Актуальные проблемы и приоритетные направления развития социальной работы с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть теоретический аспект социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность девиантного поведения.
2. Изучить виды и формы девиантного поведения.
3. Рассмотреть исторический аспект социальной работы с девиантными подростками.
4. Изучить направления и методы социальной работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы девиантного поведения подростков
1.1.Понятие и сущность девиантного поведения…………………..……......6
1.2.Виды девиантного поведения…………………………………………….13
Глава 2. Содержание социальной работы с девиантными подростками
2.1.Ретроспективный подход к развитию социальной работы с девиантными подростками………………………………………………………………...…23
2.2. Основные направления и методы социальной работы с детьми девиантного поведения……………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………….…..30
Список литературы………………………………………..............................32

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ2к.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Суицидальное поведение

Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка  к самоубийству. Суицидальное поведение - это самое разрушительное поведение, к которому кроме всего прочего  можно отнести и такие формы  девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены такие из них, как:

  • потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;
  • уязвленное чувство собственного достоинства;
  • крайнее переутомление;
  • разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;
  • токсикомания и наркомания;
  • отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;
  • состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Необходимо отметить влияние социальной среды определяемой микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью на возникновение у подростков мыслей о суициде [4,16, 17].

Правонарушения

Одной из форм девиантного  поведения, которое направлено против интересов общества в целом или  личных интересов граждан, является правонарушение.

В юриспруденции различают  правомерное и неправомерное  поведение граждан. Неправомерные  действия (правонарушения) - такие юридические  факты, которые противоречат нормам права. Все правонарушения делятся  на преступления и проступки.

Преступление - это противоправное, виновное наказуемое общественно-опасное  деяние, посягающее на охраняемые законом  общественные отношения и приносящее им существенный вред. Проступок- это  то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляется у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Подросткам и юношам в возрасте 14-18 лет присуща как  корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения чаще всего  носят незавершенный детский  характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, немотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (мобильные телефоны, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги,  алкоголь и др.).

Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей кампанией, недостатками воспитания, особенно в  семьях, где нормой поведения является пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные "разборки", которые сопровождаются бранью, насилием [13].

Агрессивность

Наиболее распространенным видом девиантного поведения  у подростков на сегодняшний день является агрессивное поведение.

В литературе различными авторами предложено множество определений  агрессии. Мы предлагаем остановится на следующем определении: агрессивность - поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которая направлена на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью [3].

Анализируя деструктивность  как проявление злокачественной  агрессии, Э. Фромм выделяет две формы  – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве [2].

Агрессивность, связанная  со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется  во всех формах её жизнедеятельности.

Агрессия разделяется  по формам и результатам, от злых шуток до деструктивных противоправных форм поведения. Различают следующие виды агрессии:

• реактивная - возникает  в ответ на предшествующую провокацию;

• проактивная - возникает  при отсутствии провокации;

• сверхактивная (особый вид реактивной агрессии) - тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию;

• физическая - это использование  физической силы в акте агрессии против другого живого существа;

• вербальная - нападение, которое осуществляется либо в словесной  форме (ругательство, проклятие, угрозы), либо негативных чувствах, выражающихся агрессором в виде крика или иных подобных формах;

• враждебная - намеренное причинение вреда другому живому существу;

• инструментальная - использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения цели агрессора;

• аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся  в самообвинении, нанесении себе телесных повреждений (крайняя форма - самоубийство).

Основными причинами возникновения и проявления феномена агрессивности являются индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия.

Индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.

Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.

Чувство стыда. Существует следующая закономерность - чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе взаимодействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу и агрессивному поведению.

Половые различия. Мужчины и женщины различаются прежде всего своими установками относительно агрессивного поведения. Мужчины относятся к агрессии как к средству достижения поставленной цели и склонны прибегать к прямой агрессии. Женщины относятся к агрессии как средству выражения гнева и снятия стресса путём высвобождения агрессивной энергии и склонны прибегать не к прямой, а к косвенной агрессии, нанося вред противнику чаще всего окольными путями. Половые различия в агрессии порождаются тем, что в большинстве культур считается, что мужчины во многих ситуациях должны вести себя более агрессивно, чем женщины.

Национальная принадлежность оказывает определённое влияние на формирование агрессивного поведения, так как существуют культуры, в которых присутствует положительное отношение к проявлению агрессивности.

Негативные средовые воздействия. Также агрессивность усиливает боль, причём как физическую, так и душевную. Особо сильным возбудителем является атакующее поведение другого человека. В жаркую погоду все становятся раздражительными и возбуждёнными. Теснота, вторжение в индивидуальное пространство человека также являются факторами, вызывающими стресс. Повышенная влажность, шум, загрязнённый воздух, занятия спортом или наблюдение за спортивными соревнованиями и т.п. усиливают возбуждение человека, которое в сочетании с враждебными мыслями или чувствами может облегчить агрессивное поведение.

