Влияние менталитета нации на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:34, реферат

Краткое описание

В чем секрет пассионарности отдельных держав? Что приводит их к триумфу? Что позволяет им вдохновлять все человечество и тем навсегда входить в историю?
Достижения? Да. Но это лишь следствие. Как представляется, слагаемые успеха таких государств – человеческий фактор, свобода выбора и верность в его определении.

Содержание

1.Введение
2.Понятие менталитета
3.Общественоое мнение
4.Связь менталитета и уровня государства (примеры)
«немецкое и японское качество»
феномены менталитета нации
позитивные трансформации менталитета
5.Причины русского менталитета и пути его развития
6.Заключение
7.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология презинтация.docx

— 44.56 Кб (Скачать файл)

Турция – на сегодня самая быстроразвивающаяся, растущая экономика. Разнодиверсифицированное производство, ставшее возможным в связи с развитием большого количества ремесел, доведенных до высочайшего мастерства, соответствующего мировым стандартам, стоит заметить, при невысоком проценте образованности и низком ресурсном потенциале.

Истории известны не только позитивные трансформации менталитета, в частности регрессивное влияние на менталитет по «политической воле». Так, в 80-х годах обещание руководителя Узбекистана Москве, неподтвержденное возможностями республики, создало порочную систему, вовлекшую в себя тотально весь народ. Вынужденная фальсификация данных по сбору «белого золота» неизбежно формировала девиантный менталитет нескольких поколений, жестоко эксплуатируя завидную систему ценностей узбекской нации.

Выходит, первое, менталитет может работать на нацию или против нее. Второе, менталитет не статичен, поскольку влияние внешней среды исключает стагнации сознания, мышления. Следовательно, он подчиняется законам динамики, но как регрессии, так и прогрессии.

Таким образом, менталитет – колоссальный ресурс государственного управления. Он должен быть относительно однороден, понятен в своей заданности, осознаваем самой нацией и управляем, только тогда его продуктивность работает на эффективность нации.

IV. Менталитет, как говорилось  выше, – мировосприятие: как видим, так и живем, и умонастроение  – настрой умов. Выходит, умы можно  настроить? Возможно, даже следует, как это делалось и прежде. Но с той лишь оговоркой, что  между усилием и насилием –  грань весьма тонкая. Потому необходимо  выявить его созидающую способность  в понимании общих потребностей, общего будущего. Все это объективно  приведет к соответствующей отдаче  – единению, пониманию общих целей, общего в миропонимании, в конечном  счете мобильному развитию российской общности.

Думаю, сложно поспорить с тем, что существует классический образ американца, немца, японца и других. Существует ли сегодня узнаваемый образ россиянина не только для мирового сообщества, но и для него самого? Часто, говоря, к примеру, о немецком, японском, узбекском менталитетах, мы подразумеваем достоинства. Что подразумеваем мы, говоря о менталитете своем?   

 

    «Умом Россию не понять,

     Аршином общим  не измерить.

     У ней особенная  стать —

     В Россию  можно только верить».

                                                     Ф.И. Тютчев

Факты говорят о том, что Российское (Советское) государство и русский этнос были исторически, географически и психологически «запрограммированы» на противостояние жесточайшему нажиму извне.

 На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата.

Характер нашей страны сформировал тип национальной психологии, который не только не соответствует преобладающим мировым тенденциям, но прямо противоположен им. Отсюда вместо развития товарного хозяйства — психология ухода в натуральное хозяйство (спасительная в годы иностранной интервенции, но непродуктивная для строительства интенсивной экономики), вместо самостоятельности — привычка к патернализму, вместо высоких материальных запросов — неприхотливость к условиям жизни.

     Русская лень (обломовщина) распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).

Патриотизм пронизывает все сферы российского общества. Например, наряду с патриотизмом политическим в последние годы все шире распространяется патриотизм в потребительских предпочтениях. Если до кризиса 1998 г. 48% потребителей отдавали предпочтение товарам отечественного производства, то в 1999 г. эта цифра составила уже 90%. Поэтому западным компаниям приходится тратить огромные деньги на разработку и производство товаров якобы российских торговых марок.

