяне – капиталистич. предприниматели  в земледелии. В зависимости от степени развития капитализма и удельного веса пром-сти в нар. х-ве К. в разных капиталистич. странах может составлять различную долю населения – от незначит. меньшинства до подавляющего большинства. Разорению К. "... предшествует отчаянная борьба за свою экономическую самостоятельность". Для сохранения своего х-ва крестьяне вынуждены прибегать к чрезмерному труду и ограничению потребностей, в результате чего при капитализме "мелкое земледелие держится... расхищением труда и жизненных сил земледельца, расхищением сил и качеств скота, расхищением производительных сил земли...". При сохранении, а иногда даже увеличении числа крест. хозяйств происходит "рост числа к р е с т ь я н, членов крестьянских семей, считающих уже земледелие своим только п о б о ч н ы м занятием" а основным становится работа по найму и др. "подсобные заработки". Крупные землевладельцы, ведущие на своей земле капиталистич. земледелие, выделяют часть земли для продажи ее или сдачи в. аренду своим "рабочим с наделом", обеспечивая, т.о., свое х-во дешевыми рабочими.

Процесс классовой дифференциации, разорения и вытеснения К. из с. х-ва резко усиливается в эпоху  империализма и особенно в период общего кризиса капитализма. Мелкий крестьянин не может даже при самом  напряженном труде всех членов семьи  возместить отсутствие новейшей техники, применение же ее в мелком х-ве недоступно из-за высокой цены технических усовершенствований и экономически не оправдывает расходов на них. Установление господства монополистич. капитализма во всех отраслях нар. х-ва и в торговле приводит к тому, что крестьяне вынуждены приобретать  необходимые средства произ-ва и  удобрение по все более высоким  ценам, а продавать свою продукцию  – продовольств. продукты и сырье  – по низким ценам. На совр. этапе  гос.-монополистич. капитализма в  правящих кругах США и странах "Общего рынка" (Европ. экономич. сообщества) разрабатываются планы резкого  сокращения "нерентабельных" х-в ("Зеленый план" в ФРГ, закон "О сельскохозяйственном курсе" во Франции), что угрожает полным разорением и вытеснением мелких и средних  крест. х-в.

В других формах проявлялось  господство капитализма в менее  развитых капиталистич. странах, напр. вост. части Европы, в частности  в России, и в колониальных или  полуколониальных странах. Вплоть до эпохи империализма там преобладали в экономике феод.-крепостнич. отношения или сохранялись их сильные пережитки. К. испытывало гнет феод.-крепостнич. отношений, еще более тяжелый, из-за проникновения и переплетения с ними капиталистич. отношений. Крестьяне страдали и от капитализма и от недостаточного развития капитализма. Проникновение финанс. капитала в отсталые страны разлагает натуральное или полунатуральное крестьянское х-во, вносит в К. классовую дифференциацию. Финанс. капитал сочетает капиталистич. и феод.-крепостнич. методы эксплуатации. Не заинтересованный в пром. развитии слабых стран, финанс. капитал входит в союз с господствующим классом феодалов и буржуазией (в колониальных и полуколониальных странах с компрадорской буржуазией), поддерживая экономич. базу своих союзников: феод. или полуфеод. землевладение, зависимое положение К. от феодалов и др. Все это задерживает развитие производит. сил отсталых стран и сохраняет надолго в них, особенно в с. х-ве, докапиталистич. производств. отношения, в т.ч. строй мелкого крест. х-ва.

