Безконфликтное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом безконфликтное поведение.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

ТАБЛИЦА№2

 

№ п/п

Имя ребёнка

Критерии и показатели

Адекватная оценка своего поведения

Умение руководствоваться правилами  поведения в классе

1.

Серёжа С.

В конфликтных ситуациях  не умеет руководствоваться правилами  поведения в классе, плохо взаимодействует  со сверстниками.

2.

Маша Н.

В большинстве случаев  умеет руководствоваться правилами  поведения в классе.

3.

Серёжа У.

Руководствуется правилами  поведения в классе только в своих интересах.

4.

Виталик Т.

Не умеет руководствоваться  правилами поведения в классе

5.

Дима Д.

Часто не соблюдает правила  поведения в классе.

6.

Олег Г.

Не старается выполнять  правила поведения в классе, нарушает дисциплину.

7.

Андрей Д.

Старается выполнять  правила поведения в классе.

8.

Саша П.

Руководствуется правилами  поведения в классе только в своих  интересах.


Проведённая диагностика  «Изучение коммуникативных умений»  позволила определить умение руководствоваться  правилами поведения в классе.

Диагностическая методика «Лесенка»

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина

Цель: Выявление уровня самооценки

Описание методики: испытуемый рисует на листе бумаги десять ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ребята, на второй ступеньке чуть-чуть получше, на третьей ступеньке ещё чуть-чуть получше. На самой верхней ступеньке стоят самые лучшие ребята. Затем экспериментатор предлагает испытуемому поставить себя на какую-либо ступеньку.

Материал: Альбомный лист и карандаш.

Условия проведения: исследование проводится в индивидуальном порядке, изолировано.

 

ТАБЛИЦА№3

№ п/п

Имя ребёнка

Критерии и показатели

Адекватная оценка своего поведения

Адекватная самооценка

1.

Серёжа С.

Поставил себя выше своих  одноклассников, а себя на высшую ступеньку, по сравнению с ними.

2.

Маша Н.

Маша поставила себя на одном уровне с одноклассниками.

3.

Серёжа У.

Поставил себя выше своих  одноклассников, а себя на  предпоследнюю  ступеньку.


 

4.

Виталик Т.

Поставил на лесенке  себя наравне с одноклассниками.

5.

Дима Д.

Почти всех одноклассников поставил выше себя.

6.

Олег Г.

Себя поставил на одну из высших ступенек, в отличии от одноклассников.

7.

Андрей Д.

На лесенке находится  среди своих одноклассников.

8.

Саша П.

Себя на лесенке поставил выше всех.


Проведенная методика «Лесенка»  позволила выявить уровень самооценки у детей и определить какое  они занимают положение среди  одноклассников.

 

Диагностика САТ (Детский аперцентивный  тест)

Цель: выявить стремление к первенству.

Описание методики: испытуемому поочерёдно предлагаются 4 картинки на которых изображены животные. Они заняты какой либо деятельностью. Задача испытуемого состоит в том, чтобы по картинке составить рассказ.

Материал: картинки с изображение сюжета.

Условия проведения: индивидуально с каждым испытуемым. 

 

ТАБЛИЦА № 4

 

№ п/п

Имя ребёнка

Критерии и показатели

Умение подчиниться, если этого  требует ситуация общения

Отсутствие стремления к первенству.

1

Серёжа С.

Пытается быть первым, хотя этого почти не получается

2

Маша Н.

Не старается быть первой, равнодушно относится к лидерству.

3.

Серёжа У.

Стремится к доминированию, считает себя лидером в классе.

4.

Виталик Т.

Редко возникает желание  быть первым в классе.

5.

Дима Д.

Стремление быть первым только в дружеских отношениях, а  не в учёбе; старается дружить со всеми.

6.

Олег Г.

Не стремится к первенству, но очень любит, когда его хвалят и одобряют его действия.

7.

Андрей Д.

Не стремится и не старается быть первым, как в учёбе, так и в дружбе с ребятами.

8.

Саша П.

Старается быть лидером, стремится к первенству, особенно в учёбе, болезненно переживает свои неудачи.