В российском человеке есть упорство и основательность крестьянина и кочевая кровь. Русские не различают границ между Европой и Азией, балансируя между двумя моделями развития: крещение Руси и монголо-татарское иго, нашествие европейских армий и азиатские бунты Разина и Пугачева, европейские реформы и крепостное право, западная ориентация перестройки сегодняшних дней и азиатская коррумпированность чиновников.

Принадлежность к какой-либо нации предполагает гражданскую отдачу. Необходимо наращивать интеллектуальный капитал, подчиняясь закону эволюции, возможно, в этом заключается гражданская полноценность. История демонстрирует, что темы о языках и национальностях ведут к разобщению, что успешно эксплуатировалось политтехнологами всех времен. Так стоит ли питать их разрушительную заданность? Сегодня для кого-то это конкурентное преимущество, для кого-то вопрос личной этики.

Успех многих государств часто является следствием необходимости возрождаться из периода безвременья, кризиса, порой краха. Но, как извест- но, «скрытая сила не нуждается в великой причине». Не стоит искать внешнего врага или внутри. Объективная вера в достоинства своей нации – это есть та консолидирующая составная государственной энергии, ее остов.

Наполнение нации в воспроизведении своей культуры, ее непременном обогащении, что множит ответственность за «качество» наследия потомкам.

Самодостаточность нации – в потребности и способности творить и созидать, поддержании остроты восприятия, стремлении расширить рубежи национального сознания, в рождении свежих мыслей, в осознании своей целостности. Возможно, сейчас необходимо задать высокую планку русского, как эффективного игрока мирового сообщества, задатками которого он объективно обладает.

История развития человечества приучила нас опираться на определенные понятия, ценности, признаки, свойства. Классический ментальный портрет американца и японца отличен критериями, вытекающими из определенного пакета ценностей, составляющего некий код, что делает облик нации узнаваемым. Следовательно, менталитет является признаком, свойством нации. Означает ли это, что, изменив признак, свойство нации, можно изменить нацию? Иными словами, общество меняет поведение человека, а, возможно, менять следует его природу.

     . В идее создания этического кода нации лежит анализ причин успеха ряда наиболее успешных стран в условиях диктата экономики и рынка. Постсоветскому пространству, стоит признать, знакомы были парадоксы– в сфере государственного обслуживания необходимо доплатить за вежливость и профессиональный подход (!), за «благодарность» возможно не только нарушение закона, но и его «соблюдение» (!) и др.

В сфере юстиции (чаще ювенальной) существует понятие «девиантный менталитет», что означает «отклонение» в поведении, иными словами, отсутствие стержневого элемента – этики как формы общественного сознания. Как известно, этика – философская наука, изучающая место морали в системе общественных отношений.

В каждом государстве есть своя ахиллесова пята. Ситуация в России, к примеру, по мнению российского криминолога И. М. Мацкевича, достигла крайнего положения – «общество в настоящий момент капитулировало перед преступным миром и ничего не может ему противопоставить».

А что в действительности государство способно противопоставить?

Нам известны такие понятия, как этика государственного служащего (депутатская этика, судейская этика, этика врача, преподавательская этика, этика психолога, в целом профессиональная этика) и много других этик. Работает ли это? Профессиональная этика в принципе носит служебный и потому временный характер до конца рабочего дня с перерывом на обед.

В одном из своих интервью глава отечественной судебной власти М. Алимбеков справедливо заметил: судьи не «из космоса». Сложно возразить. Как и где бы ни искали виновных, но «каждый народ заслуживает свое правительство». Они из нас, это мы трудимся и живем тотально во всех отраслях по нашим общим прин ципам. Наше сознание по физическим законам сообщающихся сосудов и диффузии – одна система, мы ею напитаны, мы ее питаем.

Соотнеся показатели вышеупомянутых стран, которые сегодня определяют их место в мировом рейтинге, сложно недооценить набившую оскомину патетику относительно роли человеческих качеств высокого качества. Бесспорно, коррупция – это следствие, причина, думается, в формировании этики мышления нации. Менталитет, национальный порог восприятия общества к этике в целом и составляет доминирующую ценность нации, в нем – мерило успеха государства.

Из вышесказанного вытекает, что у менталитета как у составной государственной машины могут быть свои упаднический и пассионарный периоды, что в конечном счете определяет и место государства.