В развитых капиталистич. странах, где крестьяне после бурж. революций, руководимых буржуазией, получили земли  помещиков или земли, захваченные  у местного населения, напр. в США, они поддерживали новый, капиталистич. строй. Франц. крестьяне помогали буржуазии  подавить революц. выступления рабочего класса в 1848 и 1871. Разные классовые группы К. занимают различные политич. позиции. Крупные крестьяне – деревенская  буржуазия, примыкает к буржуазии  города и вливается в бурж. политич. партии. С.-х. рабочие и полупролетарии постепенно втягиваются в общепролет. движение. Наиболее сложный и длит. путь изменения идеологич. и политич. позиций, путь колебаний проходит мелкое и среднее крестьянство. Экономич. положение ставит эти группы деревни  и вообще мелкую буржуазию между  пролетариатом и буржуазией. Как  частные собственники они тяготеют к буржуазии, как труженики и  эксплуатируемые – к пролетариату. Им трудно преодолеть иллюзии о возможности  свободно развивать свое мелкое хозяйство. От подобных иллюзий долго не могут  освободиться и сел. рабочие. Бурж. идеология, в частности бурж. и реформистская  экономич. наука, многочисл. путями поддерживает эти воззрения и приверженность к бурж. правопорядку. Важную роль в  поддержании этих иллюзий играет религия. В эпоху капитализма  также возникают религ. учения, выступающие  против частной собственности на землю: в России было распространено учение Л. Н. Толстого, к-рый рассматривал собственность на землю как "великий  грех" и проповедовал, что осознание  этого "греха" приведет землевладельцев  к добровольному отказу от своей  собственности, в Индии большую  популярность имело учение Ганди.

Отражением передовых  бурж.-демократич. революц. взглядов К. были идеи крест. социализма, разработанные  в трудах Герцена, Чернышевского, проводившиеся  революц. народничеством в России. Выдвигая крест. общину как основу для перехода К. к социализму, эти идеи представляли собой одно из течений мелкобурж. утопич. социализма. В условиях подъема  революц. движения рабочего класса, одухотворенного  учением научного социализма, идеи крест. социализма приобретают реакц.-утопич. характер.

Марксизм-ленинизм научно определил  положение К. при капитализме  и доказал необходимость его  союза с рабочим классом в  борьбе за свержение капитализма  и переход к социализму. Интересы трудящегося К. находятся в антагонистич. противоречии с интересами монополистич. капитала. Коренные же интересы рабочего класса и К. совпадают. В период общего кризиса капитализма крестьяне  убеждаются в том, что у них  нет иной надежды на будущее, помимо союза с рабочим классом для  борьбы против главного врага –  капиталистич. монополий. Пролетариат выдвигает программу борьбы против всевластия монополий. "Он поддерживает требования крестьянства о проведении радикальных аграрных реформ и добивается осуществления лозунга „Землю тем, кто ее обрабатывает!“" (Программа КПСС, 1961, с. 38). В слаборазвитых и колониальных странах борьба против феод. пережитков неотделима от борьбы против империализма. Рабочий класс этих стран стремится создать единый нац. фронт революц. сил, основой к-рого является его союз с К.

В результате победы социалистич. революции или бурж.-демократия., перерастающей в социалистическую, происходит принудит. отчуждение без  выкупа у крупных землевладельцев  земли и инвентаря. Часть земли, гл. обр. та, на к-рой велось крупное  капиталистич. х-во, переходит к гос-ву. На ней создаются крупные гос. с.-х. предприятия (в СССР – совхозы). Большая часть отчуждённой земли, а в нек-рых странах и часть  инвентаря переходит к К. В  странах, где в крест. х-ве принцип  частной собственности на землю  еще не укрепился, как это было в России, вся земля национализируется  и превращается во всенар. достояние, т.е. в гос. собственность. Крестьяне  безвозмездно получают в пользование  земли, конфискованные у помещиков. В других странах, где у крестьян сложились традиции частной собственности  на землю, крестьяне получают отчужденную  у землевладельцев землю в  частную собственность. Освободившись  от гнета крупных землевладельцев, К. получает возможность улучшить и  развивать свое х-во. В экономич. отношении большая часть крест. хозяйств в переходный период от капитализма  к социализму представляют собой  мелкие товарные хозяйства, в нек-рых  странах часть крестьян ведет  натуральное хозяйство. Сел. буржуазия  – кулачество – продолжает вести  капиталистич. х-во. Мелкое товарное произ-во после социалистич. революции остается базой, неизбежно рождающей капиталистич. элементы. Классовая дифференциация К. сохраняется и в переходный период, но она происходит иначе, чем  при господстве капитализма. Удельный вес среднего К. возрастает, а бедноты  и кулачества уменьшается. Гос-во в  области землепользования, налогового обложения, снабжения инвентарем, удобрениями  и семенами оказывает помощь беднейшему и среднему К., ограничивая развитие кулацкого хозяйства. Часть крестьян из группы бедноты передвигается  в группу середняков, а часть переходит  в состав рабочего класса.

