Актуальные проблемы и приоритетные направления развития социальной работы с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть теоретический аспект социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность девиантного поведения.
2. Изучить виды и формы девиантного поведения.
3. Рассмотреть исторический аспект социальной работы с девиантными подростками.
4. Изучить направления и методы социальной работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы девиантного поведения подростков
1.1.Понятие и сущность девиантного поведения…………………..……......6
1.2.Виды девиантного поведения…………………………………………….13
Глава 2. Содержание социальной работы с девиантными подростками
2.1.Ретроспективный подход к развитию социальной работы с девиантными подростками………………………………………………………………...…23
2.2. Основные направления и методы социальной работы с детьми девиантного поведения……………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………….…..30
Список литературы………………………………………..............................32

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ2к.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

                  Министерство образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Саратовский государственный  университет имени Н.Г. Чернышевского»

Балашовский институт (филиал)

 

 

 Факультет  социальной работы

 

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

Актуальные  проблемы и приоритетные направления  развития социальной работы с девиантными  подростками

 

Курсовая работа по теории социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

                              Выполнила:

                                                                       студентка 2 курса факультета

                                         социальной работы

                                                 очной формы обучения

                                                   Болдова Яна Евгеньевна

                                             

                                                         Научный руководитель

                                                               кандидат социологических 

                                                    наук Шаталова М.М.

                                                        Научный консультант  

                                                                кандидат социологических

                                                                      наук, доцент Бессчетнова О.В.

                                                                             

 

 

                                                                                        

                                                          

 

 

Балашов - 2012

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы девиантного поведения подростков

1.1.Понятие и сущность девиантного поведения…………………..……......6

1.2.Виды девиантного поведения…………………………………………….13

Глава 2. Содержание социальной работы с девиантными подростками

2.1.Ретроспективный подход к развитию социальной работы с девиантными подростками………………………………………………………………...…23

2.2. Основные направления и методы социальной работы с детьми девиантного поведения……………………………………………………….26

Заключение ……………………………………………………………….…..30

Список  литературы………………………………………..............................32

 

Введение

Социально-экономические изменения, происходящие в России в последние годы, характеризуются кризисом в экономике, науке, культуре, в сферах социального и духовного развития. Обострились ранее скрываемые нужда, бедность, инвалидность, национальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, алкоголизм и преступность.

Под сомнение поставлены идейные и нравственные ориентиры  предшествующей эпохи. Рост социальной напряжённости и углубление экономического кризиса затронули коренные основы жизни всего населения, в том числе детей и подростков.

На протяжении последних  лет постоянно растут масштабы детской  безнадзорности и сиротства, все  большее количество детей оказываются  выброшенными из нормальной жизни и, как следствие, - рост числа правонарушений. Поэтому, тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи [7].

Появляются всё новые  виды отклоняющегося поведения: подростки  участвуют в военизированных  формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. Возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, в том числе и у детей. Происходят изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.

Профессиональный интерес  психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням  изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы многих ученых.

Надо отметить, что резко уменьшилось количество специалистов и учреждений, работающих с детьми. Сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, летних лагерей, база внеурочной работы.

Из-за напряжённости в  экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается  число неполных семей. Родители, занятые своими проблемами и заботами, зачастую мало внимания уделяют воспитанию своих детей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Все перечисленные факторы, безусловно, повышают актуальность исследуемой проблематики.

Цель исследования: рассмотреть теоретический аспект социальной работы с подростками девиантного поведения.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность девиантного поведения.
  2. Изучить виды и формы девиантного поведения.
  3. Рассмотреть исторический аспект социальной работы с девиантными подростками.
  4. Изучить направления и методы социальной работы с девиантными подростками.

Объект исследования: девиантные подростки.

Предмет исследования: направления и формы социальной работы с девиантными подростками.

Методы исследования: использовались общенаучные методы исследования теоретической информации, такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение.

 

Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы девиантного поведения подростков

1.1. Понятие  и сущность девиантного поведения

Оценка любого поведения  всегда подразумевает его сравнение  с какой-то нормой, проблемное поведение  часто называют девиантным, отклоняющимся.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся  от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь-то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [26].

Кон И.С. выделяет две  большие категории, на которые подразделяется девиантное поведение. Во-первых, это  поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые [15].

Отклоняющееся поведение  выражает конфликт в разных его формах между индивидом и обществом. При этом далеко не всегда истинным может быть признано то, что утверждается обществом: все зависит от того, с позиции какой системы норм производится оценка.

Существует достаточно много форм и видов девиантного  поведения, но как ни различны эти формы и виды, они взаимосвязаны.

Отклоняющееся поведение  может носить положительный и  отрицательный характер. Положительные  формы (гениальность, одаренность), как правило, связаны с творческой, новаторской деятельностью, которая неразрывно сочетается с преодолением и нарушением существующих стандартов (например, развитие предпринимательской деятельности в условиях господства централизованного производства и распределения; политические формы деятельности, основанные на признанных в цивилизованных странах нормах права и морали, но не имеющих фактической реализации в данном обществе, и т. п.).

К отрицательным формам принято относить: пьянство, употребление наркотиков, агрессивность, противоправное поведение. Они образуют единый блок, так что вовлечение в один вид девиантного поведения повышает вероятность вовлечения и в другой.

Существует несколько  подходов, объясняющих природу такого явления, как девиантное поведение.

Биологический подход

Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей [6].

Уильям X. Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.

Эндоморфу (человеку умеренной  полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что  наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками [6].

Хотя подобные биологические  теории были популярны в начале XX в., но постепенно другие концепции вытеснили их.

Социологический подход

Развернутое социологическое  объяснение девиации впервые дал  Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — "отсутствие регуляции", "безнормность".

По сути, аномия, —  это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного  сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм [8,10].

Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Под аномией он понимал ситуацию, когда конкретное лицо проявляет недостаточное уважение к основным социальным нормам данной социальной системы или стремится усмотреть в этих нормах определенную утрату их обязательности для него самого. Следовательно, аномия не означает отсутствие норм, а лишь констатирует, что тот или иной субъект относится к социальным нормам негативно или равнодушно.

Концепция Р.Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает  конформизм и девиацию как " две  чаши одних и тех же весов". В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов, как часто предполагают многие люди [8].

Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.

Информация о работе Актуальные проблемы и приоритетные направления развития социальной работы с девиантными подростками