Брачно-семейные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:47, реферат

Краткое описание

Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно".

Содержание

Введение 2
Брачно-семейные отношения 4
«Нетрадиционные» семьи 10
Черты современных моделей семей 18
Заключение 27
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

-внутренний контроль  – внешний контроль;

-эгоизм – социоцентризм (альтруизм);

-ориентация на  общественные нормы – на себя;

-принятие противоречий  – их неприятие;

-чувство собственного  достоинства – неверие в себя.

К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят: 
-постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;

-желание и способность  партнеров к согласованным действиям  на благо семьи; 
-инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела;

-разумное сочетание  разнообразных личных целей и  потребностей с общесемейными делами и потребностями;

-стремление в  трудную минуту к эмоциональному  единению и сплочению; 
-эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т.д.); 
-способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

  1. «Нетрадиционные» семьи

К настоящему времени  появились такие семьи, описание которых не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными. 
В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Когда в семье есть только один родитель – она называется неполной. Можно выделить три типа таких семей: 
-первый тип – это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак; 
-второй тип – одинокий человек официально усыновил ребенка; 
-третий тип – незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными. Она выделяет три типа таких семей:

  1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.
  2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.
  3. Оба – и мужчина, и женщина – имеют детей от предыдущих партнеров.

Семья, берущая ребенка  на воспитание, - другая форма смешанной  семьи. Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного  ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных. 
Хотя смешанные и неполные семьи достаточно своеобразны и поэтому отличаются от других, тем не менее у них есть многое, по мнению В. Сатир, что сближает их с любыми другими семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если супруги привносят в нее заботу и творчество. Вид семьи вовсе не определяет того, что в ней происходит. От него лишь зависят проблемы, с которыми сталкиваются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов и определяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельности и все вместе, настолько успешно дети становятся творческими и здоровыми людьми. По мнению В. Сатир, в этом смысле все семьи одинаковы.

В настоящее время  в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется.

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе

Традиционные брачно-семейные отношения

Альтернативные  формы брачно-семейных отношений

 

1. законные (юридически  оформленные, фиксированные)

 

1.1 одиночество

    1. незарегистрированное сожительство

2. обязательно с  желанием и наличием детей

2.0. сознательно  бездетный брак

3. стабильные

3.0. разводы, повторные  брачно-семейные отношения

4. мужская идеология  (установка на главенство мужчины)

4.0. открытый брак

5. сексуальная верность  партнеров

5.1. внебрачный секс 
5.2.свингерство 
5.3.интимная дружба

6. гетеросексуальность

6.0. гомосексуальность

7. диадичность

7.0.групповой брак, жилые сообщества и коллективные  семьи


Рассмотрим эти  альтернативные формы подробнее, но не в плане их пропаганды, т.к. наша задача понять эти точки зрения в полном объеме, ведь они уже существуют (нравится нам это или нет). 
1.1. Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте. 
В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно восемнадцати процентам всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться "в принципе самостоятельными и независимыми". 57% российских девушек и лишь 5% шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства. 
Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:

-рост образования  женщины;

-преобладающее  число женщин в брачном возрасте;

-распространенная  точка зрения, что легче прожить  одному. 
Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Следует добавить, что жизнь в моноварианте, установка на одиночество может быть и не пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки "добыть" партнера и обрести спутника/спутницу жизни.

1.2.Незарегистрированное  сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак". Доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства: 
–такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа ("пробный брак");

-в случаях незарегистрированного  сожительства происходит апробация  сил и совместимости; 
-в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает "эффект собственника";

-незарегистрированное  сожительство обеспечивает больше  духовности и удовлетворенности  в отношениях.

Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни  на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.

2.0. Сознательно  бездетный брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. 10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1%. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью – главное предназначение женщины. 
Потребность иметь детей – социально-психологическая, моральная по своей сути. Рождение ребенка – акт принятия родителями всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.  
Представим отличия женщин, не желающих иметь детей: 
-поздний возраст вступления в брак;

-среди таких  женщин выше процент разведенных,  т.е. переживших неудачу в предыдущем браке;

-высокий уровень  образования;

-чаще это старшие  или единственные дети в семье;

-более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком);

-более андрогенные женщины (андрогены – мужские половые гормоны);

-часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу. 
Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:

-дети мешают супружеским отношениям;

-дети мешают  социальной активности.

3.0. Повторные  браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным.

4.1. Открытый  брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности (подлинности, равнозначности) отношений, увеличение толерантности (терпимости к чужим мнениям, поведению) партнеров друг к другу. 
Принципы открытого брака:

-строить жизнь  на основе настоящего и исходя  из реалистических желаний; 
-относиться с уважением к личной жизни партнера;

-открытость общения:  свободно, открыто выражать чувства;

-подвижность и  гибкость ролевого общения;

-открытое партнерство:  иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

-равноправие: справедливое  разделение ответственности и  благ;

-аутентичность:  знать себе цену и не позволять  принижать свое достоинство;

-доверие: сочетание  "статистического" доверия  с "динамическим" доверием.

Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений  он фактически узаконивает право  на измену. 
5.1., 5.3. Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго, вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре. 
5.2. Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую "шведскую" семью. Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.

6.0. Гомосексуальные  пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности.

7.0. Групповой  брак, жилые сообщества, коллективная  семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы.

В современной России простые или нуклеарные семьи – преобладающая форма среди всех семей. "Нуклеарная" - от слова "нуклеа" - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи – малодетная нуклеарная семья.

Информация о работе Брачно-семейные отношения