После социалистич. революции  трудящееся К. становится, наряду с  рабочим классом, осн. классом общества, в к-ром гос. власть находится  в руках рабочего класса и крестьянства. Трудящееся К. заинтересовано в союзе  с рабочим классом. Этот союз служит гарантией от реставрации помещиков, способствует подъему материальной обеспеченности и культуры К., обеспечивает защиту общества, приступившего к  строительству социализма, от враждебной политики империалистов. Экономич. базой  союза рабочего класса и К. в переходный период является взаимозависимость  и обмен товаров гос. социалистич. пром-сти и мелкого крест. х-ва. Вместе с тем пока К. остается классом  мелких товаропроизводителей, между  ним и рабочим классом существуют противоречия по нек-рым общественно-экономич. вопросам, напр. о политике цен на товары, высоте налогового обложения  и др. Экономич. позиции кулачества и его влияние на К., особенно в  первые годы после социалистич. революции, вызывают колебания отд. групп К., направленные против союза с рабочим  классом и перехода к социализму. Они дают почву для деятельности контрреволюц. орг-ций и течений, объявляющих себя защитниками интересов  К., напр. "Трудовая крестьянская партия" в СССР (1927–29), "Польская крестьянская партия" (1945–46) и др. При правильной политике коммунистич. партий подобные колебания успешно преодолеваются.

Производств. отношения мелкого  товарного х-ва ограничивают развитие крест. х-ва, затрудняя использование  машинной техники и достижений агрономич. науки. В то же время индустриализация обеспечивает материально-технич. условия  для перехода от мелкого к крупному х-ву в земледелии и животноводстве. Это создает объективные предпосылки  для социалистич. кооперирования крест. х-в. На определ. этапе развития отд. стран, при сложившихся объективных  и субъективных предпосылках под  руководством коммунистич. партий, при  помощи рабочего класса осуществляется социалистич. производств. кооперирование, к-рое в разных странах в связи  с конкретно-историч. условиями завершается  в различные сроки.

Впервые социалистич. кооперирование К. было осуществлено в СССР. "Переход  советской деревни к крупному социалистическому хозяйству означал  великую революцию в экономических  отношениях, во всем укладе жизни крестьянства... На основе ленинского кооперативного плана извечный крестьянский вопрос нашел свое подлинное разрешение" (Программа КПСС, с. 14). К. превращается в класс кооперированного (в СССР – колхозного) К., класс работников социалистич. сел. х-ва. На основе социалистич. кооперирования кулачество как класс  ликвидируется, при этом формы этого  преобразования зависят от условий  классовой борьбы. В СССР в условиях острой борьбы кулаки были экспроприированы. В других социалистич. странах деревенская  буржуазия (кулаки) принимается в  социалистич. производств. кооперативы  или постепенно экономически вытесняется. Победа социализма уничтожает коренные различия между рабочим классом  и К. Оба класса объединяются на базе социалистич. способа произ-ва. Союз рабочего класса и крестьянства укрепляется  на новой, более высокой основе. Но все же классовые различия между  рабочим классом и кооперированным  К. сохраняются. Базой рабочего класса является общенародная, гос. форма социалистич. собственности на средства произ-ва, базой К. является колхозно- кооперативная  форма социалистич. собственности. К. отличается от рабочего класса отношением к средствам произ-ва, уровнем  обобществления произ-ва, формами организации  и оплаты труда. В процессе развития социалистич. общества происходит постепенное  стирание этих классовых различий. Социалистич. кооперирование создает  условия для преодоления в  сознании К. бурж. идеологии, в частности  религ. взглядов, и утверждения марксистско-ленинской  идеологии.

Информация о работе Влияние научно-технического прогресса на рабочий класс, крестьянство и интелигенцию