Брачно-семейные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины - это рождение детей и забота о семье

Вложенные файлы: 1 файл

зар.история.docx

— 24.75 Кб (Скачать файл)

Брачно-семейные отношения.

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава  семьи - муж. Ему принадлежало право  наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял  собой имущественную сделку, в  результате которой муж покупал  себе жену, и она становилась его  собственностью.

Законы Ману определяют положение  женщины следующим образом: в  детстве ей полагалось быть под властью  отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо  «женщина никогда непригодно для  самостоятельности». Законы Ману прямо  требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины - это рождение детей и забота о семье 

Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой  провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось  главой семьи. После смерти родителей  имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по  своей доли для приданого.

Уголовное право  и судебный процесс

 Законы Ману дают  представление об уголовном процессе  того времени. Отделения суда  от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь  с брахманами. В судопроизводство Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства.

При разборе дел и вынесении  решения суд придерживался формальной оценки доказательств, за которой скрывался  классовый и кастовый подход. Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. Женщины могли давать показание только относительно женщин, о «дваждырожденных» могли свидетельствовать лишь «дваждырожденные». Если свидетели давали разные показания, то принимались во внимание показания большинства. В случае отсутствия такового суд становился на сторону тех, у кого были «хорошие качества». Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. При отсутствии свидетелей в качестве доказательства применялись ордалии различных видов - испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

 Император и другие  чиновники могли издавать приказы  о задержании наиболее опасных,  с их точки зрения, преступников  и о предании их царскому  суду. К обвиняемым применялись  пытки, как правило, четырех  видов: 6 палочковых ударов, 7 плетей, 2 подвешивания и вливание воды  в нос. Особо опасные преступники подвергались восьми видам пытки, в том числе прокалыванию руки иглой, сжиганию сустава пальца и т.д. От пытки освобождались лишь дети, старики, больные, беременные женщины, сознавшиеся лица, обвиняемые в незначительных преступлениях, а также брахманы независимо от тяжести преступления.

Регулирование имущественных отношения

Законы Ману свидетельствуют о  глубоком имущественном расслоении древнеиндийского общества. Это расслоение затронуло и область поземельных  отношений. Об этом свидетельствует  ряд шлок гл. VIII посвященных спорам между общинами, общинниками-крестьянами о границах земельных владений, общинных колодцах, каналах, межевых знаков для домов, садов. Предписания Законов Ману направлены на всемирную охрану права собственности на различные виды движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь. 
 
Весьма детально разработан в Законах Ману древнейший вид договора – договор займа. Кредитор имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались такие средства получения долга, как хитрость, принуждение (путем захвата его сыновей, животных или осады его дома), сила (когда кредитор, «схватив должника, приводит его в свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долга»). 
 
Особое место в древнеиндиском праве занимал договор личного найма. Полурабское положение бесправных арендаторов, сельскохозяйственных рабочих в ряде случаев было хуже, чем положение раба

 
Для договора купли-продажи характерным  было то, что кастовые барьеры накладывали  ряд ограничений на возможность  заниматься торговлей представителями  высших варн и на торговлю людьми. Самопродажа и продажа родственников в рабство влекли изгнание из касты. Согласно Законам Ману договор купли-продажи мог быть расторгнут в течение десяти дней после заключения сделки без всяких причин

Социальная структура населения

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами. Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн


 
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). 
 
Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными:брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, икшатрии -варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными".Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными". Низшую, самую приниженную и бесправную группу населения составляли «неприкасаемые», не входившие ни в одну варну. К ним причислялись отсталые племена охотников, рыболовов, включенные в жизнь классового общества. «Неприкасаемые» не являлись рабами,  но закон их  не защищал.

 
С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных  на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией.  
 
Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучать священные книги, молиться, получать подарки — привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне. 
 
    Кроме варн было  другое, более точное деление, учитывавшее  положение  человека в зависимости от  родителей, т.к. со временем  появилось много детей  от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24. 
 
Также необходимо заметить, что положение шудры правом не регулировалось, тогда как положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемым  было  запрещено  селиться  в местах  обитания  “дваждырожденных”, проходить  через  поселок  арийцев  они  могли  только  ночью. Хранить  пищу  разрешалось только  в разбитой посуде, одеваться - только в  лохмотья. По  своему  юридическому  статусу они были приравнены  к собакам

 
В семейном праве вполне утвердилось  господство мужчины (мужа, отца). Различаются несколько форм брака: правильный, или торжественный, брак (при этом приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом (покупкой жены); брак, основанный на свободном соглашении супругов (без взаимных обязательств); наконец, похищение жены — умыкание, возникшее из обычая брать женщин в бою, как берут трофей. Признавалось, что женщина должна всегда находиться под опекой мужчины: отец охраняет женщину в детстве, муж — в молодости, сыновья — в старости — «женщина никогда не пригодна для самостоятельности»  
 
Развод для жены невозможен: «Ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа», Муж может оставить жену, «если она его ненавидит. «Жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8-м году, рожающая мертвых — на 10-м, только девочек — на 11-м, но сварливая—немедленно». 
 
Наследство делится между сыновьями поровну, и ни один из них не может быть обойден. Наследники могут и не разделяться. В таком случае они живут все вместе на старом отцовском хозяйстве под управлением старшего брата. Известная доля наследства выделялась дочерям, но только в виде приданого. Незамужние дочери получали равную долю с братьями  в наследстве, оставшемся от матери 
 
В государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными для всех рабовладельческих государств Древнего Востока, встречается и ряд особенностей. Первой особенностью является кастовая структура общества, пережитки которой имеют место и в современной Индии. Второй особенностью является наличие в государственном строе (отдельных стран Индостана) заметных следов военной демократии и республиканских форм правления.  
 
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.  
 
Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. 
 
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешивание варн. 
 


Информация о работе Брачно-семейные отношения