Телевидение. Зрители не только воспринимают экранные модели насилия, но при постоянном просмотре подобных сцен человек становится более безразличным к чужой боли, искажается его представление о реальности. Просмотр насилия по телевидению изменяет восприятие действительности, люди начинают воспринимать мир более опасным, что приводит к увеличению страхов и тревоги.

Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Химический состав крови человека оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Алкоголь усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.

Агрессия возникает  на фоне определенного психического состояния, в данном случае - агрессивного. В соответствии с традиционной номенклатурой  выделяют познавательный, эмоциональный  и волевой компоненты агрессивного состояния. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях - сила и уверенность [9].

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н. Д. Левитова, котый отмечал, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств. Вместе с тем, агрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребенка, долгое время не осознается им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения [1, 2, 3, 12, 24].

Все эти данные очень важны при изучении проблемы девиации у подростков. Они помогают более глубоко и детально разобраться в причинах отклоняющего поведения и разработать наиболее эффективные методы работы с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание социальной работы с девиантными  подростками

2.1. Ретроспективный  подход к развитию социальной работы с девиантными подростками

Осуществляя ретроспективный  анализ девиантного поведения, необходимо отметить, что его развитие всегда связано с сопутствующими факторами развития общества: прогрессированием детской беспризорности, сиротства, бродяжничества и проч. В истории человеческого общества такое особое социальное явление, как детская беспризорность существует давно, но в периоды политических, социально-экономических потрясений число таких беспризорных детей значительно возрастает. Очень часто на их фоне возрастает угроза прогрессирования детского бродяжничества и нищенства, которые стали особенно заметным явлением после реформы 1862 г. как следствие разоряющихся крестьянских хозяйств и ухода подростков в растущие города в поисках лучшей доли. Во второй половине ХIХ века была признана необходимость организовывать учреждения для подкидышей, нищенствующих бродяжек, беспризорных детей силами самого государства. Третий пик приходится на начало ХХ века. Первая мировая, гражданская война, революция, усиливающаяся миграция населения, голод расшатали привычный уклад жизни, выбросили на улицу массу детей. Несмотря на трудности, которые испытывала страна, в 20-е годы создаются различные учреждения реабилитационного плана: «Детская чайная», детские сады для детей фабричных рабочих, детские приюты, ночлежки, где дети могли не только бесплатно переночевать, покушать, но и начать учиться и работать.

В 1918 г. в стране разворачивается  работа по преобразованию сиротских  домов, детских дореволюционных  приютов в государственные детские дома. Создающиеся детские дома не были однотипными, а ориентировались на разные категории детей: нормальные дети, дети-инвалиды, больные и ослабленные дети, дети, воспитывавшиеся в асоциальной среде. Приемник-распределитель был первичным учреждением, открывавшим собой цепь других учреждений, через которые проходил беспризорный ребенок. В крупных городах, располагающих большими материально-техническими и исследовательскими возможностями, возникали так называемые карантинно-распределительные пункты, где осуществлялось всестороннее изучение личности ребенка в целях определения типа детского учреждения, в которое он должен быть помещен впоследствии.

Именно в 20-е годы серьезное  развитие получила практика изучения личности ребенка, сложился опыт реабилитации детей на основе единства медицинского и педагогического подходов. Основным средством психотерапевтического воздействия и воспитания был признан труд.

К середине 30-х годов  проблема детской беспризорности была в основном решена. Новая волна беспризорности, вызванная Великой Отечественной войной, была преодолена с помощью активной работы комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей: создавались новые детские дома. Свыше 89 тыс. детей-сирот были определены в патронатные семьи, приемники- распределители; через адресные столы организовывался поиск родителей и возвращение детей в кровные семьи и семьи родственников [18].

Новый пик детской  беспризорности пришелся на начало 90-х  годов. С 1995 г. наметилось усиление внимания государства к решению проблем детской безнадзорности. Предусмотрены меры, способные стабилизировать ситуацию - это улучшение материального положения семей, развитие системы их социального обслуживания; обеспечение условий семейного воспитания детей; создание эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [11, 20, 21].

Создание целостной  системы профилактики и реабилитации детей и подростков девиантного  поведения является сегодня проблемой  государственной значимости. Указом Президента РФ (№1338 от 06.09.1993 г.) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» создается сеть специализированных учреждений в структуре органов социальной защиты населения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В соответствии с этим указом и приказом Минсоцзащиты России №64 от 14 сентября 1995 г. организуются учреждения трех типов. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Информация о работе Актуальные проблемы и приоритетные направления развития социальной работы с девиантными подростками