Проведённая диагностика  позволила выявить наличие стремления к первенству у младших школьников.

Диагностика «Модификация теста Розенцвейга».

Цель: Выявить наличие вербальной и физической агрессии, а также умение прислушиваться к мнению других.

Описание методики: испытуемому поочерёдно предлагаются 8 картинок, на которых изображены люди.

 Один из них совершил  какое-то действие по отношению  к другому и произнёс какие-либо слова. Испытуемый должен поставить себя на место другого человека и придумать ответ , который нужно дать как можно быстрее. Ответ записывается под порядковым номером, соответствующим номеру рисунка.

Материал: картинки с изображением сюжета.

Условия проведения: индивидуально с каждым испытуемым.

 

 

 

ТАБЛИЦА№5

 

№ п/п

Имя ребёнка

Критерии и показатели

Умение подчинять, если этого требует  ситуация общения

Уровень агрессивности

Умение прислушиваться к мнению других

Уровень физической агрессии

1.

Серёжа С.

Не умеет прислушиваться к чужому мнению

Сразу готов начать драку

2.

Маша Н.

Редко прислушивается к  чужому мнению

Старается не вступать в  ссоры

3.

Серёжа У

Не прислушивается к  мнению окружающих

Старается спровоцировать конфликт

4.

Виталик Т.

Способен прислушиваться к мнению окружающих

Не всегда вступает в  конфликты

5.

Дима Д.

Старается поступать  так, как хочет сам

Любит участвовать в  конфликтах и провоцировать их

6.

Олег Г.

Настаивает на своём  мнении, даже если не прав

Присутствует физическая агрессия, не умеет разрешать конфликтные ситуации


 

7.

Андрей Д.

Не всегда прислушивается к чужому мнению

Старается разрешить  конфликтные ситуации без применения физической силы

8.

Саша П.

Выше всех считает  своё мнение. К чужому прислушивается редко

Редко разрешает конфликты мирным путем


Проведенная диагностика  позволила выявить наличие физической и вербальной агрессии, а также  умение подчиняться, если это требует  ситуация общения.

        Для выявления уровня сформированности  у детей навыков бесконфликтного  поведения были отобраны диагностические методики:

        Диагностическая  методика «Несуществующее животное»

Е.И.Рогов

Цель: Выявить наличие вербальной агрессии.

Описание методики: экспериментатор даёт задание испытуемому:  «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем». 

Материал: альбомный лист и цветные карандаши.

Условия проведения: проводится в классе. 

 

ТАБЛИЦА№6

 

№ п/п

Имя ребёнка

Критерии и показатели

Низкий уровень агрессивности

Низкий уровень вербальной агрессии

1.

Серёжа С.

На рисунке нет острых зубов

2.

Маша Н.

На рисунке отсутсвует агрессивность

3.

Серёжа У.

На рисунке клыки

4.

Виталик Т.

Изображены острые зубы

5.

Дима Д.

Присутствует вербальная агрессия

6.

Олег Г.

Наличие языка говорит  о вербальной агрессии

7.

Андрей Д.

На рисунке отсутствуют  зубы

8.

Саша П.

Изобразил острые клыки


Проведенная методика «Несуществующие  животные» позволила определить наличие агрессивности у детей.

Проведенное диагностирование позволило отнести детей к  разным уровням сформированности навыков бесконфликтного поведения.

К I высокому уровню из детей, участвующих в опытно-экспериментальной работе, не был отнесен никто.

Ко II среднему уровню были отнесены Маша Н. ,Виталик Т., Андрей Д. Дети знают правила поведения в классе, но не умеют руководствоваться ими, в конфликтной ситуации: неадекватно оценивают свои возможности и способности. Не всегда умеют подчинится, если этого требует ситуация общения. В некоторых конфликтных ситуациях проявляют вербальную и физическую агрессию.

К III низкому уровню были отнесены Серёжа С., Серёжа У., Дима Д., Олег Г., Саша П. Дети неадекватно оценивают свое поведение, не достаточно хорошо знают правила поведения в классе. Неадекватно оценивают свои возможности и способности, не умеют подчиняться, если этого требует ситуация общения: присутствует стремление к первенству, даже в плохо освоенной деятельности. Присутствует физическая и вербальная агрессия.

