Взаимосвязь социальной политики и рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:12, реферат

Краткое описание

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

Содержание

Введение
1. Сущность социальной политики государства
2.Политика государства на рынке труда
3.Совершенствования социальной политики в области трудовых отношений
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)
  • в России существует законодательная база, позволяющая действовать трипартизму. Она постоянно совершенствуется. Так, например, в ноябре 1995 года был принят Закон « О порядке разрешения коллективных трудовых споров», 1 мая 1999 года был принят Закон о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • многие проблемы социально-трудовой сферы теперь решаются на договорной основе;
  • большая часть организаций заключает коллективные трудовые договоры со своими сотрудниками, и полноправными действующими лицами этих отношений являются профсоюзы;
  • создана Служба по урегулированию споров. Это специальный орган, содействующий решению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур.

Итак, видно, что государство как самый «сильный» или старший партнер в таких отношениях, многое делает в сфере трудовых отношений. Именно от политики государства в сфере занятости населения и его социальной защиты зависят остальные процессы этой области. Рынок, если он складывается стихийно, свободно, позволяет достичь максимизации производительности и доходов. Однако, для достижения социальной справедливости и гарантии равных возможностей доступа к рабочим местам рынок труда должен регулироваться определенными государственными институтами. Что касается современного российского рынка труда, то на нем уже появилось много маргинальных групп. Кроме того, встает и проблема диспропорций на рынке профессий. Количество обучаемых по профессии редко совпадает с реальной потребностью государства в представителях этой профессии.

Таким образом, новым приоритетом политики занятости становится полное и рациональное использование трудового потенциала страны. Государство должно проводить активную политику на рынке труда. Новая эффективная стратегия на рынке труда должна сводится к поддержанию разумного баланса между необходимостью активной и жесткой экономической политики и необходимостью социальной защиты населения. Многообразие методов регулирования рынка труда формирует два основных типа политики государства на рынке труда – активной и пассивной. Пассивная политика сводится к регистрации ищущих работу, определению размера пособия по безработице, разработке не денежные формы поддержки безработных и их семей. Активная политика – это профессиональная подготовка и переподготовка безработных, система поддержки малого бизнеса и само занятости, внедрение программ общественных работ, профессиональное консультирование. Меры пассивной политики государства на рынке труда способствуют развитию иждивенческих настроений среди безработных. Бороться с этим можно за счет более широкого использования мер активной политики.

Активная политика государства на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности каждого человека как профессионала. Внедрение мер активной политики снимает напряженность в обществе, уменьшает затраты государственного бюджета, способствует структурной перестройке экономики. Проведение активной политики дает возможность, улучшая общее состояние рынка труда, улучшать и положение каждой отдельной группы населения. В России это особенно актуально по отношению к тем людям, которые оказались незанятыми в результате сокращения объемов производства или полной его ликвидации.

Многие меры активной политики с разной долей успеха претворяются в жизнь Федеральной Службой Занятости. Так, например, распространены программы открытого обучения. Эти программы заключаются в профессиональной ориентации незанятых граждан, их социальной адаптации к новым экономическим условиям, а также их психологическая адаптация в стрессовой ситуации. Такие программы характеризуются разнообразием форм обучения, что делает из более привлекательными и дает возможность применять их для обучения широких масс незанятых людей. Главной проблемой на пути широкого применение мер активной политики на рынке труда является недостаточное финансирование. Кроме того, условия рынка ставят еще целый ряд проблем. В частности, необходима смена жизненных установок большинства ищущих работу: многие люди привыкли к советской системе социально-трудовых отношений. Каждый мог быть уверен в том, что для него обязательно найдется рабочее место и проявление инициативы в его поиске было вовсе не обязательным. Сейчас это проявляется в том, что некоторые безработные, получая направления от службы занятости на предприятия, целенаправленно приходят туда за отказом, чтобы снова получать пособие по безработице.