Критерием оценки менталитета сегодня являются в немалой степени категории этического характера, адекватность выбора ценностей. В конечном счете они делают узнаваемой нацию и определяют ее место в глобальном рейтинге не меньше, чем достижения в науке, культуре, технике, искусстве и др.

Представляется необходимой созидательная составная, образующая единые ценности, единый гражданский менталитет.

        Согласно словарю социологии менталитет складывается посредст вом социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации. По БЭС, менталитет – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, жизненных позиций, культуры, моделей поведения группы лиц, обусловленные социальной средой и традициями. Французская историческая «Школа Анналов» под менталитетом подразумевала то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть здесь менталитет предстает именно как коллективная черта, а не индивидуальная. Таким образом, этимология ряда определений доказывает одно: менталитет – свойство не врожденное, а формируемое.

Всем известна значимость взаимосвязи между мыслью, поступком, привычкой, характером и судьбой. Государство – это разумная субстанция, чье развитие предопределено ее первым шагом. В процессе становления каждая нация выбирает свои, привычные ей, методы и способы, с ними развивается сама, развивает и их. Иными словами, менталитет (читать «мысль»), как и будущее нации (читать «судьбу»), можно пустить на самотек или рассматривать его как управляемый государственный ресурс, способный к наращиванию его эффективности с целью обеспечения процветания нации. Выбор определит место нации и сделает в конечном счете узнаваемым ее облик, но каким? Например, Сингапур, Германия, ОАЭ и ряд других преуспевающих развивающихся стран выбрали прямой и потому простой путь, без эффекта бумеранга. Общепризнанные индикаторы указывают на непростой выбор развития в странах постсовет ского пространства и банановых республик, среди которых еще недавно был и Сингапур.

Для россиянина органичными должны стать такие добродетели, как потребность в созидании и творчест ве. Из свойств личностного плана освоить или реанимировать такие состояния, как деликатность, честь, порядочность, самодисциплина, созидательность, чуткость, лояльность (фр. – «верность законам» в том числе), корректность, такт, меру, в дополнение к таким исконно русским качествам, как доброжелательность, гостеприимство, любовь к свободе и др. Важно не путать великодушие с простодушием, а воспитанность не принимать за слабость. Выживание нации не должно быть выживанием ценностей из пакета человеческого капитала. Сегодня сложно игнорировать тот факт, что достижения нации – следствие ее менталитета, который в свою очередь не статичен, имеет способность к трансформациям. Следовательно, им необходимо управлять и направлять на то, что впоследствии приведет нацию к ее триумфу. В связи с этим менталитет можно рассматривать одновременно как основу, цель и средство в целом, как ресурс государства в его стремлении обеспечить процветание нации посредством трансформации поведения человека и общества в целом, переоценку ценностей и повышения национальной гражданской самооценки. В менталитете, его созидательной и творческой составной заложен мощный механизм прогрессивного развития нации.

 

 Русский характер противоречив. Европейцы не могут понять и осознать нас - слишком много противоречий. Сейчас ,как мне кажется, решающий этап в жизни нашей страны. Будем мы развиваться или станем безвольными, порабощёнными колониями все зависит от на самих. И одну из основных ролей на этой арене играет менталитет. Нужно чтоб не только нас зауважала Европа, в первую очередь мы должны сами поверить в себя, возродить всегда выручающее нас чувство патриотизма и достоинства. Возрождение русского менталитета должно стать одной из основных задач на пути к восстановлению Российской державы.

 

Список литературы

  1. Андрей Кончаловский из речи на симпозиуме «Культура, культурные изменения и экономическое развитие» http://www.polit.ru/analytics/2010/07/12/mentality.html.
  2. Лесная Л.В. Интерпретация понятия менталитета в российских и зарубежных источниках. Ломоносовские чтения 2003 г.
  3. Большая Советская Энциклопедия рядом со словом "Общественное мнение".
  4. Игорь Кондрашин .Общественное сознание http://ikondrashin.narod.ru/rus/consc/comc.htm
  5. Гульнара Байгелди, заместитель заведующего аналитическим отделом аппарата Конституционного совета Республики Казахстан, к. ю. н. Казахстанская правда. http://thenews.kz

Информация о работе Влияние менталитета нации на общественное мнение