С данной группой детей  необходимо проведение целенаправленной социально-педагогической работы по формированию навыков бесконфликтного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социально-педагогическая  деятельность по формированию  навыков бесконфликтного поведения.

По результатам констатирующего  эксперимента был проведен формирующий  эксперимент.

Цель формирующего эксперимента: подобрать и апробировать театрализованные игры и игровые тренинги, направленные на формирование навыков бесконфликтного поведения.

 Задачи формирующего  эксперимента:

    1. Отобрать произведения для организации театрализованной игры и тренинг и, направленные  на формирование навыков бесконфликтного поведения.
    2. Определить этапы социально-педагогической деятельности, направленной на формирование навыков бесконфликтного поведения у младших школьников.
    3. Совместно с детьми изготовить игровой материал для театрализованной деятельности.

Содержанием формирующего эксперимента является социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование навыков бесконфликтного поведения.

Данная работа строилась  в соответствии с принципами социально-педагогической деятельности:

    • Учет  имеющихся элементарных навыков бесконфликтного поведения; этот принцип предполагает то, что необходимо учитывать имеющиеся навыки бесконфликтного поведения, так как у некоторых они практически не сформированы и отсутствуют. Нужно обращать внимание  на то, как дети используют имеющиеся навыки в общении с другими детьми.
    • Учет конкретных социальных условий, в которых находятся данные дети. В основе этого принципа лежит то, что данные дети обучаются в школе-интернате VII вида, для детей с задержкой психического  развития. Большинство обучающихся –дети из неблагополучных семей, имеют отклонения в поведении, задержку психического развития и являются труднообучаемыми  и трудновоспитуемыми. В школьных условиях воспитывать таких детей очень трудно, практически к  каждому  ребенку необходим индивидуальный подход. Все эти условия нередко порождают агрессивное  поведение, поэтому постоянно происходят конфликты с одноклассниками и учителями.
    • Согласованность социально-педагогической деятельности с воспитателем группы, социальным педагогом, психологом. Прежде чем провести психологические исследования, игровые тренинги и другие виды деятельности с детьми, я интересовалась мнением и советовалась с воспитателем класса, социальным педагогом и психологом школы-интерната.
    • Принцип  последовательности состоит в том, что работа по формированию навыков бесконфликтного поведения  строилась от простого к сложному. В начале работы  я предлагала детям более легкие задания: изготовление атрибутов для постановки пьесы, затем мной была проведена тренинговая  программа - первые тренинги были более легкие, чем последующие; а в конце работы был проведен самый сложный этап- постановка пьесы на сцене.
    • Принцип систематичности: данная работа проводилась постоянно, охватывала разные формы деятельности: изготовление атрибутов, костюмов для пьесы, игровые тренинги, постановка спектакля. Вся эта деятельность была очень интересна и необычна для детей.
    • Принцип наглядности заключался в использовании атрибутов для театрализованной деятельности младших школьников. Наглядность была изготовлена совместно с детьми, что способствовало повышению интереса детей к данному виду деятельности. Также принцип наглядности выражался в демонстрации детям некоторых тренинговых упражнений.
    • Принцип личностно-ориентированного подхода к детям предполагает учет уровня развития ребенка, его возраста, условий, в которых происходило его воспитание. Задания и упражнения, которые я предлагала, соответствовали уровню развития детей, были посильны для выполнения. Для того, чтобы  определить уровень развития детей, я проводила беседы с детьми, воспитателем класса, для этой же цели были проведены психологические исследования.
    • Принцип включения детей в совместную игровую деятельность состоял в том, что с младшими школьниками были проведены разнообразные игровые тренинги, способствующие формированию навыков бесконфликтного поведения в коллективе, а также формированию благоприятного климата в классе. В этих же целях была организованна деятельность детей по изготовлению атрибутов для пьесы, а также постановка самой пьесы.  

Информация о работе Безконфликтное поведение