Итак, подводя некий итог, можно сказать следующее. Рынок труда Западной Европы формировался в условиях повторяющихся кризисов производства, при значительных масштабах безработицы. Что касается России, то тут ситуация несколько иная. Относительно нашей страны уместно говорить о дефиците товаров, значительном числе рабочих мест, большой сплоченности рабочего класса и огромном влиянии на экономические процессы коммунистического режима. Именно поэтому, перенимая западный опыт государственного регулирования рынка труда, называемый активной политикой, следует предварительно «примерить» его на российские условия. Западные теории в области регулирования рынка труда обречены в нашей стране на провал в первую очередь по причине того, что у нас отсутствует необходимая для их внедрения инфраструктура рынка труда. Но и российская практика может уже похвастаться некоторыми достижениями в области внедрения активной политики на рынке труда. Так, например, во многих регионах не только активно действует Федеральная Служба Занятости, но и работают многочисленные альтернативные центры занятости. Говоря о социальном партнерстве, нельзя не признать, что ведущая роль в связке «государство–работодатель–наемный работник» принадлежит государству. Этот партнер сосредотачивает в своих руках максимальную власть, по крайней мере, за счет того, что создает и корректирует законодательную базу. Именно государство берет на себя ведущую роль и в регулировании рынка труда. Современные экономические условия таковы, что для сохранения гармонии на рынке труда и социальной справедливости необходимо шире внедрять меры активной политики труда. Нашей стране есть, на кого равняться в этом. Перед глазами нашего государства множество более или менее удачных примеров других стран. Поэтому сейчас одна из центральных задач нашего государства заключается в том, чтобы взять самое лучшее из западного опыта и грамотно адаптировать эти методы активной политики к российской действительности.

 

 

 

 

  1. Совершенствование социальной политики в области трудовых отношений

 

Государственная политика в области регулирования рынка труда с 2010 г. направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Задачи государственной политики в области регулирования рынка труда:

  • содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
  • обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;
  • обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;
  • содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач содействия занятости населения и обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами может быть обеспечено путем повышения эффективности функционирования рынка труда, что предполагает, с одной стороны, повышение гибкости рынка труда, с другой стороны, обеспечение соблюдения социально трудовых прав и гарантий. Для этого необходима модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда, внедрение инновационных методов государственного регулирования в области занятости населения.

Основными направлениями совершенствования государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

  • совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения;
  • совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
  • обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы;
  • развитие кадрового потенциала;
  • оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
  • стимулирование экономической активности населения;
  • повышение качества рабочих мест.

Основные мероприятия государственной политики в области регулирования рынка труда:

  1. Совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения. 1.  Дальнейшее развитие норм трудового законодательства и законодательства о занятости населения должно отвечать современным тенденциям в сфере труда в связи с углублением различий в содержании труда, формах его организации в различных секторах экономики, обусловленным диверсификацией производства, проведением структурных реформ, созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры. Расширение гибких форм организации труда будет способствовать повышению конкурентоспособности российских производителей при интеграции в общеэкономическое пространство, и, как следствие, росту спроса на рабочую силу, сокращению неформального сектора экономики. Меры по повышению гибкости регулирования трудовых отношений должны одновременно подкрепляться мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.

Совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения будет осуществлено по следующим приоритетным направлениям:

  • гармонизация трудового законодательства и законодательства о занятости населения с международными нормами;
  • совершенствование законодательства в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование «заемного труда» и других возникающих новых форм трудовых отношений;
  • совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству инвалидов;
  • нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;
  • реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.
  1. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда. Для решения задач государственного регулирования на рынке труда необходимо проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей силы и разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда.

С 2007 г. осуществляется мониторинг ситуации на рынке труда в Российской Федерации, предполагающий:

  • определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;
  • определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов и др.;
  • прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования;
  • формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости населения, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения.

Мероприятия мониторинга ситуации на рынке труда реализуются федеральными органами исполнительной власти при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании данных организаций, органов службы занятости населения, учреждений профессионального образования. На основании результатов мониторинга на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации разрабатывается прогноз спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп. С учетом федерального и региональных прогнозов спроса и предложения на рынке труда осуществляются выработка приоритетов и планирование мероприятий государственной политики в области регулирования рынка труда, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования. На основании прогнозов спроса и предложения на рынке труда разрабатываются программы профессиональной ориентации населения и повышения территориальной мобильности рабочей силы, осуществляется привлечение иностранных специалистов.

  1. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу. Для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми кадровыми ресурсами необходимо сбалансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Для обеспечения соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда необходим пересмотр направлений и уровней профессиональной подготовки с учетом прогноза спроса и предложения на рынке труда. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесено начальное профессиональное образование, и которым с 2010 года переданы федеральные полномочия в области содействия занятости населения, следует особое внимание уделить подготовке рабочих кадров по общеотраслевым профессиям, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет имеющихся трудовых ресурсов. На решение указанной задачи необходимо ориентировать систему начального профессионального образования и программы переподготовки безработных граждан, реализуемые в регионах. В целях повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей разработаны  профессиональные стандарты. Профессиональные стандарты призваны обеспечить взаимосвязь рынка труда и профессионального образования, определяя качественные характеристики запроса работодателей на подготовку кадров. Кроме того, внедрение профессиональных стандартов позволило сформировать основу для сертификации персонала, будет способствовать созданию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда, повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации.

Информация о работе Взаимосвязь социальной политики и рынка труда